Аэропорт Новокузнецк (Спиченково): история, описание, проезд

Аэропорт Новокузнецк расположен в пригороде Новокузнецка, на удалении 20 километров, в районе населенного пункта Спиченково, от наименования которого и получил свое второе название. В 2012 году указом президента ему присвоен статус международного. Это позволило в настоящее время осуществлять полеты на курорты Юго-Восточной Азии и определило пути дальнейшего развития в сторону расширения сотрудничества с отечественными и азиатскими авиакомпаниями.

Объект стратегической важности

Кузбасс и сейчас, и на заре становления отечественной промышленности, имел стратегическое значение для экономики государства. Неслучайно развитию авиации в регионе уделяется пристальное внимание. Воздушный транспорт позволяет:

  • осуществлять оперативную связь с другими административными единицами страны;
  • обслуживать геолого-разведывательные и научные экспедиции;
  • контролировать местность на предмет пожаров;
  • участвовать в поисковых и спасательных операциях;
  • проводить обработку территорий от вредителей.

В начале 1950-х годов Западно-Сибирским управлением Гражданского воздушного флота было принято решение для обслуживания Новокузнецкого и Прокопьевского угольных бассейнов организовать гражданский аэродром постоянного базирования. В качестве базы было решено выбрать уже действующую взлетно-посадочную площадку Абагур. Аэропорт Новокузнецк изначально создавался не для перевозки пассажиров, а для осуществления хозяйственной деятельности, доставки геологов в отдаленные районы, подвоз продуктов и оборудования.

Аэропорт Новокузнецк (Спиченково)

Советский период

Дата основания аэропорта Новокузнецк – 17.08.1952. В этот день была создана 7-я аэроэкспедиция – сегодня ООО «Аэрокузбасс». Перевозка пассажиров на регулярной основе осуществляется с 1955 года. Первые рейсы носили региональный характер – воздушные суда летали в ближайшие сибирские города Томск, Барнаул, Колпашево, Новосибирск, поселки Алтайского края. На смену «старичкам» По-2 приходила новая авиатехника:

  • самолеты моделей Як-12, Ан-2;
  • вертолеты Ми1, Ми-4.

В 1968-м построен нынешний аэродромный комплекс. Позднее проведена программа по модернизации. В аэропорту было установлено периметровое ограждение, заменены отмостки ВПП, построена гостиница, возведены гаражные боксы.

1970-е годы прошли под «знаменем освоения» новой летной техники – более вместительных воздушных судов серий Ан-12/24, Як-40, Ил-18 с увеличенной дальностью полета. В 1980 годы для приема новых типов самолетов – Ту-154/204, Ил-76 – поэтапно проводилась реконструкция аэродромного комплекса. Наиболее сложной оказалась задача по перестройке ВПП, рассчитанной на прием скоростных реактивных среднемагистральных воздушных судов. География полетов варьировалась от Сахалина до Москвы.

Визитная карточка вертолет Ми-2

Новая глава

От Советского Союза Новокузнецкому объединенному авиаотряду досталось солидное наследство. В 1993 году в аэропорту города Новокузнецка насчитывалось по 10 вертолетов Ми-2/8, 5 самолетов Ан-26, 6 – Ан-24, 9 – Ту-154. Однако к 1998 году предприятие оказалось в роли банкрота. Потребовались титанические усилия, чтобы аэродром не закрылся. В 2001 году после ряда реорганизаций создано ООО «Аэрокузбасс». Нашлись средства на ремонт большинства строений, заменены линии электроснабжения, обновлено оборудование.

Уделялось внимание и повышению имиджа предприятия. С 2002 года визитной карточкой Новокузнецкого аэропорта стал вертолет Ми-2, установленный на пьедестал на площади аэровокзала. Почетное право открыть его, получил старейший работник Новокузнецкого авиапредприятия, летчик Селиверстов Михаил Николаевич, который был основоположником авиации в Горной Шории, и сам долгое время летал на таком вертолете.

В 2004 году проведены работы по упрочнению ВПП, ее класс прочности возрос с 30 до 38. Этого достаточно для приема большинства типов среднемагистральных лайнеров, в том числе – зарубежных.

Значимыми событиями 2008-2009 годов стали глубокая реконструкция аэровокзала и облагораживание примыкающей территории. Площадь здания увеличилась на 2000 м2, пропускная способность при этом возросла с 200 до 400 пассажиров в час. Коллектив трудился над тем, чтобы аэропорт Новокузнецк (Спиченково) получил статус международного. И вот, в 2014 году президентом В. В. Путиным подписан документ о присвоении столь высокого статуса. 5 декабря того же года в столицу Таиланда город Бангкок отправился Boeing-757-200. Этот рейс стал первым за рубеж в новейшей истории.

Справочная аэропорта Новокузнецк

День сегодняшний

Приложенные ранее усилия не прошли даром. Пассажиропоток начал постепенно увеличиваться. Если в 2000 году было перевезено 37 000 человек, то в 2016 году услугами аэропорта Новокузнецк воспользовались свыше 188 000 пассажиров. Потенциал роста, безусловно, есть.

Сегодня аэропорт Спиченково является современным красивым комплексом. Взлетно-посадочная полоса 01/19 имеет армированное бетонное покрытие и пригодна для интенсивной эксплуатации. Ее длина 2679 и ширина 45 метров позволяют принимать новейшие самолеты типов Ил-76Т/Д, Superjet, Ту-204/214, Boeing-767-200/300ER, Airbus-319/320/321 и прочие в любое время суток.

Последние годы появилось отапливаемое помещение для выдачи багажа и разгрузки/погрузки, гостиница, конференц-залы, ресторанчики и кафетерии, залы ожидания улучшенного комфорта, VIP-зона, транзитная зона на 166 посадочных мест, круглосуточная справочная.

В аэропорту Новокузнецк подготовлен международный терминал. Для его работы в аэровокзале смонтировали современное досмотровое оборудование, которое позволяет ускорить время досмотра и улучшить его качество. Для диагностики воздушных судов приобретено соответствующее оборудование. Действует собственная лаборатория по контролю качества авиатоплива.

Аэропорт города Новокузнецка

Направления

Внутренние авиарейсы:

  • Домодедово (АК «Сибирь»);
  • Шереметьево (АК «Аэрофлот»);
  • Симферополь (АК «Северный ветер»);
  • Анапа (АК «АЛРОСА»);
  • Сочи (АК «АЛРОСА»).

Международные рейсы:

  • Анталья (АК «Азур Эйр», «Роял Флайт»);
  • Камрань (АК «Азур Эйр»);
  • Санья (АК «АЛРОСА»).
Новокузнецк аэропорт: как добраться

Как добраться

В аэропорту Новокузнецка хорошо налажен трансфер с соседними крупными городами. Помимо такси, по трем направлениям регулярно ходят автобусы и «маршрутки». Между Новокузнецком и аэродромом каждый час курсирует автобус №160. Первый рейс отходит от проспекта Октябрьский в 5:20, последний рейс из Спиченково – в 22:21.

В город Прокопьевск ходит маршрут №130 (с 6:30 до 19:40). Автобус №20 курсирует между Красногорским рынком и аэропортом каждые 10 минут (с 6:20 до 22:20).