Солнечные пятна. Вспышки на Солнце. Что происходит с Солнцем

Ни одно живое существо не будет иметь роста без солнечного света. Все зачахнет, особенно растения. Даже природные ископаемые - уголь, природный газ, нефть - являются разновидностью солнечной энергии, которая была отложена в запас. Об этом свидетельствует содержащийся в них углерод, накопленный растениями. По мнению ученых, любые изменения в выработке энергии Солнца неизбежно повлекут изменение климата Земли. Что мы знаем об этих изменениях? Что такое солнечные пятна, вспышки и чем чревато для нас их появление?

Источник жизни

Звезда по имени Солнце – наш источник тепла и энергии. Благодаря этому светилу на Земле поддерживается жизнь. О Солнце нам известно больше, чем о какой-либо другой звезде. Это понятно, ведь мы являемся частью Солнечной системы и находимся от неё всего в 150 млн км.

Для ученых большой интерес представляют солнечные пятна, которые возникают, развиваются и исчезают, а вместо исчезнувших появ­ляются новые. Иногда могут образовываться пятна-исполины. Например, в апре­ле 1947 года можно было наблюдать на Солнце сложное пятно площадью, превышающей земную поверхность в 350 раз! Его можно было наблюдать нево­оруженным глазом.

солнечные пятна

Изучение процессов на центральном светиле

Существуют большие обсерватории, имеющие в своем распоряжении специальные телескопы для изучения Солнца. Благодаря такому оборудованию астрономы могут узнать, какие процессы на Солнце происходят и как они отражаются на земной жизни. Кроме того, благодаря изучению солнечных процессов ученые могут узнать больше о других звездных объектах.

Энергия Солнца в поверхностном слое вырывается в виде света. Астрономы фиксируют существенное различие в солнечной активности, о чем свидетельствуют солнечные пятна, появляющиеся на светиле. Они представляют собой менее светлые и более холодные области солнечного диска в сравнении с общей яркостью фотосферы.

пятна на солнце

Солнечные образования

Крупные пятна довольно сложно устроены. Им характерна полутень, которая окружает темную область тени и имеет диаметр, больший более чем в два раза, чем размер самой тени. Если наблюдать солнечные пятна на краю диска нашего светила, то возникает такое впечатление, что это глубокая тарелка. Выглядит это так потому, что газ в пятнах прозрачнее, чем в окружающей атмосфере. Поэтому наш взгляд проникает глубже. Температура тени 3(4) х 103 К.

Астрономы выяснили, что основание типичного пятна находится на 1500 км ниже поверхности, окружающей его. Это открытие сделали ученые из университета Глазго в 2009 г. Возглавлял астрономическую группу Ф. Уотсон.

вспышки на солнце

Температура солнечных образований

Интересно, что по величине солнечные пятна бывают как маленькими, с диаметром от 1000 до 2000 км, так и гигантскими. Размеры последних значительно превосходят показатели земного шара.

Само по себе пятно – это место, где в фотосферу выходят сильнейшие магнитные поля. Уменьшая энергетический поток, магнитные поля исходят из самих недр Солнца. Поэтому на поверхности, в местах где есть пятна на солнце, температура приблизительно на 1500 К меньше, чем в окружающей поверхности. Соответственно эти процессы делают эти места менее яркими.

Темные образования на Солнце образуют группы из больших и маленьких пятен, которые способны занимать внушительного размера области на диске светила. Однако картина образований нестабильна. Она постоянно меняется, так как пятна на Солнце тоже нестабильны. Они, как было сказано выше, возникают, изменяются в размерах и распадаются. Однако время жизни у групп темных образований довольно-таки продолжительное. Оно может длиться на протяжении 2-3-х солнечных оборотов. Сам период вращения Солнца длится приблизительно 27 суток.

что происходит с солнцем

Открытия

Когда Солнце опускается за горизонт, можно увидеть пятна самого большого размера. Так изучали солнечную поверхность астрономы Китая 2000 лет назад. В древности считалось, что пятна – это следствие процессов, происходящих на Земле. В XVII веке такое мнение было опровергнуто Галилео Галилеем. Благодаря использованию телескопа ему удалось сделать много важных открытий:

• о появлении и исчезновении пятен;
  • об изменении размеров и темных образований;
  • форма, которую имеют черные пятна на Солнце, меняется при приближении их к границе видимого диска;
  • изучая перемещение по солнечному диску темных пятен, Галилео доказал вращение Солнца.

Среди всех мелких пятен обычно выделяются два крупных, которые образуют биполярную группу.

В 1859 году, 1 сентября, независимо друг от друга два английских астронома наблюдали за Солнцем в белом свете. Это были Р. Кэррингтон и Ш. Ходжсон. Они увидели нечто подобное молнии. Оно неожиданно сверкнуло среди одной группы солнечных пятен. Позже это явление было названо солнечной вспышкой.

температура на поверхности солнца

Взрывы

Какие характеристики имеют вспышки на Солнце и как возникают? Коротко: это очень мощный взрыв на главном светиле. Благодаря ему быстро высвобождается огромнейшее количество энергии, которое накопилось солнечной атмосфере. Как известно, объем этой атмосферы ограничен. Наиболее часто вспышки возникают в областях, считающихся нейтральными. Они расположены между большими биполярными пятнами.

Как правило, вспышки на Солнце начинают развиваться с резкого и неожиданного увеличения яркости на факельной площадке. Это область более яркой и более горячей фотосферы. После этого возникает взрыв катастрофических масштабов. Во время взрыва плазма нагревается от 40 до 100 млн К. Эти проявления можно наблюдать в многократном усилении ультрафиолетового и рентгеновского излучения коротких волн Солнца. Помимо этого, наше светило издает мощный звук и выбрасывает ускоренные корпускулы.

черные пятна на солнце

Какие идут процессы и что происходит с Солнцем во время вспышек?

Иногда возникают такие мощные вспышки, которые генерируют солнечные космические лучи. Протоны космических лучей достигают половинной скорости света. Эти частицы – носители смертоносной энергии. Они могут беспрепятственно проникать сквозь корпус космического корабля и разрушать живые организмы на клеточном уровне. Поэтому солнечные космические представляют высокую опасность для экипажа, который настигла во время полета внезапная вспышка.

Так, Солнце излучает радиацию в виде частиц и электромагнитных волн. Общий поток излучения (видимого) остается постоянным всегда. Причем с точностью до долей процента. Слабые вспышки можно наблюдать всегда. Большие происходят раз в несколько месяцев. В годы максимальной солнечной активности большие вспышки наблюдаются несколько раз на месяц.

Изучая, что происходит с Солнцем во время вспышек, астрономы смогли измерить длительность этих процессов. Маленькая вспышка длится от 5 до 10 минут. Самые мощные - до несколько часов. За время вспышки, в пространство вокруг Солнца, выбрасывается плазма с массой до 10 млрд тонн. При этом выделяется энергия, имеющая эквивалент от десятков до сотен миллионов водородных бомб! Но мощность даже самых огромных вспышек не будет больше сотых долей процента от мощности полного солнечного излучения. Вот почему при вспышке не наблюдается заметного роста светимости Солнца.

размер звезды солнце

Солнечные преобразования

5800 К – приблизительно такая температура на поверхности солнца, а в центре она достигает 16 млн К. На солнечной поверхности наблюдаются пузыри (зернистость). Их возможно рассмотреть только с помощью солнечного телескопа. С помощью процесса конвекции, происходящей в солнечной атмосфере, из нижних слоев тепловая энергия переносится в фотосферу и придает ей пенистое строение.

Не только температура на поверхности Солнца и в самом его центре различна, но и плотность с давлением. С глубиной все показатели увеличиваются. Так как в ядре температура очень высокая, там происходит реакция: водород преобразуется в гелий и при этом происходит выделение огромного количества тепла. Таким образом Солнце удерживается от сжатия под действием своей же силы тяжести.

Интересно, что наше светило – это одиночная типичная звезда. Масса и размер звезды Солнце в диаметре соответственно: 99,9 % массы объектов солнечной системы и 1,4 млн км. Жить Солнцу, как звезде, осталось 5 миллиардов лет. Оно будет постепенно нагреваться и увеличиваться в размерах. По идее, настанет момент, когда в центральном ядре весь водород израсходуется. Солнце станет в 3 раза больше сегодняшних размеров. В итоге оно остынет и превратится в белый карлик.