Элементы крито-микенской культуры

0
0

Речь в статье пойдет о культуре крито-микенской цивилизации. Когда она возникла? Какие ее особенности? Итак, начнем.

Древнегреческие периоды

Вспомним хронологические рамки Древнегреческих периодов:

  1. Начало закладывает крито-микенский период, время его существования III-II тис. до н. э.
  2. Период темных веков является вторым и происходило это с XI – IX вв. до н. э.
  3. Последний архаический период существовал с XIII-VI вв. до н. э.

Чтобы понять истоки крито-микенской культуры, стоит начать с переселенцев, когда они прибыли на свое дальнейшее место нахождения.

крито микенская культура

Открытие микенской цивилизации

Первый период Древней Греции - это достаточно удивительное время, о котором нам известно не так много. Аргументировать это можно большим временным промежутком. Исследования истории крито-микенской культуры ведутся не так давно. Цивилизация была открыта 141 год назад, а изучение критской цивилизации зародилось 117 лет назад. Раскопки вели замечательные и талантливые археологи – А. Эванс и Г. Шлиман. С того времени предметы и элементы исследований пристально изучают.

Где возникла крито-микенская культура? Целое тысячелетие понадобилось минойцам и пеласгам для создания цивилизации. В конце III тыс. до н.э. на острове возникли начальные государства. Историки спорят о количестве государств, но выделяют основные четыре: Кносс, Феста, Закрос и Маллия.

Истоки периода старых дворцов

22-18 вв. до н. э. – период старых дворцов. Население сеяло пшеницу и шафран, развивало садоводство и виноградарство. Около 1700 г. до н. э. случился пожар, как результат землетрясения. Произошло разрушение крупных дворцов государств острова Крит.

культура крито микенской цивилизации

Позднеминойский период

С XV в по XVII в до н.э. период новых дворцов или позднеминойский период – эпоха критской цивилизации и культуры. С этого времени дворцы принимают новое обличие, и спустя пол века, архитектура крито-микенов завораживает своим великолепием. Дворцы были центрами, вокруг которых развивалась хозяйственная деятельность. Была налажена торговая политика.

Богатство и процветание успешной торговой империи способствовали развитию искусства, архитектуры, литературы и даже религии. Минойские ремесленники стали искусными гончарами и кузнецами. Стало активно развиваться судостроение. В Кноссе появляются удивительные фрески, связанные с влажной штукатуркой.

Сохранились изящные изделия из драгоценных камней и самоцветов. Такой великолепный скачок цивилизации вперед крито-микены совершили благодаря их достатку, активному развитию торговли.

Царь Минос создал свод законов, и тем самым избавился от нападения пиратов. Уважение историков и поэтов к минойцам и легендарному их прошлому донесли до нас образ мудрых и справедливых правителей.

Крито-микены имели серьезное воздействие на народы Средиземноморья, их культура заложила базис для Древнегреческой мифологии. Археологи донесли нам легендарный образ миролюбивых и великих правителей.

история крито микенской культуры

Символы культуры

Более четырех тысяч лет назад на прекрасных средиземноморских островах Санторин и Крит возникла одна из самых ярких и загадочных цивилизаций древности. Эти острова в Эгейском море стали колыбелью одной из самых влиятельных культур античности – минойской. Есть несколько элементов крито-микенской культуры, очень хорошо характеризирующие ее. Один образ особенно выразителен – это главный культурный символ крито-микенской цивилизации – бык. Этот резной сосуд из черного камня найден при раскопках в Кноссе, столице минойского царства. Там же были обнаружены сотни изображений быка.

Бык был особенно важным элементом культуры крито-микенской цивилизации. Правда, не до конца понятно, что символизирует это животное. Но судя по изображениям, бык играл некую роль в религиозных обрядах. Большая часть дошедших до нас изображений этого животного известна по настенным росписям минойского дворца. Это наводит на мысль о том, что бык – символ власти, сосредоточенной в этом дворце. В Кноссе бык считался не просто художественным образом. На дворцовых фресках запечатлены животные и люди, участвующие в необычном ритуальном действии. Критские юноши демонстрировали отвагу и ловкость в смертельно-опасной схватке с огромными быками. Бык занимает центральное место в крито-микенской культуре, это нашло отражение и в критской мифологии.

истоки крито микенской культуры

Остров Минотавра

Легенда гласит, что Боги прогневались на Пасифаю – Царицу Крита, и сделали так, что она полюбила одного быка. В результате этого союза на свет появился Минотавр – на половину человек, на половину бык. Согласно легенде, это чудовище жило в лабиринте и раз в год требовало человеческих жертв. В конце концов, отважный Тесей убил Минотавра.

В крито-микенском искусстве этому соответствуют сцены укрощения животного. Похоже, для жителей Крита это символизировало победу над животными инстинктами. В этом они хотя бы на первый взгляд преуспели. Здесь вы не найдете не одного изображения вооруженной схватки. Единственный намек на сражение - сцены кулачного боя. Как и прыжки через быка, они являются ритуальной формой агрессии.

В пышном и праздничном искусстве минойцев оружию и войне просто нет места. Это так удивительно, что археологи в серьез задумались, может крито-микенская цивилизация единственная в истории культура, не знавшая военных конфликтов?

Крито-микенская культура: архитектура

Художественное наследие минойцев представляет нам мирную идиллию, всюду мы видим рыбаков и земледельцев. Фрески и рисунки на вазах воссоздают процветание, стабильное общество. Земля давала богатые урожаи, минойцы вели успешную торговлю. Их суда, инкрустированные медью, золотом, драгоценными камнями, самоцветами, а также керамикой, маслом и древесиной, бороздили Средиземное море.

Минойское государство богатело, особенно часть общества, отвечавшая за политику и торговлю. Жизнь минойцев, судя по прекрасно выполненным фрескам, проходила в роскоши. Более всего там ценились красота и изящество. Любовь жителей Крита к украшениям распространялась и на их жилища, дома. Дворцовые постройки Крито-Микенской культуры были просто великолепны.

Одним из таких сооружений и был Кносский дворец, построенный в 1700 г. до н.э. Раскинувшийся на территории в 20 тыс. кв. м, этот дворец поражал красотой и монументальностью общественных и жилых помещений. Это был город, призванный прославлять образ жизни правящей элиты. Его широкие тротуары, элегантные каноны, причудливые архитектурные детали, все говорило о богатстве и изысканном вкусе. С трудом верится, что Кносский дворец строился во времена, когда все цивилизации еще жили еще в каменном веке.

Технические знания крито-микенов поразительные. Познания в гидравлике позволило им строить канализационные и редукционные системы. Они были изобретательными инженерами, возводили многоэтажные здания с внушительными лестницами и массивными куполами. В тронном зале дворца стены расписаны стойкими природными красками, так что даже 4 тыс. лет спустя фрески поражают своей яркостью.

 особенности крито микенской культуры

Роль женщин

Сюжеты, которые запечатлены на стенах критских жилищ, могут многое поведать об общественном устройстве в государстве. Самая поразительная особенность крито-микенской культуры - это то, что в каждой сцене женщине отводится главенствующая роль. На фресках великое множество женских фигур.

Женщины принимают активную роль в жизни общества. Очень часто они участвуют в различных церемониях. Женщины, принадлежащие к элите, играли важную роль в религиозной жизни. Религиозные ритуалы были крайне важны, они способствовали сплочению общества. Чтобы сохранить власть над обществом, необходимо убедить народ, что существующий социальный порядок, единственно возможный. Религия – прекрасный инструмент, позволяющий внушать людям нужные идеи.

Даже божества у крито-микенов были женского рода. Например, такие как богиня со змеями или критская владычица. Минойцы верили, что судьба человека в руках богинь, они в ответе за все на свете - от неурожая до землетрясений. Люди пытались умилостивить грозные божества. Это было насущной задачей. Возможно, мирный характер минойского общества сложился под влиянием женщин. Похоже, мягкий женский характер, нетерпящий проявлений жестокости, позволил создать идиллическое мирное общество.

Богиня со змеями

Эгейская крито-микенская культура подарила миру такую захватывающую архитектуру, как царский дворец в Кноссе. Минойцы не строили храмов и, возможно, все свои обряды они выполняли под открытым небом.

Проделав большую работу, Артур Эванс обнаружил в тайнике дворца в Кноссе три фаянсовые статуэтки. Это были богини, у каждой из которых в руках были змеи. Богини имели общие сходства: струящиеся темные локоны, головной убор, обнаженная грудь, короткий передник и тонкая талия, затянута в корсет. Змеи в руках сопоставляют некую связь с Кносским дворцом. Есть предположения, что богини символизируют домашнего бога.

 где возникла крито микенская культура

Тайны крито-микенской культуры

В любом обществе есть тайны, большие и маленькие. Но обычно, чем важнее она, тем меньше людей знает о ее существовании. В древности религия и власть были часто неразделимы. Знания были привилегией и были доступны лишь посвященным.

Люди не редко окружали свои действия тайной. Но в результате природных катаклизмов или по случайному стечению обстоятельств тщательно-охраняемые секреты раскрывались. Тайное становилось явным. Последние археологические находки свидетельствуют о том, что у минойцев тоже осталось еще много секретов. К сожалению, не все можно прочесть на прекрасных сказочных росписях. Археологам уже открылись некоторые тайны, и они продолжают работать в этом направлении.

Час истины. Тайны гробниц

Подземное святилище усыпления тысячелетиями хранило страшную тайну. Среди развалин гробниц археологи обнаружили человеческие останки, засыпанные камнями. Видимо, этих людей завалило обломками во время землетрясений, которые нередко встречаются в этом регионе. Археологи ищут ответы на вопросы: все ли люди погибли от природной катастрофы? Что они делали в гробнице? Тщательные раскопки позволили установить, что происходило здесь во время землетрясения. Юноша, находившийся в гробнице, был убит еще до землетрясения. Стало совершенно очевидно, что это было именно убийство. Более того, это было ритуальное жертвоприношение. Возможно, как только церемония завершалась, земля задрожала, и все участники ритуала были навеки погребены под обломками. Это открытие породило новые вопросы, связанные с крито-микенской культурой. Возможно, человеческие жертвоприношения составляли основу, как раньше казалось, довольно гуманной культуры.

эгейская крито микенская культура

Час истины Кносского дворца

Еще одна находка, в этот раз в подземелья Кносского дворца, помогла ответить на этот вопрос. Было обнаружено четыре детских скелета. Здесь, по всей видимости, произошло ритуальное убийство. Эти дети были принесены в жертву грозному божеству. Раскопки продолжались и взгляду археологов открывались неизвестные прежде сюжеты, связанные с жертвоприношениями. Это ритуальные убийства, где жертвами были животные и люди. Центральной фигурой во время церемонии была жрица, которая руководила всеми действиями. Жертвоприношения не совершались публично, к участию в них допускались только жрицы.

Человеческие жертвоприношения считались самыми важными, происходили в обстановке повышенной секретности. Участники действа собирались в пещерах или подземельях. Церемония считалась очень ответственной и в тоже время опасной. Подобные ритуалы были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Тайные знания должны были оберегать их во время прямых контактов с божеством. Члены жреческой элиты действовали от имени всего народа. Минойские женщины обрели значительную роль в обществе благодаря этому своему посредничеству между смертными и божествами.

дворцовые постройки крито микенской культуры

Гибель минойской цивилизации

Закат крито-микенской цивилизации был близок. Примерно в 1600 г. до н.э. на островах произошла серия мощных землетрясений, а затем последовало извержение вулкана. Он находился на острове Фера, что в 110 км от Кносса.

Критские города были разрушены. Основное государство стало уязвимым для завоевателей, а конкретно ахейцев. Последующие годы Крит подвергался нападениям с материка, над Эгейским морем разразилась война. Миролюбивая крито-микенская цивилизация со всеми ее противоречиями канула в прошлое.