Общая и чистая рентабельность

Чистая рентабельность как основной производственный показатель

чистая рентабельностьРентабельность является относительным показателем прибыльности любой компании. Данный показатель отражает величину выручки от реализации, которую нужно получать субъекту хозяйствования для покрытия издержек, относящихся как к производству, так и последующей реализации. К рентабельным относится предприятие, у которого после вычета всех издержек остается прибыль. Единицей измерения рентабельности являются проценты. Основными видами данного показателя является общая и чистая рентабельность как отдельно выпускаемой продукции, так и компании в целом. Готовая продукция в данном случае может быть рассмотрена в качестве реализованной, товарной и отдельных изделий. Основные факторы, определяющие рентабельность, - это источники её формирования и объемы реализации готовой продукции.

Характеристика рентабельности

чистая рентабельность показываетОбщая рентабельность оценивается путем деления прибыли, сформированной до уплаты в бюджет налоговых платежей, к среднему показателю активов компании за некоторый период. Иными словами, какая сумма средств была вложена либо привлечена субъектом хозяйствования для получения одного рубля прибыли. Чистая рентабельность может быть представлена как отношение чистой прибыли за некоторый период к среднему значению величины активов. Данный показатель показывает влияние налогообложения на прибыльность компании. Чистая рентабельность показывает уровень эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. При этом на общую эффективность хозяйственной деятельности любого субъекта влияют самые различные объективные факторы.

Классификация показателей рентабельности

чистая рентабельность продажОстановимся на них подробнее. Так, чистая рентабельность продаж показывает ту долю, которую чистая прибыль занимает во всем объеме продаж. Из определения рентабельности, изложенного выше, можно сделать вывод, что рассматриваемый показатель прямо пропорционален эффективности работы субъекта хозяйствования. Другими словами, чем выше значение рентабельности, тем лучше для предприятия. Однако при проведении анализа необходимо учитывать наличие существенных отличий в значении данного показателя у компаний, работающих в различных отраслях. Поэтому чистая рентабельность подлежит сравнению только у аналогичных компаний. Исходя из формулы расчета этого показателя, к основным причинам его увеличения относят рост прибыли, увеличение объема продаж, одновременное выполнение и первого, и второго условий. Изменение прибыли может быть вызвано различными причинами, и не обязательно это увеличение цены на товары и услуги. По вопросу установления причин снижения объемов продаж необходимо отметить, что если указанный факт происходит с одновременным увеличением цены, то это нормальная ситуация для предприятия. Иначе инвесторам и руководству компании необходимо насторожиться и принять кардинальные меры по устранению данных негативных факторов.