Роман А.Толстого «Князь Серебряный»: история создания, проблематика, связь с современностью

0
0

19-ый век не зря называют Золотым для русского искусства вообще и для литературы в частности. Такого взлёта талантов, разносторонних дарований, пожалуй, в нашей культуре уже не будет. По силе всплеска, яркости дарований его можно сравнить с Эпохой Возрождения на Западе. К числу наиболее интересных авторов того времени, без сомнения, относится и один из «отцов» легендарного Козьмы Пруткова, автор незабвенного романса «Средь шумного бала» А.К.Толстой.

Произведение Толстого в свете становления русского исторического романа

князь Серебряный
«Князь Серебряный» был написан в новом для русской литературы жанре исторического романа. Этот тип прозы пришёл на почву российской словесности благодаря популяризации творчества Вальтера Скотта, творениями которого зачитывалось всё образованное общество как в обеих наших столицах, так и в провинциальной глубинке. Масштабные, драматические характеры, сложные коллизии, напряжённый романтический сюжет, интерес к историческому прошлому страны и народа – таковы основные черты жанра. Читающей публике, которая уже привыкла к мистике Марлинского, психологизму Лермонтова и обличающему пафосу Гоголя, и осваивала новаторскую прозу Пушкина, требовалось нечто новое, особенное. Увлечение романтизмом ещё до конца не прошло и воспринималось в обществе с некой эстетической ностальгией. «Князь Серебряный» оказался очень кстати. Роман показал, что если автор действительно талантлив и основательно владеет материалом, то вполне возможно через призму истории поднять и осветить проблемы современности. Вышедшее в свет в 1863 г. произведение хоть и повествовало об эпохе Ивана Васильевича Грозного, вызвало в обществе живой резонанс. Атмосфера смуты, ожидание грозных перемен, слежка и доносы, жестокие расправы, создание опричнины – всё это здорово напоминало эпоху безвременья и реакции, через которую Россия прошла не так давно, и ту революционную ситуацию, в которой находилось государство в 60-х гг. Именно она и стала причиной отмены крепостного права, но жизнь крестьян это не облегчило. «Князь Серебряный» позволял современникам автора провести исторические, политические и даже нравственные параллели и осознать те уроки, которые преподаёт время обществу.

Несколько слов об истории создания и литературных параллелях

Толстой князь Серебряный
В работе над произведением Толстой опирался на многие серьёзные источники, литературные и научные, мемуарные и, прежде всего, труд Карамзина, его «Историю государства…». Оттуда взяты для сюжетных линий многие эпизоды, на его основе создавались образы многих героев и, прежде всего, тирана Грозного. Естественно, материал он подавал с точки зрения человека, художника, мыслителя. Благодаря этому «Князь Серебряный» обрёл философскую глубину и злободневность. Будучи не всегда согласными с автором по поводу персонажей, критики и собратья по перу, литераторы, были единодушны в оценке художественной стороны произведения. Например, В.Вересаев говорил об удивительной убедительности, жизненности, с которой созданы герои романа – положительные и отрицательные. В качестве литературного творения его можно признать образцовым. Как отмечает тот же Вересаев, на общую поэтику повествования, его романтическую канву, без сомнения, повлиял Лермонтов, горячим почитателем которого был Толстой. «Князь Серебряный» явственно перекликается с «Песнею про купца Калашникова…».
князь Серебряный краткое содержание
И даже Иван Грозный у обоих авторов временами оценивается достаточно близко. Дело в том, что одну и ту же эпоху, героев писатели оценивают с точки зрения моральных, нравственных норм и правил. Ведь и у Лермонтова Калашников, Кирибеевич и царь, и у Толстого сам Серебряный, Дружина Морозов и опричник Вяземский, а также и Иван Васильевич не столько представители разных социальных прослоек и групп, сколько носители той или иной идеологии и нравственных или безнравственных критериев. И даже при таком сопоставлении: «Князь Серебряный» (краткое содержание) и поэма Лермонтова в кратком изложении - ясно просматривается закономерность: оба автора с осуждением относятся к попранию народных нравственных заветов, критикуют тиранию и неограниченную власть, основанную на самодурстве и деспотизме. Правда, у Лермонтова это осуждение дано несколько глубже. Для него аморальна любая деспотия, на каком бы уровне она не рассматривалась. Как бы там ни было, роману Толстого уготована славная литературная судьба и долгая жизнь. Книга стала одной из любимых для многих поколений читателей и дважды экранизировалась.