Александр Пороховщиков: биография и творчество

Александр Пороховщиков - личность с непростой судьбой. Из-за репрессированного деда к артисту с самого детства относились как к человеку низшего сорта. Но несмотря на все трудности, он смог добиться успеха. Как же складывалась судьба этого неординарного мужчины?

Необычное происхождение артиста

Свое имя Александр Пороховщиков (фото ниже) получил в честь репрессированного коммунистами деда-изобретателя первого танка в Царской России и прадеда-мецената. александр пороховщиков С самого детства будущий артист привык гордиться своими предками и мечтал прославить семейное имя не хуже их. Однако в СССР иметь дворянские корни и быть внуком репрессированного было весьма опасно. А если учесть, что мать Пороховщикова приходилась сестрой епископу Русской Православной Церкви Алексию I, то нетрудно догадаться, что надежд на светлое будущее у юноши с такой родословной не было никаких.

Несчастья начали преследовать Пороховщикова практически с самого рождения. После того как деда арестовали, отец артиста, Шалва Барабадзе, побоявшись быть связанным с семьею врага народа, оставил жену с двухлетним сыном. Однако Бог оказался милостив, и вскоре Галина Пороховщикова встретила достойного мужчину, который не побоялся жениться на ней и взять на себя заботу о юном Александре. Так у мальчика появился отчим – известный советский архитектор Михаил Дудин. Он увез опальных Пороховщиковых из Москвы в Магнитогорск и воспитывал мальчика как своего сына, благодаря чему у них с будущим артистом на всю жизнь сложились очень близкие, доверительные отношения.

Детские годы внука врага народа

Смена фамилии и места жительства не помогла – даже после переезда из Магнитогорска в Челябинск на мальчике стояло клеймо родственника врага народа. пороховщиков александр

Александр Пороховщиков часто вспоминал один печальный случай: как-то он пришел в школу в пионерском галстуке, но одноклассники нажаловались учительнице, ведь родственникам репрессированных было запрещено его носить. После выговора на перемене весь класс собрался, чтобы избить Пороховщикова. Он отчаянно защищался и серьезно поранил чернильной ручкой одного из нападавших. За этот «проступок» мальчика перевели в другую школу, куда фактически «ссылались» все хулиганы и проблемные дети в городе.

Чтобы не стать грушей для битья для новых одноклассников, парень записался в секцию бокса и скоро сам стал одним из самых отъявленных хулиганов.

Выбор профессии и студенческие годы

Несмотря на наличие друзей-хулиганов, Пороховщиков Александр Шалвович всегда помнил о своих великих предках. Он мечтал также прославить знаменитую фамилию матери, которую взял себе, когда повзрослел. В раннем детстве он хотел стать путешественником, потом джазменом и лишь чуть позже заинтересовался профессией врача.

После школы амбициозный юноша поступил в Челябинский медицинский институт и проучился там 3 года. Однако в 1960 г. у семьи появилась возможность вернуться в Москву, и Александр вынужден был оставить учебу. александр пороховщиков

В столице карьера медика уже не казалась юноше столь желанной, зато он увлекся театром и решил стать артистом. Но талантливого юношу с гордым нравом не спешили принимать в театральные вузы столицы. Чтобы стать ближе к этой среде, Александр Пороховщиков устроился работать реквизитором в Театре им. Вахтангова.

Наблюдая из-за кулис за работой знаменитых артистов, он отчаянно мечтал стать одним из них. Для этого он учился на актера в вечернюю смену при Российском театральном обществе. А через некоторое время все-таки смог поступить в Щукинское училище.

Александр Пороховщиков – актер театра

После окончания учебы в 1966 г. молодой артист получил место в Московском театре сатиры, однако столкнулся с тем, что ради главных ролей нужно было заискивать перед режиссерами. Вести себя так казалось артисту недостойным, поэтому особенных ролей в эти годы он не получал. Наибольшими его достижениями в этом театре было участие в постановках Марка Захарова «Доходное место» (Белогубов) и «Банкет» (председатель райисполкома).

Рабочая атмосфера в Театре сатиры довольно скоро вызвала у молодого артиста глубокое разочарование, и он уволился оттуда в 1971 г., решив уйти из профессии.

Из депрессии, в которую впал Пороховщиков Александр, уволившись, его вытянул Юрий Любимов, пригласив опального актера работать в культовый Театр на Таганке. Однако по-настоящему найти там свое место Пороховщиков так и не смог. Наиболее известные его роли того периода - это Бритвин в «Круглянском мосту» и Клавдий в «Гамлете».

Более-менее «своим» артист стал лишь в Московском театре им. Пушкина, куда перешел в начале восьмидесятых. Здесь он сыграл около десятка персонажей, и большинство постановок, в которых он был задействован, стали настоящими событиями в театральной жизни Москвы.

Кинообраз сильного врага

Если карьера в театре шла с переменным успехом, то кинематограф быстро оценил талант Пороховщикова. Его прекрасное лицо, практические не нуждающееся в гриме, изысканные манеры и военная выправка (хотя артист никогда не служил в армии), а также внутренняя сила, которая чувствовалась в нем – все это идеально подходило для роли… злодеев. Неудивительно, что одним из первых его персонажей стал Бенито Муссолини. александр пороховщиков фильмы

Первым действительно интересным героем, прославившим артиста на всю страну, стал председатель ЧК Кунгуров в ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих». Примечательно, что эта роль далась Пороховщикову непросто, ведь из-за судьбы деда он относился к ЧК с нескрываемой ненавистью.

Следующей значимой работой в карьере стала роль декабриста Павла Пестеля в «Звезде пленительного счастья» 1975 года. Сыграв благородного дворянина, Пороховщиков надолго остался в сознании зрителей и режиссеров как исполнитель героев интеллигентных профессий. Теперь чаще всего он получал роли военных и следователей, врачей и ученых. пороховщиков александр шалвович

Но все изменила кинокартина «Ищи ветра…», в которой он сыграл белого офицера, расстрелявшего лошадей. Этот персонаж получился очень ярким, и из-за него за Пороховщиковым закрепилось амплуа врага, пусть даже и благородного.

Автобиографический кинофильм «Цензуру к памяти не допускаю»

Несмотря на вполне успешную карьеру и тот факт, что ему удалось прославить семейную фамилию, воспоминания о несправедливости в отношении его деда не оставляли Пороховщикова никогда.

Однажды ему удалось найти человека, виновного в смерти его деда-изобретателя. Артист начал следить за этим мужчиной, размышляя над тем, стоит ли ему отомстить за его преступление. В конечном итоге Александр Шалвович отказался от мести, однако, чтобы как-то унять свои чувства, написал на основе своей истории сценарий. По нему и была снята в 1991 г. кинокартина «Цензуру к памяти не допускаю».

Пороховщиков не только сыграл в ней главную роль (самого себя), но и снял в проекте свою мать и супругу.

Несмотря на то что лента Александра Пороховщикова не была особо отмечена зрителями, ее высоко оценили в высших кинематографических кругах. Так, она удостоилась «Золотого паруса», награды «Бригантина» и специального приза имени А. Твардовского на фестивале «Золотой феникс» в 2008 г.

Личная жизнь и жена Александра Пороховщикова

Необычайная аристократическая внешность артиста и его холеные манеры на протяжении всей жизни привлекали к нему внимание женщин. У Пороховщикова были многочисленные романы не только с коллегами по работе, но и с поклонницами.

Однако, несмотря на успех у прекрасного пола, серьезные отношения у него долго не складывались. Некоторые из близких знакомых артиста полагали, что во многом причиной тому была его мать, к которой Александр Шалвович был очень привязан. Возможно, именно поэтому главную любовь своей жизни он повстречал уже после сорока. Ею оказалась неприметная театральная костюмерша Ирина Жукова. александр пороховщиков и его жена

Новость о романе красавца-Пороховщикова и девушки, которая моложе его на 24 года, моментально облетела всю Москву. Театральная общественность, да и сама мать артиста, называли этот союз мезальянсом.

Первое время возлюбленной артиста пришлось терпеть ненависть и унижения со стороны артистов, а больше артисток театра, в котором она работала. Однажды девушку даже хотели уволить, но неожиданно за Ирину вступилась сама Вера Алентова.

Но больше всего доставалось Ирине от Галины Пороховщиковой. Долгие 14 лет девушка пыталась заслужить ее одобрение, но так и не смогла. Суровая женщина попрекала невестку не только разницей в возрасте, но и низким происхождением и социальным положением. Чтобы соответствовать своему любимому, Ирина выучилась на театрального критика, а позже сделала карьеру в качестве журналистки и специалистки по пиару.

Только после кончины Галины Александровны влюбленные смогли пожениться, однако их любовь подверглась новому испытанию. Выяснилось, что из-за солидного возраста мужчины Александр Пороховщиков и его жена уже не смогут иметь детей. Не помогло ни дорогостоящее лечение, ни даже надежды на клонирование. Ирина даже соглашалась на усыновление, однако ее супруг был категорически против чужого ребенка в доме.

История с исчезновением артиста и его последние годы

С возрастом артист стал выглядеть более солидно, и амплуа злодея постепенно сменилось ролями начальников. Со скандальной ленты Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (в которой Пороховщиков сыграл полковника милиции, «отмазавшего» сына-насильника и его дружков от тюрьмы) начинается новый виток в кинокарьере артиста. Генералы, полковники, а иногда даже главари преступных группировок и бизнесмены - это герои, которых чаще всего играл в последние годы Александр Пороховщиков.

Фильмы и телесериалы с его участием этого периода - это и «Женщин обижать не рекомендуется» (бизнесмен Шахов), и «День рождения Буржуя 1, 2» (Борис Русланович), и «Слепой» (генерал ФСБ Петр Кречетов), и «Кадетство» (генерал-майор Матвеев), и «Исаев» (генерал В. М. Молчанов) и многие другие. александр пороховщиков актер

Последний кинофильм «Мы из джаза-2» с артистом вышел уже после его смерти, в 2013 г.

Что касается жизни за кадром, то в последние годы жизни Пороховщикову удалось вернуть себе особняк в Подмосковье, который принадлежал его предкам. Артист отреставрировал его и мечтал восстановить былую славу, но не успел.

За несколько месяцев до смерти, зимой 2012 года, Александр Шалвович неожиданно исчез. Несколько дней его искали друзья и супруга, но не могли найти. Они подключили к поискам власти, и вскоре выяснилось, что артист просто уехал на дачу, чтобы побыть одному.

Но через 2 месяца из-за проблем со здоровьем (Пороховщиков страдал диабетом) актеру ампутировали часть стопы, а потом он перенес инсульт и попал в больницу. Несмотря на благоприятные прогнозы, состояние артиста стало ухудшаться. Когда врачи сказали, что надежды нет, Ирина Пороховщикова уехала домой и покончила с собой, оставив записку, в которой объяснила свой поступок неспособностью жить без любимого человека.

К счастью для артиста, на тот момент он был без сознания и так и не узнал о кончине супруги. Жену Александр Пороховщиков пережил на 1 месяц и 5 дней, а 15 апреля 2012 года умер в больничной палате от остановки сердца.

Похоронен артист рядом с матерью и отчимом, который заменил ему отца, в деревне Рождествено в Подмосковье.

Занимательные факты

  • Существует версия, что отцом Александра Шалвовича был не бросивший семью Барабадзе, а другой мужчина, чье имя мать артиста так и не раскрыла ни сыну, ни другим близким людям.
  • В Театре на Таганке Александр Пороховщиков в некоторых пьесах был дублером Владимира Высоцкого и подменял его, когда тот пропускал спектакли.
  • В кинокартине «Свой среди чужих, чужой среди своих» артист говорит не своим голосом. По неизвестной причине его дублировал другой актер - Игорь Кваша.
  • В ленте «Цензуру к памяти не допускаю» по сценарию у главного героя умирает мать. Пороховщиков поначалу опасался этого сюжетного хода, поскольку фактически преждевременно «хоронил» свою мать, к которой был очень привязан. Но после, с благословения Галины Александровны, отснял все, как и было предусмотрено сценарием.
  • Картина «Цензуру к памяти не допускаю» была снята на собственной киностудии артиста - "ТЭМ «Родина»", которую он основал несколькими годами ранее. Примечательно, что эта студия была одной из первых негосударственных организаций такого рода.