Институт благородных девиц: история основания, правила, занимательные факты

0
0

В России в былые времена образованию слабого пола отводилась второстепенная роль. Бытовало мнение, что женщине куда важнее блистать внешней красотой, чем развитым интеллектом. С данной половой дискриминацией в 1764 году покончила Екатерина II. Правительница, вдохновленная передовыми идеями Просвещения в европейских странах, учредила женское высшее учебное заведение, заложив тем самым фундамент образования представительниц слабого пола в России. Как работал институт благородных девиц? Ответ на этот вопрос до настоящего времени вызывает интерес у многих. Нюансы обучения в данном учебном заведении будут освещены в данной статье.

Замысел создания

Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.

Екатерина Великая

Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию "новой породы" представительниц прекрасного пола.

Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.

Условия поступления

В высшее учебное заведение, Смольный институт благородных девиц, могли поступить девушки из благородных и не очень богатых семей. В нем проходили обучение русские дворянки и аристократки из других стран. Девочек принимали с шести лет, а покидали они стены института уже восемнадцатилетними взрослыми барышнями.

как воспитывали благородных девиц

За время обучения девицам не разрешалось покидать институт ни по собственной воле, ни по желанию родственников. Опекуны девушек оформляли соответствующие расписки, в которых давали официальное согласие на обучение детей в течение двенадцати лет без предоставления встреч с ними.

Поступать в институты благородных девиц (а они впоследствии стали открываться и в других городах Российской империи) было сложно: девочкам для этого надо было продемонстрировать свои религиозные устои и владение русским и французским языками. Но самым основным критерием для поступления считалось благородное происхождение.

Программа обучения

В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.

во время занятия

Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.

Форма институток

Воспитанницы Смольного института должны были одеваться очень скромно. Они гладко зачесывали назад косы и носили форму. По цвету одежды девочек можно было легко определить их возрастную категорию. Юные институтки должны были носить форму кофейного оттенка, с 9 до 12 лет - синюю, с 12 до 15 лет - голубую, а старшие воспитанницы ходили в белой одежде. Смолянкам не разрешалось надевать украшения. В институте властвовала простая и однообразная атмосфера, дисциплине и порядку в его сводах уделялось повышенное внимание.

Свод правил

В правилах института благородных девиц, зафиксированных в его уставе, подробно рассказывалось, как учителя должны вести себя по отношению к своим подопечным и как девушкам положено было общаться между собой.

В институте работало около двадцати незамужних учительниц и почти все они были старше сорока лет. Наказывать телесно в его стенах было нельзя, но преподавательницы нередко повышали голос на институток, нарушавших правила. Учителей мужского пола в это учебное заведение брали только семейных, преклонного возраста или весьма непривлекательной наружности, нередко с физическими изъянами, чтобы они не могли ввести в искушение благонравных барышень.

правила института благородных девиц

Институтки подразделялись на парфеток, демонстрирующих примерное поведение, и мовешек, способных проявить шаловливый и строптивый нрав. Если смолянка совершала проступок, с ней особенно не церемонились. Девицу могли наказать различными способами: перевести за определенный стол, где есть приходилось стоя, оставить стоять посреди обеденного зала без обеда, приколоть порванный чулок к форме или заменить ей передник.

Условия проживания

Температура воздуха в институте благородных девиц варьировалась в пределах 12-16 градусов. Поэтому в зимнее время, укрытые лишь тонкими одеялами, девицы всегда страдали от холода. Укрыться дополнительными покрывалами им разрешали крайне редко.

как работал институт благородных девиц

Институтки спали на жестких матрасах, вставали в шесть часов утра. Приветствовалось ежедневное утреннее купание по пояс в холодной воде. Отогреться и выспаться воспитанницам можно было только в лазарете. В нем было тепло, кормили лучше, и большое количество институток, наделенных талантом искусно изображать мнимый обморок, чтобы очутиться в лазарете, прикидывались больными.

Питание в институте

Кормили институток не калорийно, меню не отличалось разнообразием. На завтрак им давали кашу или макароны, бутерброд с маслом и сыром и чай. Обед включал первое блюдо, мясо из него и пирожок, ужин состоял из чая с булочкой. В среду и пятницу в институте соблюдался пост и рацион воспитанниц был совсем скудным. В утренние часы им давали несколько картофелин, приправленных постным маслом, и жидкую кашу, на обед - маленький кусочек отварной рыбы и постный пирог. С течением времени институткам стала предоставляться возможность за отдельную плату завтракать более калорийной пищей в комнатах классных дам, отдельно от других девушек.

Дальнейшая судьба выпускниц

Первый выпуск Смольного института благородных девиц стал наиболее известен. Некоторых барышень Екатерина II лично определила ко двору. С течением времени эта традиция продолжилась, лучшие выпускницы дворянского происхождения становились фрейлинами. Они вращались в обществе самых завидных женихов и могли найти себе "блестящую партию". Бывшие институтки, которые не имели столь благородной родословной, устраивались на работу гувернантками и преподавательницами.

смольный институт благородных девиц

Представительницы прекрасного пола, окончившие институты благородных девиц, сыграли немаловажную роль в просвещении российского общества. Среди них было немало талантливых учителей, великолепных матерей, отзывчивых сестер милосердия.

Институт осуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге на протяжении более 150 лет. В 1917 году с приходом к власти большевиков он прекратил свое существование.