Старые комедии СССР – бессмертная классика

Становление кинокомедии как жанра характерно для раннего советского кинематографа. Немая советская комедия имела ярко выраженные особенности, избежав принципа «масок», она ступила на стезю памфлетного обличения явлений, которые, по мнению авторов, мешали развитию и укреплению социализма.старые комедии ссср

1920-1930-е годы

Старые комедии СССР имели ярко выраженный плакатно-обличительный характер, например, «Необычайные приключения мр. Веста в стране большевиков» Л. В. Кулешова. Элементы сатиры, объектами которой стали нэпманы и торгаши, заметны в кинокомедиях «Дом на Трубной» (1928) и в «Девушке с коробкой» (1927) К. Б. Барнета, «Два друга, модель и подруга», выпущенной в 1928 г. А. Поповым. В список наиболее удачных немых комедий того периода входят работы Я. Протазанова, который привлек великих актеров театра А. Кторова, И. Ильинского, М. Климова. Благодаря их таланту такие немые старые комедии СССР, как «Процесс о трех миллионах» по сценарию Умберто Нотари, лирическая «Закройщик из Торжка» (автор сценария Валентин Туркин), «Праздник св. Йоргена» (сценаристы В. Швейцер и Х. Бергстедт) вошли в историю мировой киноиндустрии.

1930-1940-е годы

В начале 1930-х годов в мировой киноиндустрии утвердился звук, что коренным образом изменило картины жанра. Теперь весь комизм повествования главным образом выстраивался не на трюках и действиях, а на словах и диалогах. Помимо характерной эксцентричности, в звуковых кинокомедиях появились жанровые разновидности: комедия лирическая, музыкальная, сатирическая и ситуационная. Старые комедии СССР 1930-1940-х годов в некоторой степени перекликаются с подобными проектами Голливуда – носят развлекательный характер, далеки от окружающей суровой действительности. Это такие, как например:

  • режиссера А. Г. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга»;
  • режиссера И. Пырьева – музыкальная мелодраматическая комедия «Свинарка и пастух», комедийный мюзикл «Богатая невеста», трагикомедия «Сказание о земле Сибирской», «Трактористы».

старые комедии ссср список

«Оттепель» и 1970-е

Старые комедии СССР периода так называемой «оттепели» жанрово разнообразные и социально острые. Характерные тенденции кинокомедий того периода ясно просматриваются в щедро снабженных сатирой фильмах: режиссера Э. Климова – «Похождения зубного врача», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!»; режиссера-постановщика Г. Данелии – «Тридцать три». Старые комедии СССР, список которых приведен ниже в статье, были сняты гением среди отечественных комедиографов – непревзойденным Л. Гайдаем. Именно ему удалось подарить советскому зрителю комедийные ленты, которые прошли проверку временем и удерживают планку первенства среди самых популярных и всенародно любимых отечественных кинокартин.

  1. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
  2. «Кавказская пленница».
  3. «Бриллиантовая рука».
  4. «12 стульев».
  5. «Иван Васильевич меняет профессию».
  6. «Не может быть!».

старые русские комедии список лучших ссср

Поистине бессмертными стали эти старые русские комедии. Список лучших (СССР, его киноиндустрия были образцом во многих аспектах) не был бы полным без уникальных работ Э. Рязанова:

  1. «Карнавальная ночь».
  2. «Берегись автомобиля».
  3. «Зигзаг удачи».
  4. «Старики-разбойники».
  5. «Служебный роман».

Затухание комедийности

В конце 1970-х годов и в начале нового десятилетия в творчестве ведущих советских режиссеров наметилась удручающая тенденция к некому затуханию комедийности. У Гайдая наступил творческий кризис, а Рязанов и Данелия приняли крен в сторону «грустных комедий», превращающихся в трагикомедию: почти драма «Афоня», колоритная мелодраматическая комедия «Мимино» (режиссер и сценарист - Георгий Данелия), «Осенний марафон» (по сценарию Александра Володина), «Вокзал для двоих».

Перемены 1990-х

Перемены, произошедшие в отечественном киноискусстве в 90-е годы, вызвали перелом в творчестве бывалых комедиографов-режиссеров. Наблюдая за социальной обстановкой, они вновь создают полные озорства, остроумные и одновременно сатирические фильмы. Э. Рязанов снимает фантастический гротеск «Небеса обетованные», Гайдай ставит бурлеск «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», в котором вновь обретает утраченный на некоторое время комедийный дар. Появляются кинокомедии режиссеров нового поколения - В. Студенникова («Комедия строгого режима»), Н. Досталя («Маленький гигант большого секса»), В. Пендраковского («Я свободен, я ничей» - «Эффект Дориана»), Ю. Мамина («Бакенбарды», «Фонтан», «Окно в Париж»).