Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии: адрес, труппа, руководство, репертуар

Санкт-Петербург - великий город на Неве! Он славится не только своими улочками, мостиками и фонтанами, но и богатой культурной жизнью. Множество театров в Питере ежедневно дарят радость своим зрителям. Один из них – театр музыкальной комедии.

Итальянская улица

В самом центре Петербурга раскинулась улица с «нерусским» названием – Итальянская. Она не самая большая в Питере, но тем не менее заслуживает отдельного упоминания – ведь именно на ней и находится театр музыкальной комедии СПБ.

Итальянская улица, соединяющая две набережных – канала Грибоедова и Фонтанки, – не всегда носила такое название. В конце девятнадцатого века ее именовали Большой Итальянской – а все потому, что там находился Итальянский дворец, построенный по итальянским образцам. С начала двадцатого века она получила нынешнее название, но уже через двадцать лет ее переименовали в честь комиссара Ракова, поскольку тот жил на ней недолгое время: подобная участь коснулась после революции многих улиц. Только в начале девяностых улица вновь стала Итальянской.

санкт петербургский театр музыкальной комедииПомимо театра, на Итальянской улице в СПБ располагается немало величественных строений: дом коллегии иезуитов девятнадцатого века, гостиница «Европейская», дом костела святой Екатерины, большой зал филармонии имени Шостаковича и другие.

Дом на Итальянской

В самом конце XVIII века на Итальянской улице в СПБ появился доходный дом одного из преуспевавших питерских коммерсантов, построенный в стиле раннего классицизма. Через сорок лет он подвергся реконструкции – по проекту итальянского архитектора на здании возникли элементы, присущие стилю Ренессанса. Владели особняком потомки того самого коммерсанта до тех пор, пока после капитального ремонта в середине 1890-х годов его не купил Николай Николаевич – великий князь.

После большого пожара 1910 года дому пришлось несладко. Именно тогда его интерьеры переделали под помещения для театра, а затем, в декабре, в нем открылся «Палас-театр», где зрители имели возможность насладиться прекрасными опереттами. Проработал он не очень долго, всего десять лет, уступив место сначала театру комической оперы, а потом – «Мюзик-холлу» (где, кстати, работал и великий Утесов!).

театр музыкальной комедии спбВсе эти пертурбации закончились к 1938 году: именно тогда здание передали в безраздельное пользование Санкт-Петербургскому театру музыкальной комедии (вернее, тогда еще Ленинградскому). Теперь всем театралам и просто любителям хорошего отдыха прекрасно известен адрес – Итальянская улица, 13 – именно там и располагается один из самых старых театров Петербурга.

Театр музыкальной комедии СПБ: начало

В первое время данный театр находился в здании Госнардома и носил его имя. А возник он благодаря слиянию двух коллективов – оперетты Ленинграда и музыкального театра Харькова. Дебютировала созданная труппа в сентябре 1929 года, и первое же представление снискало положительные отзывы. В середине тридцатых с театром стали сотрудничать известные российские композиторы, в их числе был и Исаак Дунаевский. В репертуаре театра появлялись все новые и новые оперетты.

В блокаду

Ни для кого не секрет, как тяжело пришлось Петербургу в Великую Отечественную войну – город пережил 900-дневную блокаду. Многие уезжали, в том числе стремились покинуть осажденный город и творческие команды. Однако труппа Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии стала единственной, кто остался работать под свистом пуль. Это мужество было вызвано желанием поддержать дух жителей Ленинграда, поддержать их оптимизм – и ни один спектакль за все время блокады не был отменен, что бы ни случалось. А случалось всякое, что и говорить о постоянных обстрелах, бомбежках, нехватке пищи…

За два дня до начала блокады Ленинградский театр музкомедии представил на суд зрителей две премьеры, продемонстрировав тем самым, что работа идет и останавливаться они не намерены. Мало того – чтобы подарить кусочек радости солдатам, театр сформировал специальные концертные бригады, которые выступали и в госпиталях, и в тылу, и даже на передовой. За все время блокады эти бригады дали более тысячи представлений.

итальянская улица спбКогда в ноябре первого военного года был разрушен бомбой соседний дом и театру тоже досталось, труппа переместилась в Александринку, покинутую своим коллективом (и оставалась там до 1944 года), но спектакли не отменила. Артисты уже не обращали внимания на грохот снарядов и свист пуль, не замечали холода – ведь играть приходилось в нетопленых помещениях. Они отдавали зрителям всех себя без остатка – и этот подвиг их трудно переоценить, что подтверждают более миллиона человек, посетивших спектакли театра в то страшное время. Мало того: актеры не ограничивались лишь своей работой. В свободное от спектаклей время они дежурили на крышах и в госпиталях, спасали жителей из-под завалов, сбрасывали бомбы с крыш – в общем, защищали город как могли, при том, что сами несли потери. За эти страшные девятьсот дней труппа Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии потеряла 64 человека.

Пятнадцать премьер и три «возвращения» старых перфомансов – вот результат самоотверженной работы труппы в страшные блокадные годы.

Театр музкомедии Питера – от войны до наших дней

После войны театр продолжал работать в жанре оперетты. Приходили новые артисты, менялись руководители, но лицо театра оставалось прежним. Так было до восьмидесятых годов – а потом в здании случился капитальный ремонт, который продолжался целых десять лет. «Постоянного временного» помещения у труппы не было, они кочевали с места на место, что не давало возможности для нормального творчества. Кроме того, менялась и обстановка в стране – все это сказалось на том, что количество зрителей, приходящих на спектакли театра, катастрофически уменьшалось.

Лишь только в середине девяностых годов прошлого столетия, благодаря инициативе нового худрука театра, приступила к работе Малая сцена (раньше ее не было вообще), а следом – и Большая сцена Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Тем не менее «второе дыхание», новый этап в жизни театра начался только через десятилетие – когда в 2005 году туда в качестве директора вернулся Юрий Алексеевич Шварцкопф (об этом более подробно чуть ниже). Под его руководством Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии словно переродился. В репертуаре театра появились, помимо оперетт, концерты-ревю, мюзиклы, оперы-буфф и иные работы в других жанрах. Благодаря работе нового руководства театр музыкальной комедии СПБ сегодня – один из самых любимых и популярных театров в Питере, обладатель большого количества наград и премий. С театром сотрудничают также известные зарубежные мастера.

Юрий Шварцкопф

Генеральный директор театра музыкальной комедии Питера родился в городе на Неве в первые послевоенные годы. Изначально образование получил вообще не театральное – в корочках значилось, что он инженер-механик. Второе высшее – уже как театровед – приобрел к началу восьмидесятых годов, и с этого же времени трудился в театре музыкальной комедии в качестве заместителя директора. Позже работал директором Дворца работников искусств, директором драматического театра, исполнительным директором Мариинки, директором филармонии. Уже после этого вернулся в «родные пенаты» – театр музыкальной комедии, на должность генерального директора.

театр музыкальной комедии афишаЯвляется заслуженным деятелем искусств России, лауреатом нескольких почетных премий и наград.

Труппа театра

Целый сонм популярных артистов прошел через Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Нынешнее поколение, да и те, кто не из Питера, возможно, не узнают эти имена, но коренные ленинградцы наверняка увидят среди них знакомые: Гликерия Богданова-Чеснокова, Валентин Свидерский, Николай Янет, Анатолий Королькевич, Зоя Рогозикова и другие. Все эти известнейшие люди работали в театре музыкальной комедии СПБ в середине прошлого столетия.

шварцкопф юрий алексеевичВ семидесятых-восьмидесятых в театре появились новые звезды, новые имена – Вадим Фесенко, Елена Полосина, Вера Васильева, Алина Алексеева, Александр Байрон и прочие. Вера Васильева, кстати, живая легенда – несмотря на почтенный возраст, актриса выступает до сих пор и не устает передавать свой опыт новому поколению, как и еще несколько заслуженных мастеров сцены. Труппа театра и по сей день полна известными именами, талантливыми лицами и, по уверениям многих, вполне соответствует европейскому уровню мастерства.

Репертуар для взрослых

Афиша театра музыкальной комедии полна и разнообразна. В репертуаре обширно представлены самые разные перформансы: музыкальные комедии (такие, например, как «Бабий бунт», «Голливудская дива», «Свадьба в Малиновке» – последняя, кстати, новинка: премьера прошла лишь несколько недель назад), оперетты («Баядера», «Венская кровь», «Граф Люксембург» и так далее), мюзиклы («Джекилл & Хайд», «Граф Монте-Кристо» – это еще одна новинка данного сезона, и прочие). Отдельного упоминания заслуживает мистерия «Белый. Петербург», вышедшая пару лет назад и ставшая лауреатом премии «Золотой софит». Оперетт в репертуаре театра все же больше всего – и немудрено, ведь именно здесь родился, благодаря Исааку Дунаевскому, жанр «советская оперетта».

Для детей

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии имеет в своем репертуаре и представления для самых маленьких – конечно, не в таком богатом объеме, но, тем не менее. Сводить деток можно на такие перфомансы, как «Брысь!», «Однажды под Новый год», «Теремок».

Театр музыкальной комедии: афиша

Помимо двух уже упомянутых новинок, для стартовавшего сезона театр музыкальной комедии заготовил еще одну премьеру – в декабре состоится дебютная демонстрация представления «Кокс & Бокс в суде» – в программе оно заявлено как «вечер британской оперетты».

санкт петербургский театр музыкальной комедии для детейПокупать билеты на спектакль, кстати, лучше всего заранее – маловероятно, что за день-два они окажутся в наличии. А если и окажутся, то хороших мест точно не будет. А посмотреть в этом сезоне есть на что! Кроме премьер, заслуживают быть увиденными и старые спектакли – «Хиты Бродвея и не только», «Кабаре для гурманов», «Мистер икс» (он идет с успехом уже более двадцати лет!) и другие.

Признание

Начиная с 2006 года, ежегодно кто-либо из работников театра удостаивается высшей театральной премии Питера – «Золотой софит». Так, в прошлом году обладателем награды стал Виктор Кривонос и перфоманс «Белый. Петербург», прекрасно встреченный публикой и хорошо принятый критикой. Также к наградам театра относятся многочисленные «Золотые маски»: в минувшем году ее получила постановка «Голливудская дива», в нынешнем – все тот же «Белый. Петербург». Кроме того, в 2015 году последний удостоился правительственной премии в области культуры и искусства.

репертуар театраСанкт-Петербургский театр музыкальной комедии – истинный пример того, как можно трудиться для других, не жалея себя, стремясь лишь дарить людям радость. То, что театр музкомедии Питера существует столько лет, подтверждает: его работа – не напрасна.