Издержки производства: арифметика современного бизнеса

Общее понятие производственных издержек и их классификация

Как известно из любого учебника по экономике, ни одно производство не обходится без самых разнообразных затрат и расходов. Иначе такой бизнес стал бы идеальной моделью, приносящей баснословные прибыли. Издержки производства являются необходимыми расходами на приобретение всевозможных орудий труда, механизмов, сырья и всего прочего, что требуется для нормального функционирования предприятия. Такие затраты можно рассчитывать по-разному. Экономическая теория, начиная со времен Адама Смита и Давида Рикардо, обзавелась десятками самых разнообразных систем анализа этой величины. Но к середине двадцатого столетия были выработаны общепринятые принципы и методы классификации производственных издержек. Основными критериями стали оценка всех затрат и их соотношение с объемами производства. Позже эти два показателя были выделены в отдельные категории. Первая из них предусматривает подразделение на следующие виды: экономические издержки производства и бухгалтерские. Соотношение затрат с общими объемами выпущенной продукции классифицируется на постоянные, переменные и валовые.

Издержки производства

Бухгалтерские и экономические издержки

Если взглянуть на процесс купли-продажи с позиций производителя, то для получения прибыли в первую очередь нужно возместить понесенные при изготовлении продукции расходы. Издержки производства экономического характера – это такие хозяйственные затраты, без которых изготовление продукции невозможно. Они состоят из ресурсов, приобретенных предприятием, собственных (внутренних) резервов компании, не включаемых в рыночный оборот, и части прибыли, зачастую рассматриваемой предпринимателями в качестве компенсации за риск в бизнесе. Именно издержки производства этого типа любое предприятие считает своей обязанностью возместить, прежде всего, через стоимость собственной продукции. Именно от баланса в данной категории зависит коммерческий успех субъекта хозяйствования. Бухгалтерскими затратами называются денежные расходы и платежи, которые осуществляются для приобретения необходимого сырья, орудий труда и прочего. Такие издержки производства всегда меньше экономических, поскольку при их анализе учитываются лишь затраты по сделкам с внешними поставщиками. Они всегда оформляются юридически и существуют в задокументированном виде, что служит основанием для бухгалтерского учета.

Экономические издержки производства

Постоянные издержки

В хозяйственной деятельности практически любого предприятия прослеживается следующая закономерность: рост объемов производства влечет за собой увеличение издержек. Поскольку ни одно предприятие не в состоянии развиваться бесконечно, различные производственные расходы выступают очень важным критерием для определения оптимального масштаба компании. Для этой цели служат общие издержки производства, постоянные и переменные. Первыми определяются регулярные затраты предприятия, которые оно несет независимо от масштабов своей коммерческой деятельности. К ним можно отнести плату за аренду производственных площадей, офисных и административных помещений, расходы на аренду различного оборудования, оплату труда сотрудников, амортизационные затраты, налоги, займы и т. д.

Общие издержки производства

Валовые и переменные издержки

Переменные расходы непосредственно зависят от масштабов производства. В их состав входят зарплата наемных рабочих, реклама, затраты на транспортные услуги, НДС и прочее. Расширение производства, разумеется, влечет за собой и увеличение издержек данного типа. Конечно же, разделение затрат на переменные и постоянные носит весьма условный характер и является приемлемым лишь для непродолжительного временного отрезка, на протяжении которого факторы производства пребывают в неизменном состоянии. В долгосрочной перспективе практически все расходы приобретают переменный характер. Валовые издержки определяются как сумма предыдущих двух видов производственных затрат. Они, по большому счету, являются совокупностью всех расходов, которые возникают в процессе выпуска продукции.