Какие бывают виды баланса?

Существуют разные понятия и виды балансов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Это зависит от специфики формирования этого документа и его содержания. Свою роль играет и цель, ради которой документ составляется. Рассмотрим основные виды балансов и присущие им важные особенности.

Сальдовый

Такой тип необходим для описания активов предприятия. Этот вид баланса организации отражает оценку в денежной форме. Для его составления бухгалтеры компании должны просчитать сальдо, учитывая показатели всех счетов.

понятие и виды балансов

Оборотный

Такой вид баланса на производстве позволяет не только дать оценку активам, оставшимся у компании, но и проанализировать источники, позволившие получить средства. Составляется документ в начале, конце отчетного периода. Необходимо при составлении этого вида баланса предприятия особенное внимание уделить движению финансов компании в отчетном временном промежутке. Предполагается исследование кредитовых, дебетовых оборотов.

Начальный

Некоторые экономисты его называют вступительным. Это такой вид бух. баланса, который формируется в момент, когда организация только создается. Активом выступает имущественный состав субъекта, присутствующий на момент начала хозяйственной активности. В качестве пассива бухгалтеры исследуют источники, сформировавшие актив.

основные виды балансов

Обычно во вступительном виде бух. баланса содержится относительно мало статей (в сравнении с составляемыми впоследствии). Они добавятся позже, когда документация будет отражать результативность деятельности за выбранный временной промежуток. Тем не менее, важно не пренебрегать правилами формирования начального баланса, чтобы компания могла корректно рассчитывать бухгалтерскую статистику. Этот вид баланса обычно сопровождается предварительной инвентаризацией, в ходе которой организация оценивает имеющиеся в ее распоряжении ресурсы.

Заключительный

Этот вид баланса составляется, когда подводится итог деятельности за выбранный временной промежуток. В ходе исследования бухгалтеры собирают данные о финансовой активности и производственной деятельности компании. В качестве базы для составления такого баланса могут выступать только такие записи в бухгалтерских книгах, которые прошли дополнительную проверку и были подтверждены, как максимально точные. Например, при формировании этого вида баланса используются данные, полученные в ходе инвентаризации активов или выверки оборотов счетов.

Ликвидационный

Такой вид баланса необходимо формировать, когда компания закрывается, и ее статус юридического лица прекращает существование. В конце деятельности нужно охарактеризовать имущественное состояние предприятие, что и делают, составляя ликвидационный баланс.

виды балансов предприятия

Предварительный

Для такого вид баланса характеристика, позволяющая понять суть бухгалтерской работы – это период формирования. Предварительный баланс обычно составляется при приближении окончания отчетного временного промежутка, но не впритык к конечной дате, а заранее. Специалисты формируют прогноз относительно изменения ситуации в ближайшее время и закладывают эту возможность в документ.

В качестве основы для формирования такого баланса используют информацию о фактическом состоянии пассивов и активов. Анализируется состояние компании в день, когда отчетность формируют. Также составляется прогноз относительно корректировки с учетом операций хозяйствования, проводимых компанией до конца отчетного периода.

Обобщая информацию

Виды, формы баланса, актуальные для современного бухгалтерского учета, предполагают составление сводной отчетности. При этом анализируются как приход, так и расходные операции. Своевременное точное формирование баланса позволяет держать под контролем операции, которые вынуждено проводить юридическое лицо. Баланс показывает состояние дел на определенный временной момент.

виды и формы баланса

О терминологии

Слово "баланс" пришло в русский язык из французского, где обозначало весы, а еще раньше использовалось в латыни. Латинский корень можно перевести как «две чаши». В прямом значении данный термин в Древнем Риме обозначал крупную рыбную чешую, применяемую в те времена для взвешивания предметов. Необходимо понимать, что идея весов не обозначает, что баланс показывает равенство прихода и расхода. Основная идея составления такой документации – выявление соотношения между этими двумя величинами. На основании сравнительной информации можно выявить дефицит, рассчитать сальдо, учесть остаток, суфицит.

Систематизация – шаг к успеху

Составление корректной структуры баланса (вид баланса при этом обязательно должен учитываться специалистом, формирующим отчетную документацию) позволяет получить такие систематизированные данные относительно показателей активности предприятия, на основании которых можно проанализировать все характерные компании финансовые явления. Производится это методом сопоставления, причем в ходе работ нужно выявить, как соотносятся между собой найденные части:

  • Пассивы, активы.
  • Импорт, экспорт.
  • Расходы, доходы.

Таким образом, можно анализировать самые разные финансовые показатели.

виды баланса структура баланса

Проблемы и их решение

Многие современные компании оказываются в ситуации дефицита баланса. Статистика показывает, что эта сложность наиболее частая. Нельзя предложить некий единый рецепт, который помог бы любой фирме в сложной экономической ситуации. В большинстве случаев нужно пересмотреть расходы, их структуру, изменить количество заимствованных средств. Нельзя гарантировать, что такое мероприятие поможет справиться с дефицитом, но, скорее всего, поможет его снизить.

Зачем это нужно

Применять методику расчета баланса необходимо, чтобы регулярно подводить суммарное значение, которое поможет выровнять все показатели продуктивности, успешности предприятия. Балансовое уравнение имеет правую и левую сторону. Они должны быть примерно равными, соответствовать друг другу. Бухгалтерский учет давно принял балансы на вооружение, так как из первого же опыта применения стало ясно, что этот метод позволяет откорректировать состояние предприятия, выявить сложившееся положение дел, в том числе относительно имущества.

Двойственная группировка объектов, которые бухгалтеры должны учитывать, позволяет сформировать корректный баланс с правильными сторонами уравнения. При этом учитывается функциональная роль различных параметров относительно производственного процесса, хозяйственной деятельности, финансовой активности. Такой подход предполагает формирование балансового уравнения с экономической сутью. Второй вариант – анализ источников формирования единицы хозяйствования. Этот подход к составлению баланса принято именовать юридическим.

Бухгалтерская единица

Этим термином принято обозначать главный элемент, используемый при составлении баланса. В качестве единицы выступает строка, статья, которая находится в соответствии с некоторым показателем, отражающим состояние компании в начале исследуемого временного промежутка либо конце. Строка помогает охарактеризовать актив или иной другой экономический ресурс, а также причины, приведшие к его формированию. Иногда это собственный капитал, иногда – обязательства, а также привлеченные извне средства.

виды бух баланса

Для структурирования информации, присутствующей в балансе, отдельные строки необходимо формировать в подразделы, которые затем объединяются в разделы. При этом учитывается экономическое содержание каждой отдельной статьи. Формирование структурированной иерархической системы делает проще чтение баланса, анализ представленных в нем данных, на основании которых можно принять корректное и актуальное управленческое решение.

Баланс и имущество

Методология оценки собранных в бухгалтерском балансе данных предполагает применение эффективных способов оценки информации. При правильной интерпретации результатов можно учесть и составить отчетность по всем важным аспектам деятельности компании. Обычно при этом оценивают имущество организации, полученное за плату, а затраты вычисляют, суммируя фактически вложенное при приобретении. Не менее важно проанализировать полученное бесплатно имущество, для которого выявляется рыночная стоимость на дату оприходования, осуществленного внутри компании. Для бухгалтерских расчетов используется цифра, характеризующая цену изготовления предметов.

Когда бухгалтеры при составлении баланса систематизируют данные по всем произведенным затратам, необходимо также учесть и информацию по расходам, связанным с покупкой объектов, проценты, выплачиваемые по кредитной программе, если товар приобретался через такую финансовую возможность. Необходимо проанализировать величину надбавки, учесть услуги, комиссионные вознаграждения, с которыми сопряжено приобретение. Обычно они уплачиваются компаниям, занимающимся снабжением. Дополнительно расходы могут быть связаны с внешнеэкономическими, прочими юридическими лицами. При составлении баланса нужно учитывать уплачиваемые предприятием пошлины на таможне, прочие платежи, траты, связанные с перевозкой предметов, хранением, если пришлось воспользоваться услугами стороннего лица.

Баланс и основные средства

При формировании корректного баланса особенное внимание необходимо уделить объектам, учтенным в качестве основных средств. Бухгалтеры регулярно проводят переоценку таких предметов на балансе фирмы и отражают восстановительную цену. Внеоборотные активы, если таковые у организации присутствуют, вне зависимости от типажа нужно перенести на произведенный продукт по полной стоимости. Этот показатель характеризует расходную составляющую за отчетный период. Расчет проводится с учетом длительности полезного использования ОС.

Такой подход к формированию баланса сопряжен с необходимостью в отчетности особенное внимание уделять разности стоимостей: первоначальной и восстановительной. Бухгалтер рассчитывает накопленную амортизацию относительно того имущества, к которому это применимо. Такой подход позволяет составить корректный и полный баланс, отражающий реальное положение дел в разрезе ОС.

Капитал и отчетность

Составление баланса – необходимое мероприятие для отражения капитала и наглядной демонстрации характерных предприятию финансовых результатов за исследуемый временной промежуток. Работа по формированию отчетности предполагает, что уставной капитал, фактические долги учредителей имеют разные строки для отражения в балансе организации. Собственный капитал выступает в качестве оценочного показателя, демонстрирующего, как велика стоимость долей собственников в присутствующих активах.

Современный экономический подход к формированию здорового предприятия предполагает равноценность собственного капитала и чистого актива. Необходимо принимать меры по поддержке капитала компании, в рамках чего о прибыли говорят, если к концу отчетного периода чистые активы по сумме больше, нежели это было в начале исследуемого временного промежутка.

Статьи баланса

Принято говорить об основных статьях, которые позволяют оценить ключевые показатели бухгалтерского баланса. Необходимо выбирать такие параметры, ориентируясь на учетную политику организации и особенности ее функционирования, в том числе ведения бухгалтерской практики в пределах компании.

виды баланса

Еще один тип балансовых статей – регулирующие. Они позволяют уточнить показатели, отраженные в основных статьях. Как правило, величину уточняют относительно рыночной стоимости. Не менее важным будет сравнение с собственным капиталом. Основная идея таких статей – улучшение отражения реальности через баланс. Принято выделять два подтипа статей: для контрарного и для прямого регулирования.

Стандартизация - шаг к успеху

В настоящее время не существует таких общепринятых норм, которые бы на международном уровне регулировали, в каком формате необходимо составлять баланс. Одни предприятия используют логику структуризации, когда список формируют по уменьшению ликвидности или по возрастанию этой характеристики. Другие сортируют показатели по пассиву, учитывая, насколько срочные платежи исследованы. Последовательность может начинаться как с самых срочных, так и наоборот.

При желании можно в индивидуальном порядке составить свой собственный порядок формирования баланса, оправданный для конкретных условий применения и актуальный для организации. Для него придется в обязательном порядке в пояснительной записке указать, по каким параметрам классифицированы статьи, использован ли принцип ликвидности и как читать информацию в документе. Международная практика рекомендует использовать один из двух наиболее характерных типов формирования баланса, разница между которыми обусловлена основанием бухгалтерского уравнения. Это могут быть капитал и чистые активы или активы против обязательств, суммированных с капиталом.