«Пражская весна»: две тысячи танков против двух тысяч слов

0
0

1968-й год выдался непростым для всех сторон, в той или иной степени принимавших участие в холодной войне. Вашингтон пытался выбраться из вьетнамской западни, Пекин сотрясался в жестоких судорогах культурной революции, а у Москвы появилась еще одна головная боль – в чехословацком бараке социалистического лагеря вдруг нежданно-негаданно разразилась весна. Пражская весна.

В тисках политического кризиса

Чехословакия в начале 1968-го года переживала глубочайший социально-политический кризис. Резкая смена внутриполитического курса руководством компартии страны затронула интересы всех членов-участников Варшавского договора, что неизбежно должно было привести к военным конфликтам, а также обострению и без того непростых отношений Советского Союза с Соединенными Штатами. «Пражская весна» в этом аспекте была опасным прецедентом, который мог вызвать цепную реакцию в остальных бараках соцлагеря. Властям ЧССР не хватило политической гибкости, чтобы без негативных последствий для своей маленькой страны осуществить желаемые реформы и демократические преобразования. «Пражская весна» подвергала сомнениям саму идеологию социализма, а потому ее следовало немедленно подавить. Ситуация усугублялась неустанной и целенаправленной пропагандой западными спецслужбами идеалов капитализма и демократии. Едва начавшаяся «Пражская весна» уже была обречена.

Пражская весна

Александр Дубчек

Пятого января 1968-го года первым секретарем ЦК компартии ЧССР стал Александр Дубчек, который сменил на этом важном посту убежденного сталиниста Антонина Новотного – виновника тяжелого экономического кризиса в стране. Смена лидера чехословацких коммунистов прошла при молчаливой поддержке Брежнева, тогда даже не подозревавшего, что это приведет к социально-политическому кризису, известному как «Пражская весна 1968 года», ответом на которую стала военная интервенция СССР и его сателлитов. Западные страны с немалым любопытством стороннего созерцателя наблюдали за неуклюжими попытками реформирования социалистического общества. В поте лица трудились только их спецслужбы. А Дубчек становился реальным народным лидером, которого поддерживало все чешское общество.

Подавление Пражской весны

Человеческое лицо социализма

В апреле 1968-го Брежнев, не сильно искушенный в политических игрищах и не обладавший большой дальновидностью, одобряет программу преобразований, предложенную новым партийным руководством Чехословакии. Она, рассчитанная на десять лет, предполагала постепенное введение свободы слова, рыночных принципов работы предприятий и полную отмену цензуры. Такая программа была с восторгом поддержана и коммунистами-реформаторами, и простыми гражданами.

В преддверии демократического рая

В Чехословакии ждали, что Москва обрушит на их страну карательные меры. Но время шло, а реакции из Кремля не было. И тогда даже самые осторожные политические лидеры заговорили о «Пражской весне» - времени национального возрождения и надежд. На улицах шли бесконечные митинги и дискуссии. Интеллектуалы, студенты, юристы, преподаватели и врачи открыто выступали против существующего положения вещей и расточали похвалу западной демократии. «Пражская весна» набирала ход. Главным ее документом стал манифест под названием «Две тысячи слов». Все это грозило крайне неприятными последствиями лично Брежневу, на котором как на руководителе КПСС лежала персональная ответственность за сохранность единства всего социалистического лагеря. Потеря Чехословакии стала бы смертельным ударом для этого единства. Подобно администрации Джонсона, которая опасалась «эффекта домино» в случае падения Южного Вьетнама, советские вожди боялись цепной реакции в Восточной Европе.

Пражская весна 1968

На пороге военной интервенции

После опубликования в чешской прессе упомянутого выше манифеста, содержавшего призывы к тотальной демократизации политического строя и восторженно встреченного обществом, в Москве посчитали, что такая всенародная поддержка реформ может привести к повторению венгерского сценария 1956-го года. Нужно было принимать жесткое решение, несмотря на все опасения Брежнева, что интервенция вызовет ответную реакцию НАТО, что развяжет большую войну в Европе. В этот период Леонид Ильич начинает принимать сильнодействующее снотворное, чтобы снять напряжение. Позже эта привычка перерастет в пагубную зависимость. Но это уже другая, хоть и не менее интересная тема.

Операция «Дунай»

В ночь на двадцать первое августа двести тысяч солдат, офицеров и две тысячи танков из Советского Союза, Болгарии, Польши и Венгрии вторглись в Чехословакию. Операция «Дунай», целью которой являлось подавление «Пражской весны», стартовала. Командовать вторжением было поручено генералу армии Ивану Григорьевичу Павловскому. Как отмечают военные историки, это была самая грандиозная по своим масштабам стратегическая военная акция СССР в послевоенный период. Около тридцати танковых и мотострелковых дивизий всего за 36 часов полностью оккупировали страну в центре Европы. В 4.00 комплекс зданий ЦК КПЧ был окружен советскими десантными подразделениями. А в 6.00 танковая колонна без малейшего сопротивления захватила генштаб. С «Пражской весной» было покончено.