Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова: описание, история, продукция

0
0

Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова входит в число лидеров международной авиастроительной промышленности. Предприятие имеет долгую и славную историю. В его цехах выпускали авиатехнику прославленных конструкторов, таких как Туполев, Болховитин, Петляков, Ицкович, Ильюшин. И сегодня заводчане работают на благо страны, собирая и ремонтируя пассажирские лайнеры и военные самолеты, в том числе и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы.

Казанский авиационный завод им С П Горбунова

Становление

В 1932 году столица Татарстана стала площадкой для строительства нового авиапредприятия, будущего Казанского авиационного завода. Подрядчиком выступил «Казмашстрой». Уже через два года на предприятии, получившем имя С. Орджоникидзе, начали сборку целого ряда самолетов. Среди них выделялся шестимоторный гигант МГ-Бис, разработанный в КБ Туполева.

В 30-х годах здесь осваивался выпуск экспериментальных летательных аппаратов, таких как БД-А – бомбардировщика конструкции В. Ф. Болховитинова (поставившего ряд рекордов), скоростного спортивного Каи-1 З. И. Ицковича.

На службе Родине

Неоценима роль в развитии Казанского авиационного завода в Казани выдающегося авиаконструктора СССР В. М. Петлякова. В 1937 году предприятию поручено освоить сборку уникального для своего времени высокоскоростного тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (также называемого Пе-8), разработанного Петляковым. Четырехмоторная машина в годы войны зарекомендовала себя грозным оружием возмездия. Именно на этих самолетах с конца 1941 года осуществлялись дерзкие авианалеты на Берлин. Всего завод № 124 произвел 93 экземпляра.

В 1940 часть мощностей была переориентирована на сборку грузопассажирского Ли-2, представлявшего собой лицензионную копию американской модели «Дуглас». Впрочем, позже выпуск данного самолета был поручен другим предприятиям. Казанцы успели построить 9 экземпляров.

Казанский авиационный завод

Слияние

С началом ВОВ произошла кардинальная перестройка промышленного сектора СССР. Требования к оборонным предприятиям увеличились, а материальное снабжение ухудшилось. Катастрофически не хватало качественного металла для сборки фюзеляжей и рамных конструкций самолетов. В незавидном положении оказался и Казанский авиационный завод.

Положение еще больше ухудшилось после эвакуации осенью 41-го на площадку КАЗа Московского авиазавода №22. Элементарно не хватало производственных площадей, а бытовые условия из-за перенаселения в коммуналках были невыносимыми. К слову, сборку так необходимых фронту пикирующих бомбардировщиков Пе-2 приходилось выполнять в гараже. На этом фоне между местными работниками и приезжими неоднократно вспыхивали потасовки, что сказывалось на качестве работ и сроках сдачи.

Тяжелое время

Чтобы отчасти урегулировать конфликт, решением Наркомата два предприятия были объединены под началом Петлякова. Однако новой проблемой стала нехватка специалистов. Мужчин призывного возраста призвали на фронт, их место заняли женщины и старики. Жестом отчаяния стал набор на работу жителей Средней Азии, главным образом узбеков. Почти не зная русского языка, новые работники стали дополнительной обузой. Многие из них не пережили суровую зиму.

Из-за низкой квалификации рабочего персонала качество выпускаемых самолетов резко ухудшилось. Руководству приходилось лично курировать производство в цехах, выискивая недостатки. В 1942 году произошла трагедия: возвращаясь из Москвы, гениальный конструктор Петляков погиб в авиакатастрофе.

Казанский авиационный завод им Горбунова

Вопреки всему

Несмотря на тяжелое положение, Казанский авиационный завод им. Горбунова развивался. К концу 1942-го были введены новые производственные цеха и участки:

  • пресс-форм;
  • холодной штамповки;
  • инструментальный;
  • теплых штампов;
  • приспособлений и оснастки.

Количество выпускаемой техники постоянно возрастало. Например, к 1943-му производительность увеличилась в 8 раз по сравнению с 1940 годом. А к концу 1944-го мощности возросли на 1100 процентов! КАЗ стал одним из ведущих авиазаводов СССР.

Послевоенное развитие

В 1945 году Казанский авиастроительный завод начал массовое производство тяжелого дальнего бомбардировщика Ту-4, которое продолжалось до 1952 года. С 1953 по 1962 годы на предприятии освоен один из лучших дозвуковых бомбардировщиков в мире – Ту-16. В это же время в казанском филиале АНТК им. Туполева были спроектированы и построены варианты оригинального бомбардировщика-разведчика Ту-16Р, целевого самолета Ту-16М и самолета Ту-16С с подвесной спасательной шлюпкой для операций САР.

обзор Казанского авиационного завода имени Горбунова

На реактивной тяге

Несмотря на выдающиеся характеристики Ту-16, эпоха поршневых самолетов подходила к концу. Конструкторские бюро всего мира бросили основные силы на проектирование реактивной авиации. В июле 1955 года свет увидел первый в мире пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104 вместимостью 50 человек. В последующие годы Казанский авиастроительный завод произвел модификацию этой модели в виде пассажирского самолета Ту-104А с увеличенной вместимостью (70 человек). Чуть позже появились Ту-104Б и Ту-104Б-ТС, способные перевозить 100 пассажиров.

Казанский авиационный завод Казань

Стратегическая авиация

Обострившиеся отношения с западными странами в период холодной войны и угроза ядерного конфликта требовали создания самолетов, способных наносить удары по стратегическим целям в Европе и за океаном. Таким образом, авиация стала важным элементом в ядерном сдерживании.

В Казани выпускался бомбардировщик Ту-22, который был разработан с 1958 по 1967 год. Он имел несколько модификаций:

  • базовый Ту-22Б, оснащаемый исключительно бомбами свободного падения;
  • ракетоносец Ту-22К, оснащаемый ракетами «Буря»;
  • тренажер Ту-22У;
  • постановщик помех ТУ-22П;
  • разведчик Ту-22Р.

К началу 1969 года был завершен прототип Ту-22М Backfire. Летом того же года он поднялся в небо. Одновременно завод начал подготовку к серийному выпуску новой модификации Ту-22М2, которая была принята в эксплуатацию в 1976 году.

ОАО Казанский авиационный завод

Новое время

В марте 1992 года ОАО «Казанский авиационный завод» начало серийное производство пассажирского лайнера нового поколения Ту-204-200. Он предназначен для перевозки 211 пассажиров, багажа и других грузов на среднемагистральных маршрутах.

Чуть позже Казанский авиазавод освоил среднемагистральный самолет Ту-214. Это современный гражданский лайнер, отличающийся высокими эксплуатационными характеристиками, сопоставимыми с Boeing 767, 777 и A-320. Кстати, один из бортов принадлежит Администрации президента.

Ту-214 немного отличается от Ту-204. Основное различие заключается в том, что Ту-214 имеет взлетный вес 110 т вместо 103 т. Производство современных пассажирских, грузовых и грузопассажирских самолетов средней дальности направлено на обновление устаревшего парка воздушных судов в авиакомпаниях Республики Татарстан в частности и Российской Федерации в целом.

В конце 90-х разрабатывался проект среднего класса Ту-214 «Кабриолет». Модель предназначалась для пассажирских и грузоперевозок с использованием контейнеров типа LD3-46 по маршрутам до 7000 км. Самолет имеет возможность трансформироваться из пассажирской версии в грузовую, на переоборудование уходит всего 4-5 часов. В сентябре 1997 года Российские международные авиалинии разместили на КАЗ заказ на 4 лайнера.

Перспективные модели

При обзоре Казанского авиационного завода имени Горбунова невозможно обойти вниманием перспективные разработки. В апреле 1994 года правительство РФ приняло постановление о проектировании среднемагистрального самолета Ту-330. Многоцелевой широкофюзеляжный грузовой TU-330 среднего класса предназначен для перевозки практически всех грузовых контейнеров, различных автомобильных транспортных средств, колесных или гусеничных автомобилей весом до 35 тонн. Максимальная степень унификации с TU-214 упрощает его эксплуатацию и техническое обслуживание.

Проект самолета Ту-324 появился после изучения потребностей авиакомпаний в массовых самолетах, которые заменили бы такие модели, как Ту-134, Ан-24, Як-40, на региональных рейсах. После освоения производства Ту-324 на КАЗ им. Горбунова национальная авиация восстановила утраченную за последние десять лет позицию в этом классе самолетов.

За последние годы завод выпустил несколько единиц уникальных самолетов наблюдения Ту-214ОН. Они применяются в рамках программы «Открытое небо» и оснащены новейшими системами мониторинга. Важным направлением является модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160 М2. Проработан вопрос о возобновлении их производства.

Казанский авиационный завод отзывы сотрудников

Казанский авиационный завод: отзывы сотрудников

Работа на предприятии считается престижной. Благодаря поступающим госзаказам сотрудники загружены работой, что благоприятно сказывается на уровне заработка. Согласно отзывам, КАЗ обеспечивает достойные условия труда, гарантирует определенный социальный пакет, снабжает работников униформой, средствами защиты и гигиены.

Завод долгое время нуждался в ремонте производственных помещений, обновлении станочного парка и технологической оснастки. Сейчас в ряде цехов начаты ремонтные работы, а на обновление станков выделены значительные средства. Казанский авиазавод развивается и с оптимизмом смотрит в будущее.