Основы маркетинга: калькуляция себестоимости продукции

калькуляция себестоимости продукцииКалькуляция себестоимости продукции. Основные статьи расходов

Любая выпускаемая продукция должна иметь свою стоимость. Для этого проводится калькуляция себестоимости продукции – самый главный этап в устройстве коммерческого или производственного предприятия. От этого зависит финансовый результат деятельности компании. Этот вид расчетов является основным элементом ценообразования на производстве. В этой статье мы расскажем, как происходит формирование себестоимости, укажем аспекты, которые влияют на затратную часть. Первые восемь затратных статей из нижеуказанного перечня образуют цеховую себестоимость продукции. Прибавив к ней потери от бракованных изделий и общепроизводственные затраты, получим производственную себестоимость. В итоге все десять статей образуют формирование начальной цены. Итак, калькуляция себестоимости продукции состоит из следующих статей расходов:

  1. Расходные материалы и сырье (возвратные отходы не учитываются).
  2. Закупаемые изделия, услуги предприятий-партнеров, полуфабрикаты.
  3. Основная заработная оплата труда рабочих производства.
  4. Дополнительные денежные вознаграждения работникам.
  5. Отчисления из основной и премиальной оплаты труда рабочих на социальные нужды.
  6. Расходы на подготовительные работы на производстве, а также его освоение.
  7. Затраты на эксплуатацию и содержание производственного оборудования.
  8. Общехозяйственные расходы.
  9. Затраты от бракованных изделий.
  10. Расходы вне производства.себестоимость готовой продукции

Калькуляция себестоимости продукции. Номенклатура калькуляционных статей

В сокращенном виде всю затратную часть можно подразделить на:

  1. Материальные расходы. К ним относят сырьевую базу и материалы для производства продукции, энергопотребление и топливо, которое расходуется на технологические задачи, а также оплату труда рабочего персонала.
  2. Другие прямые затраты.
  3. Косвенные расходы, к которым относят обслуживание производства и управленческую оплату.

О статьях

Статьи, по которым осуществляется калькуляция себестоимости продукции, можно группировать по следующим характеристикам:

  1. Косвенные и прямые статьи.
  2. Постоянные и переменные.
  3. Комплексные и простые статьи.
  4. Непропорциональные и пропорциональные.
  5. Накладные и основные расходы.

формирование себестоимостиПодробнее о группах

Рассмотрим каждую группу отдельно. Прямые затраты (первое, что учитывается при калькуляции себестоимости продукции) включают абсолютно все средства, израсходованные на нужды, описанные в статьях 1-5, а именно: материалы, сырье, зарплата работников и т. д. К косвенным относят расходы, описанные в статьях 5-10 (накладные расходы). Комплексные и простые статьи расшифровывают в смете расходов (6-9, 10 статьи). Пропорциональные затраты изменяются в зависимости от количества выпускаемой продукции. Их очень важно учитывать, когда рассчитывается себестоимость готовой продукции. К постоянным относят статьи затрат, которые остаются неизменными при росте или уменьшении количества выпускаемой продукции. Именно за счет их можно сэкономить затратную часть на производимую единицу изделия при увеличении объемов.