Первая железная дорога в России - строительство. Открытие первой железной дороги в России

В Российской империи в ХІХ веке начинается бурное развитие индустриального сектора экономики. Прогресс не обошел стороной и транспортные коммуникации. Строительство первых железных дорог в России началось практически одновременно с транспортным прорывом в Западной Европе, что является достойным показателем. О том, где и при каких обстоятельствах была открыта первая железная дорога в России, пойдет речь в следующей статье.

Колейные дороги

Своеобразной предысторией современных железнодорожных путей являются колейные дороги. Впервые они сооружались на рудниках и шахтах. В качестве рельсов для таких дорог использовались деревянные бруски. По такой колее тяговая лошадь могла перевозить грузы в несколько раз тяжелее, чем по грунтовой дороге. Но деревянные рельсы быстро теряли форму и изнашивались.

Достойной заменой стали чугунные рельсы, которые появились в середине XVIII века. Первая железная дорога в России, в основу которой положили чугун, была обустроена при Александровском заводе в 1788 году под руководством инженера А. Ярцева. Ее длина не превышала 170 метров.

Такой тип конструкции был более совершенен, чем деревянная колея, но в процессе использования поверхность дороги также изнашивалась довольно быстро. Проблему взялся решать горный инженер П. Фролов.

открытие первой железной дороги в россии

Конно-чугунная дорога

Таким образом, под руководством Фролова в 1809 году была построена конно-чугунная дорога длиной в 2 километра. Дорога строилась на Змеиногорском руднике и стала первой в мире дорогой такого типа (с насыпями, виадуками и мостом). По такой дороге одна лошадь могла перевозить в 25 раз больше груза, чем по обычной дороге. Такие дороги появились на Западе только через 10 – 17 лет. Но строительство первых железных дорог в России было еще впереди. Вышеописанные типы не являлись железнодорожными путями в современном их понимании.

Первая железная дорога в России и семья Черепановых

В 20-е годы XIX века развитие индустриального производства на Урале начало падать из-за недостаточной энергетической базы. На заводы срочно требовались паровые двигатели. Но крупные промышленники делали ставку не на технический прогресс, а на дешевую рабочую силу крестьян. Но ситуацию удалось переломить Ефиму Черепанову, который в условиях всеобщего недоверия разработал первую паровую машину.

В 1821 году владелец заводов Н. Демидов отправил Е. Черепанова в Великобританию для обучения и исследования причин падения цен на уральское железо. Несмотря на проворность и огромные технические способности Ефиму не удалось узнать «секретов» высокотехнологического машинного производства.

строительство первых железных дорог в россии

Первый паровоз Черепановых

К делу отца присоединился сын Мирон Черепанов. Вместе они начали готовить чертежи нового парового устройства и в скором времени получили патент, а также 10 тыс. рублей для разработки и постройки. Таким образом, была создана паровая машина мощностью 30 лошадиных сил, которая применялась на медных рудниках. Машина показала более чем хороший результат, и поэтому возникла потребность в создании еще более мощных устройств. Всего Черепановы разработали около 20 паровых машин, мощность некоторых из них достигала 60 лошадиных сил.

первая железная дорога в россии

В начале 30-х годов Мирон Черепанов был отправлен в командировку на запад для изучения опыта тамошних специалистов. Особенно много полезной информации он почерпнул в Англии, родине легендарного Стефенсона. После возвращения Мирон с отцом начали сооружение первого российского паровоза. И уже в августе 1834 года паровоз встал на рельсы. Он мог перевозить около 3.5 т грузов с максимальной скоростью 15 км/ч. Через год был построен новый паровоз, грузоподъемность которого достигала уже 17 тонн. Черепановы вложили в свои разработки самые новые технологии и составили подробный строительный план. Первые железные дороги России все еще оставались чугунными, но зато по них поехали паровозы, а не лошади.

Производство новых паровозов и необходимость их эффективного применения вынуждали строить новые железные дороги. Одна из таких, общей протяженностью около 4 километров, была построена на Нижнетагильских заводах и успешно вошла в производительный процесс. Со временем на производствах Череповца возникла потребность в аналогичных железных дорогах, но инициативу не поддержали ни хозяева предприятий, ни сама заводская администрация.

Благодаря семье Черепановых Российская Империя стала вторым государством в мире, где были сооружены собственные паровозы.

первой железной дрогой в россии соединила

История строительства и открытия первой железной дороги

Первая железная дорога в России – Царскосельская дорога общественного пользования, которую проложили между Царским селом и Петроградом. Строительство дороги началось после указа императора Николая І от 15 апреля 1836 года.

Все началось с приглашения на работу в Россию австрийского профессора, который прославился строительством железных дорог в Европе, - Франца фон Герстнера. В 1834 году его отправили в командировку на Урал для анализа местных средств коммуникации. После он вернулся в Петербург и представил Николаю подробный план сооружения железных дорог в Империи. После детального рассмотрения этого предложения Герстнеру были выданы все необходимые средства для строительства Царскосельской железной дороги, которая призвана была положить начало повсеместного строительства таких путей. Царскосельскому участку суждено было стать первой железной дорогой в России. Соединила она летнюю резиденцию императора со столицей государства.

Начало строительства

Насыпь для новой дороги начали укладывать в середине мая 1836 года. Техническое консультирование и управление стройкой осуществляли около 20 высококвалифицированных инженеров, 5 из которых уже строили подобные пути в Англии. Процесс постройки постоянно охраняли сотни солдат и смотрителей. В самый интенсивный период строительства железной дороги на ней трудилось около 2000 тысяч работников. Основными средствами для выполнения строительных работ были конные повозки, лопаты, тачки и кирки.

первая железная дорога в россии год

Открытие первой железной дороги в России

Открытие железной дороги было назначено на конец сентября 1836 года. Но паровозы к этому времени не поступили на маршрут, поэтому было решено использовать лошадей как тяговую силу. Множество жителей Павловска и Санкт-Петербурга приехали посмотреть на открытие в Павловский парк. Инженер Герстнер пригласил всех желающих проехать по маршруту. Путь в 3,5 версты был преодолен за 15 минут.

Открытие первой железной дороги в России состоялось в конце октября 1837 года. На церемонии были все министры и дипломатический корпус. Первой официальной поездкой из Петрограда в Царское село руководил сам инженер Герстнер. После 35 минут езды под громкие крики «Ура!» паровоз подошел к станции "Царское Село", где пассажиров уже ожидал торжественный банкет.

Большой резонанс вызвала в обществе появившаяся первая железная дорога в России. Год после этого события кругом висели тематические плакаты, а все российские газеты пестрели новостными заголовками.

план первые железные дороги россии

Тарифы на проезд

Тарифы на проезд по главной железной дороге страны были установлены в 1838 году и оставались такими до конца 80-х годов. Проезд от Петрограда до Царского села в первоклассном вагоне стоил 75 копеек, второклассном – 50, третьеклассном – 35 и четвертом – 20. Билеты на поезд предназначались для многократного использования и выполнялись из латуни. Их также шутливо называли «жестянками».