Правила экономического выживания: показатели рентабельности

Принципы рыночной экономики

Характерной чертой рыночных отношений в экономике на современном этапе развития является то, что жесткая конкурентная борьба между различными товаропроизводителями играет роль основного механизма регулирования и оживления хозяйственной деятельности. Именно здоровая конкуренция составляет основу многополярности экономического мира. В этом аспекте показатели рентабельности имеют определяющее значение для любого предприятия или финансового учреждения. Практически всем субъектам хозяйствования для развития своего дела крайне необходимы значительные финансовые вливания. Согласитесь, что гораздо легче привлечь серьезного инвестора, имея высокие показатели рентабельности. Иначе эти финансовые потоки могут быть направлены на развитие и усиление конкурентных фирм, и вести с ними борьбу на равных станет намного сложнее. Таковы сегодня принципы рынка.

Показатели рентабельности

Теоретические основы грамотного управления

В качестве еще одной важной особенности современных рыночных отношений можно выделить чрезвычайно тесные экономические взаимосвязи и взаимозависимость множества самых различных субъектов хозяйствования, часто даже относящихся к разным отраслям производства. Все это обусловливает то, что показатели рентабельности каждого экономического субъекта являются предметом пристального внимания самого широкого круга участников хозяйственных отношений, которые кровно заинтересованы в его успешном функционировании. Поэтому для обеспечения выживания предприятия в сложных и напряженных современных экономических условиях управленческий персонал обязательно должен уметь реально и объективно оценивать как состояние и производственный потенциал своей организации, так и общее положение внешней рыночной среды. А показатели рентабельности, наряду с другими критериями, являются неотъемлемой и крайне важной составной частью глобальной экономической картины.

Виды и показатели рентабельности

Управление ресурсами и капиталом

Однако только лишь объективной оценки и правильного анализа недостаточно для процветания компании и достижения ею долгосрочных стратегических целей. Конкурентоспособность и успешная жизнедеятельность предприятия возможны только при условии грамотного и квалифицированного управления ресурсами и капиталом, находящимися в его распоряжении. Данный тезис затрагивает как показатели рентабельности продукции, так и все активы предприятия в целом. В определенном смысле данные критерии являются объективной характеристикой работы управленческого персонала.

Анализ рентабельности и ее виды

Рентабельность относится к основным качественным показателям эффективности производственной деятельности предприятия, объединения или отрасли в целом. Данный критерий объективно характеризует уровень отдачи вложенных капиталов и степень целесообразности использования производственных мощностей и экономических средств при изготовлении продукции и ее реализации. Эффективность функционирования практически любого предприятия можно оценить по двум главным критериям:

  • насколько быстро достигаются поставленные цели;
  • насколько эффективно предприятие трансформирует затраты в прибыль.

Показатели рентабельности продукции

Несмотря на то что эти направления очень тесно взаимосвязаны, на практике обычно гораздо больший интерес вызывает второе из них, поскольку руководство любого предприятия заинтересовано в получении комплексной оценки преобразования вложенных средств в доходы. Только все виды и показатели рентабельности при совокупном интегрированном их анализе смогут дать реальную картину экономической эффективности предприятия.