Агенты социализации первого и второго порядка

Агенты и институты социализации – это социальные и этические нормы, а также общественные группы, которые «помогают» человеку усвоить правила поведения среди других людей.

Типы социализацииАгенты социализации личности

В социологии выделяют два типа социализации. Первичная – это семья, школа, детские друзья, другие агенты социализации первого порядка, при общении с которыми усваиваются общие нормы поведения в обществе. Именно на этом уровне формируется личность как часть социальной системы. Основной канал социализации – воспитание, которое способно принимать различные формы. Например, домашнее или семейное воспитание, дворовое воспитание, школа, детские и подростковые компании. Социализация второго порядка представляет собой лишь адаптацию усвоенных в детстве норм, в ходе которой осваиваются социальные роли, выполняемые на протяжении всей жизни. Агенты социализации – работа, общественные и государственные учреждения, социальные, политические или духовные движения.

агенты социализации

Первичная социализация

Агенты социализации выполняют различные функции, которые, однако, укладываются в единую ценностную картинку. Например, в процессе семейного воспитания мать закладывает ценностный и культурный фундамент, отец – основы профессиональной и трудовой специализации, принципы выживаемости в различных жизненных ситуациях. Друзья и подростковые компании необходимы для определения социальных ориентиров и самопозиционирования, в том числе и во «вражеском» по отношению к конкретному индивиду окружении.

Вторичная социализация

агенты и институты социализацииАгенты социализации второго порядка функционально взаимно дополняют друг друга. В этом отношении принципиальное значение имеют контакты индивида с представителями иных социальных групп и государственных организаций. Выживаемость индивида, его способность «навязать» свои позиции, а то и отстоять свои персональные интересы зависят от постоянной практики и изначальных установок, полученных в раннем детстве. Хотя с различными социальными институтами человек контактирует на протяжении достаточно короткого времени, однако от того, как он сумеет воспользоваться знаниями, полученными в детстве, зависит и его место в обществе. Хотя ради справедливости надо заметить, что подобного рода контакты способны «перепрограммировать» индивида, преобразовать его ценностные установки и социальные роли. Связано это прежде всего с тем, что со временем прямые контакты с семьей утрачиваются, а самоутверждение происходит уже за счет определенных примеров или сравнений с референтной группой. Индивид почти всегда намеревается стать частью определенного сообщества, что нередко приводит к нежелательным конфликтам и пересмотру собственного социального контракта с обществом. К тому же и агенты социализации личности постоянно давят на него. Что также объяснимо: профессиональные и социальные обязательства оказываются более существенные, чем усвоенные моральные правила. Другое дело, когда ценностные установки определяют и социальные роли. Но со временем и те, и другие также изменяются. Человек, говоря словами А. Чехова, не в состоянии всю жизнь быть «вдали» от других, в собственном «футляре».