Пальчиковые игры для детей

Взаимодействуя с ребенком, рассказывая ему различные сказки и потешки, мы зачастую не обращаем внимания на то, что уже в раннем возрасте используем пальчиковые игры. Многим известная «Сорока-белобока» - один из элементов пальчиковой гимнастики, начинать использование которой следует уже с 6-7 месяцев. Сначала просто поглаживайте детские пальчики, тихонечко надавливая на каждую фалангу, а затем уже выполняйте массаж с применением различных подручных средств – от вывернутых ободков крышек пластиковых бутылок до резиновых мячей-ежиков. Благодаря подобному массажу, развивается моторика пальцев, что в дальнейшем способствует становлению речи ребенка.

Занятия в детских садах

пальчиковые игрыВ дошкольных учреждениях на своих занятиях участники педагогического процесса – воспитатели, учителя-логопеды, педагоги и психологи – используют методики, способствующие развитию мелкой моторики рук. Пальчиковые игры входят в их число. Их применение обусловлено тем, что одновременно подобной гимнастикой можно заниматься с несколькими детьми, опираясь при этом на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном периоде выступает игра. Всем ребятам интересны потешки, сказки, стишки, в которых пальчики «здороваются» друг с другом, строят домики, ссорятся и мирятся. Отмечая важность использования подобной гимнастики, нужно сказать, что в детских садах имеется информация с перечнем подобных игр и правилами их использования. Она может размещаться на стендах либо иметь вид раздаточного материала – памяток, буклетов.

На развитие каких психических процессов направлены пальчиковые игры?

В первую очередь это, безусловно, речь. моторика пальцевТак устроено природой, что в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся по соседству. Об этом могут более подробно рассказать учителя-логопеды, особенно те, которые работают в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Так, при работе с детьми с диагнозом «заикание» используется специальная методика, основанная на синхронизации речи с пальцами ведущей руки. Пальчиковые игры способны помочь и в развитии творчества, воображения, креативности. Существуют всевозможные пальчиковые театры и куклы. Ребенок может рассказать историю из сказки либо придумать собственный сюжет. Детям нравятся подобные игры. В детском саду, доставая коробочку с кукольным пальчиковым театром, они самостоятельно распределяют роли, выбирают героев, учатся взаимодействовать и договариваться, обыгрывать различные ситуации.игры на развитие

Логическое мышление и память

Включение пальчиковых кукол в игры на развитие памяти, внимания и мышления более чем оправдано. С их помощью ребенок запоминает сюжет сказки, различные стихи – таким образом, происходит становление произвольной памяти. Дети подготовительной и старшей групп, манипулируя пальчиковым театром без помощи воспитателя, трепетно следят за соблюдением правил игры или рассказа, что способствует развитию зачатков произвольного внимания, необходимого для успешного обучения в школе. Логично построенный или пересказанный ребенком сюжет готовой или придуманной им самим сказки развивает словесно-логическое мышление.

Подводя итог, можно отметить, что пальчиковые игры, помимо становления речи, способствуют развитию всех психических процессов дошкольника, повышают его интеллектуальный уровень, создают предпосылки для успешного овладения универсальными учебными действиями.