Дидинский туннель: фото и описание, как добраться

Недалеко от населенного пункта Дидино, который расположен в Свердловской области (65 км от областного центра Екатеринбург), находится одна из достопримечательностей - Дидинский туннель. Он имеет размер 1120 х 4,7 х 6,5 метра.

История туннеля

Этот объект интересен как архитектурное сооружение. Два противоположных входа в подземный коридор были оформлены в виде крепостного входа в старославянскую крепость с бойницами. Туристов-экстремалов поражает, что подземный проход был вырублен в гранитной скале, практически ручным способом без применения какой-либо техники.

По подземному коридору в начале XX столетия проходили железнодорожные составы, и он сейчас является популярным среди туристов и любителей урбантрипа (вид туризма, где происходит ознакомление со старыми заброшенными объектами).

Разные источники дают разное время постройки подземного железнодорожного прохода. Считается, что строительство относится к 1913 году. Регулярное движение началось в 1918 году.

как добраться до тоннеля

С обеих сторон Дидинского туннеля, возле входа, располагаются ниши на высоте порядка пяти метров. Предполагается, что в них раньше могли находиться небольшие статуэтки религиозного содержания — внутри углубления можно найти осколки белого мрамора.

Через 77 лет эксплуатации движение поездов было закрыто в связи с тем, что сооружение из-за грунтовых вод начало постепенно разрушаться, этим создавалась опасность прохождения железнодорожных грузовых и пассажирских составов.

Что было сначала?

Изначально через Дидинский тоннель в Свердловской области проходила железнодорожная ветка, соединяющая Казань и Екатеринбург.

Через некоторое время по подземному туннелю сообщение стало осуществляться только в одну сторону - поезда курсировали по маршруту «Свердловск - Дружинино». В обратном направлении составы проходили по другому пути, объезжая туннель.

Дидинский подземный участок железной дороги считался важным стратегическим объектом, территория которого с момента его открытия круглосуточно охранялась солдатами железнодорожной военизированной охраны.

Что сейчас с тоннелем?

как добраться

Сейчас туристы, исследующие заброшенные сооружения (сталкеры), могут осмотреть сохранившиеся деревоземляные оборонительные огневые точки, установленные в свое время с двух сторон подземного коридора и многие другие предметы, связанные с особо охраняемым объектом.

Дидинский тоннель в Свердловской области возведен таким образом, что имел для того времени сложную дренажную систему, которая исполняла роль отвода талых и грунтовых вод. Для этого были сооружены три шахты, имеющие вход в дренажные колодцы.

Сейчас сооружение не действует, поэтому в середине объекта всегда, даже в теплое время года, находится вода, а в центральной части туннеля вода превращается в лед, который не тает до середины августа. Поэтому в туннеле, при высокой температуре на поверхности, постоянно довольно холодно (не выше +10°).

Если посетить объект весной, то можно осмотреть капельные ледяные наросты (сталактиты). По всей длине коридора образовались свешивающиеся с потолка минеральные известковые образования. В центре туннеля сооружен вентиляционный колодец в виде шахты глубиной более 50 метров. Любители острых ощущений могут спуститься и осмотреть дренажное устройство.

Система безопасности

дидинский тоннель в свердловской области

При строительстве объекта была удачно продумана система безопасности: в стенах подземного коридора были сооружены шестнадцать углублений (ниши), которые служили для того, чтобы работник путевого хозяйства на время прохождения поезда мог укрыться.

Сохранившиеся технические документы свидетельствуют, что строительство началось одновременно с двух сторон по замыслу главного инженера, должны были соединиться в определенной точке, но по причине ошибки, допущенной при проектировании, этого не произошло.

Поэтому сквозной коридор с открытия железнодорожного движения имел дугообразный вид. Таким способом была исправлена неточность в расчетах. Кривизна выполнена с учетом, что просматривался противоположный вход.

Миф

Существует миф, который гласит, что руководителем Белого движения во время Гражданской войны адмиралом Российского флота Александром Колчаком при отступления в Сибирь в районе Дидинского туннеля была закопана часть золотого запаса царской России. Эта легенда основывается на том факте, что через это искусственное сооружение проходили эшелоны армии Колчака.

Как добраться до Дидинского тоннеля на машине?

Добраться до Дидиновского тоннеля (название происходит от поселка Дидино, возле которого находится сооружение) можно двумя способами. На машине можно доехать только в сухую погоду. То есть в слякоть осенью и зимой к Дидинскому тоннелю ехать не стоит. Сначала надо проехать по Новомосковскому шоссе в сторону Перми до населенного пункта Ревда (50 км от Екатеринбурга).

дидинский туннель весной

Вот вы почти и доехали. А как же дальше ехать? Как добраться до Дидинского тоннеля на машине? Затем нужно свернуть налево на грунтовую дорогу, которая находится между поселками Ревда и Первомайский. После поворота до подземного сооружения примерно пять километров.

История и достопримечательности города Ревды

дидинский туннель зимой

У любителей истории, направляющихся к туннелю, особый интерес вызывает районный центр Ревда. Через него проезжают, он считается одним из старейших населенных пунктов Урала, расположенный на берегу одноименной реки.

Интересным фактом является географическое расположение города. Ревда является самым близким городом от условной границы, разделяющую Европу и Азии.

Основатель горнозаводской промышленности в Уральском регионе Акинфей Демидов на месте будущего города возвел доменную шахту для выплавки чугуна, которая первого сентября 1734 года выдала первую партию сплава (98,5 кг).

Эта дата считается основанием Ревды. Раньше на этой территории проживали башкиры. Демидов выкупил эти земли, построил рабочее поселение, в котором в дальнейшем проживали переселенцы из России.

В 1929 году населенному пункту был присвоен статус поселка городского типа, а через шесть лет Ревда становится городом, где начинается развиваться городская инфраструктура.

Туристы могут посетить музейный комплекс «Демидов-центр», который находится рядом с усадьбой Демидовых, она сохранилась до нашего времени без изменений. Музейные экспозиции, расположенные в шести залах, посвящены развитию горной промышленности на Урале и истории Ревдинского завода Демидова.

В центральной части города находится Геологический музей, где основной экспозицией является одна из крупнейших в мире коллекции минералов Уральского региона. В одном из залов имеется музейный раритет - коллекция сувениров, изготовленная из редких пород уральского камня краеведом Михаилом Хомутовым.

Большой популярностью пользуется у туристов посещение родника Святой Платониды (10 км от райцентра). Природный ключ находится на месте старообрядческого уединенного жилища отшельников, который назван в честь Матушки Платониды, погибшей за православную веру.

Христиане-староверы считают, что источник является целебным благодаря Святой Платониде, которая проживала в этом ските. На улице Чайковского есть здание, в нем расположен музей, посвященный казачеству, который является единственным в Уральском регионе. Туристы могут ознакомиться с экспозициями, где представлены предметы быта, оружие, исторические документы прошлых веков и другие экспонаты.

Как добраться железнодорожным транспортом?

дидинский туннель

Как добраться до Дидинского тоннеля на машине, описано выше Но можно воспользоваться и электричкой: сообщением Екатеринбург–Дружинино. При этом ехать следует до остановки «Платформа 1590 километр».

Сойдя с электрички, надо пройти вниз по поселку до насыпи бывшей железной дороги примерно 300 метров. Потом необходимо повернуть направо, и через сто метров будет вход в Дидинский туннель.

как добраться на машине

Достопримечательность поселка Дидино

Если добираться до поселка Дидино, то можно посетить природную достопримечательность - гору Белая, которая имеет высоту 565 метров и является самой высокой точкой районного центра города Первоуральска (50 км от Екатеринбурга).

Как утверждают старожилы, название «Белая» получено по той причине, что на горе раньше выпадает и позднее сходит снег, по сравнению с другими местами этого района. Приятного путешествия по уникальным объектам Свердловского края!