Как научиться играть на пианино. Самоучитель игры на пианино

0
0

Играть на пианино — мечта многих взрослых и детей. Но по тем или иным причинам не многие воплотили свою мечту в реальность — кому-то был поставлен диагноз "нет слуха", кто-то не рискнул поступить в свое время в класс фортепиано музыкальной школы, кто-то поступил и сдался в самом начале пути. Но мечта осталась...

И все-таки никогда не поздно начать работать над осуществлением своей мечты. И это не зависит от возраста. Просто нужно немножечко воодушевления, времени, пианино и, конечно же, самоучитель игры на пианино.

Учимся играть на пианино

Первоначальный этап обучения игре на пианино включает в себя:

  • Знакомство с инструментом.
  • Посадку за инструментом, постановку рук.
  • Знакомство с клавиатурой.
  • Нотную грамоту.

Знакомство с инструментом

как научиться играть на пианино

Как научиться играть на пианино, если не знать, что это за инструмент, и каким образом он издает звук? Пианино или фортепиано — это клавишно-ударный инструмент. Его предшественниками были клавесин и клавикорд. Прежде чем начать играть на любом инструменте, важно ознакомиться с принципом его звукоизвлечения.

Для этого при знакомстве с пианино достаточно приподнять крышку, скрывающую струны. В момент нажатия клавиши молоточек ударяет по струне и мгновенно отскакивает, и какие бы действия ни совершались после этого (надавливание на нее, раскачивание пальца на клавише и т. п.), на образовавшийся звук это абсолютно не влияет, он во всех случаях будет постепенно угасать. Из этого можно сделать важный вывод: при игре на пианино самым существенным является момент извлечения звука, и любое напряжение мышц после нажатия клавиши будет совершенно излишним.

Синтезатор или пианино

пианино играть с нотами

В последнее время после вопроса о том, как научиться играть на пианино, сразу же следует другой вопрос: "А может, на синтезаторе учиться легче?" Здесь нужно учитывать, что синтезаторы чаще всего имеют 3 или 4 октавы (вместо 8-ми), размер клавиш зачастую меньше, чем на пианино, также при игре они не полновесны. Поэтому, если мы учимся играть на пианино, то в дальнейшем сможем свободно владеть любым синтезатором. А у тех, кто сначала учится легко и быстро играть на синтезаторе, в дальнейшем игра на пианино вызывает дискомфорт и множество напряжений в мышцах рук, что влияет на качество извлеченного звука.

Посадка за инструментом, постановка рук

Как научиться играть на пианино, прежде не научившись правильно за ним сидеть? Цель правильной посадки — правильное распределение веса корпуса во избежание возникновения излишнего напряжения. Для этого необходимо подобрать правильный стул или табурет с прямым, не вогнутым сиденьем без подлокотников.

самоучитель игры на пианино

Садиться нужно ближе к переднему краю стула, на который и падает основная тяжесть корпуса. Важно отрегулировать высоту сиденья. Предплечья опущенных на клавиатуру рук должны быть параллельны уровню клавиатуры либо чуточку выше его. Можно воспользоваться жесткой подставкой.

Ноги должны плотно стоять на полу около педалей. Нельзя перекрещивать их или задвигать под стул — от этого нарушается правильное распределение веса корпуса, и возникает излишнее напряжение.

Нужно запомнить, что нет постоянной и зафиксированной постановки рук. Руки должны быть свободными, но и невялыми. Не нужно излишне напрягать мышцы. Надо гибко сочетать моменты активности и пассивности в работе мышц, чтобы руки не напрягались и не уставали.

Звук извлекается непосредственно пальцами, но в игре участвует вся рука. Пальцы должны быть слегка согнуты. Можно положить руку на колено так, чтобы охватить его пальцами, а потом свободно и естественно руку перенести на клавиатуру. Таким должно быть положение пальцев и рук во время игры.

Знакомство с клавиатурой

Тут встает вопрос: "Как научится играть на пианино, будучи не знакомым с клавиатурой?" Оказывается, на всей клавиатуре всего 12 неповторяющихся клавиш — 7 белых и 5 черных, которые соответствуют названиям 12-ти звуков. Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками называют полутоном (E - F, F# - G, A - B♭, B - C и т. д.) Наименование черных клавиш — производные от белых. Между ступенями могут быть расстояния как в полтона, так и в целый тон (C - D, D - E, F - G и т. д.) Знак диеза — #; знак бемоля — ♭; знак, отменяющий диез и бемоль, - бекар — ♮.

Расстояние вверх или вниз от какого-либо звука до его повторения называется октавой.

Упражнение

класс фортепиано

Теперь, когда мы знаем о звукоизвлечении, правильной посадке и постановке рук на клавиатуре, октаве и названия клавиш, можно попробовать правильно сыграть маленькое упражнение. Поставим средний палец на клавишу "до" 1-й октавы, не нажимая на нее. Остальные пальцы закруглены и пассивны. Медленно поднимаем руку (начиная это движение плавным отведением локтя в сторону и вверх) над клавиатурой и опускаем ее свободным, но достаточно энергичным движением на ту же клавишу. Таким же образом поднимаем и опускаем руку поочередно на соседние клавиши в пределах 1-й октавы. Перенос руки осуществляем дугообразным движением, как бы рисуя радугу в воздухе. Можно то же самое сделать выходя за пределы 1-й октавы и уже с другими пальцами. Кстати, порядок чередования пальцев именуется аппликатурой. Правильно подобранная аппликатура облегчает преодоление технических трудностей и обеспечивает необходимое качество исполнения.

Нотная грамота

И конечно же, как научиться играть на пианино без знания нотной грамоты? Музыкальные звуки записываются на пятилинейном стане на линейках и между ними условными знаками - нотами, которые указывают высоту и длительность каждого звука. Причем чем выше звук, тем выше его месторасположение на нотном стане; чем ниже написана нота, тем ниже и басовитее звучание.

Нотная запись открывается специальным знаком — ключом. В фортепианной музыке используются 2 ключа: скрипичный и басовый, они определяют, какую высоту имеют записанные одинаковые ноты. В скрипичном ключе записываются звуки высоких регистров, а в басовом — более низкие. Правая рука пианиста в основном играет в скрипичном ключе, а левая — в басовом.

Временная организация музыкальных звуков называется ритмом. Ощущение ритма возникает, если есть периодичность акцентов, т. е. метра. Отрывок музыки, звучащий от одного метрического акцента до другого, называется тактом. Тактовая черта — это вертикальная черта, пересекающая весь нотный стан. В конце произведения ставится двойная тактовая черта.

Для записи ритмического рисунка музыки используют ноты и паузы (перерыв в звучании) различной длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т. д. Соотношение их таково: длительность одной восьмой ноты или паузы в 2 раза короче одной четвертной, но в 2 раза длиннее одной шестнадцатой и т. д.

Основная ритмическая единица, единица пульсации музыки - четвертная длительность. Поскольку, как правило, единая пульсация и количество долей в такте сохраняется до конца произведения, то для лучшей ориентировки исполнителя они вписываются сразу после ключа в виде дроби, но без черты (2/4, 3/4, 4/4). Здесь числитель показывает, сколько равных долей содержится в каждом такте, знаменатель - величину каждой доли, в данном случае она равна четвертной длительности. Так, 2/4 означает, что в такте должны быть длительности, соответствующие длительности в две четвертные ноты.

Теперь можно сказать, что основная информация получена, пора переходить на практику, правильно сев за пианино. Играть с нотами профессионально сразу же не получится, но постепенно, шаг за шагом рассматривая ноты, перечитывая данную теоретическую информацию и воплощая ее на практике, можно смело переходить к следующему этапу обучения.