Вероника Полонская, актриса: биография, личная жизнь. Последняя любовь Владимира Маяковского

0
0

При рождении ее назвали Вероникой в честь героини известной драмы Г. Ибсена. Близкие и друзья привыкли звать ее Норой. А пролетарский трибун Владимир Маяковский считал Веронику «невесточкой». Эта была последняя любовная и роковая привязанность поэта. При этом Полонская была единственной свидетельницей его самоубийства.

вероника полонская

Среди родственников Полонской – Менеделеев, Нестеров и Бестужев-Рюмин

Вероника Витольдовна Полонская появилась на свет в далеком 1908-м. Среди ее предков были и казненный декабрист Михаил Бестужев-Рюмин, и один из первых авиаторов России Петр Нестеров, которому в свое время удалось совершить знаменитую "мертвую петлю", и даже великий русский химик Дмитрий Менделеев.

Родители Вероники служили Мельпомене. Они были актерами. В кинематографе юная Нора начинала сниматься с семилетнего возраста. Как правило, вместе с отцом. На тот момент он был очень известным артистом.

Когда началась революция 17-го, отцу предложили контракт с Голливудом. Таким образом семейство Полонских собиралось выехать в Америку. Однако этот переезд не осуществился, поскольку отец Норы скоропостижно скончался.

вероника полонская и маяковский

Вопрос о выборе актерского ремесла никогда не стоял

После смерти отца Веронику не приглашали на съемки. Но она не сдавалась и поэтому решила поступить в школу МХАТа. И она выиграла этот конкурс. По большому счету, вопрос о выборе актерского ремесла для нее никогда не стоял — только театр!

В "мхатовской" школе Веронике преподавали такие корифеи, как Николай Баталов, Юрий Завадский. Позднее она встречалась и с великим Станиславским. И как-то даже играла в его спектакле, который назывался «Наша молодость».

В конце 20-х актриса Вероника Полонская вернулась и в кинематограф. Она снялась в фильме «Стеклянный глаз». А в качестве режиссеров были Владимир Жемчужный и Лиля Брик. Кстати, через некоторое время именно Брик познакомила ее с Маяковским.

Маяковский называл ее «невесточкой»

Вероника Полонская и Маяковский познакомились в конце весны 1929-го. Она тогда уже была замужем за известным актером Михаилом Яншиным. Сердце поэта тоже было на тот момент не свободно. Но, тем не менее, они стали очень часто встречаться. Такие встречи продолжились и летом на юге. По воспоминаниям Полонской, это был самый сильный период влюбленности в Маяковского. А сам поэт уже строил планы на будущее, связанные с ней, и называл ее «невесточкой». Он, в действительности, требовал от нее узаконить их отношения. Но Нора не могла бросить своего законного мужа, который, как выясняется, уже знал о связи супруги с Маяковским.

В результате, их встречи уже не приносили ни тому, ни другому радости. Поэт стал ревнивым и раздражительным. Кроме того, в этот период Нора ждала ребенка от него, но решила избавиться от беременности. Маяковский же продолжал требовать частых свиданий и впоследствии даже просил, чтобы Вероника бросила свой театр.

А она не могла этого сделать. Тем более, именно тогда ей удалось получить большую роль в одном из спектаклей.

актриса вероника полонская

Строки поэта Полонская приняла как упрек

В этот трудный для обоих влюбленных период Маяковский написал поэму, которая называлась «Во весь голос». Трудно сказать, но скорее всего это были стихи, посвященные Веронике Полонской. Хотя ценители творчества поэта до сих пор не могут прийти к единому мнению. Но известно одно: сама Полонская приняла это произведение, как упрек.

Эти события происходили весной 1930-го.

Семья трибуна считала Полонскую виноватой в его гибели

К этому времени Вероника Полонская и Маяковский понимали, что им не быть вместе, их роман становился еще более мучительным. Он их разрушал. А конец этой печальной истории всем известен. Поэт выстрелил из пистолета в сердце через минуту после того, как Вероника вышла из его дома. По ее словам, причиной самоубийства, по всей видимости, являлся ее отказ во взаимности.

Как бы то ни было, Лиля Брик посоветовала ей ни в коем случае не ходить на похороны Маяковского. Она не пошла. К тому же именно в этот день ее допрашивали на Лубянке в качестве главного свидетеля смерти поэта.

Кроме того, перед смертью в последнем письме Маяковский включил ее в число наследников. Но Вероника ни на что не претендовала. Говорят, это произошло потому, что до нее дошли слухи о крайне негативном отношении не только матери поэта, но и его сестер к ней. В разговорах они называли виновницей самоубийства именно ее. Увы, но на протяжении всей своей дальнейшей жизни она несла это бремя.

Наследство поэта досталось семье Брик.

стихи посвященные веронике полонской

Мемуары о Маяковском шли «в стол»

После кончины Владимира Маяковского Вероника Полонская начала писать свои воспоминания о нем. Как правило, эти записи были предназначены не для печати. Но в 1938-м она встретилась с руководителем музея поэта, которая сказала, что она не имеет права молчать. Таким образом, все эти записи со временем оформились в целую книгу о Маяковском. Многие брали ее рукопись, но никто не взялся за публикацию. «Время было такое», - объясняла она тогда. Спустя несколько лет книга воспоминаний о поэте все-таки вышла.

последняя любовь маяковского вероника полонская

"Я - театральная актриса"

Как говорилось выше, последняя любовь Маяковского, Вероника Полонская, считала себя, в первую очередь, театральной актрисой. Так, она работала у Завадского, до 1939-го - во МХАТе. А позднее - в театре им. Ермоловой. Там она, собственно, служила вплоть до 1973-го.

Что касается кинематографа, после картины «Стеклянный глаз», в 30-х Полонская снялась в фильме «Конвейер смерти» известного режиссера И. Пырьева. Ее партнершами стали Ада Войцик и Тамара Макарова.

Следующая картина называлась «Три товарища», а режиссером был Семён Тимошенко. По словам Полонской, в этом фильме до сих пор сохранилась некая задушевность.

Но, по большому счету, в кинематограф ее приглашали очень редко. А если и приглашали, то, в основном, на эпизодические роли. Она признавалась, что кино не вошло в ее жизнь. На любых съемках ей было очень неуютно. Она повторяла: « Я - театральная актриса!»

Правда, в кинематографе почему-то всегда ей доставались роли оскорбленной или уходящей из семьи женщины. В ней видели «прожигательницу» или «обманщицу». Хотя, по ее словам, это было вообще чуждо для нее.

Но в 60-х известный режиссер Сергей Бондарчук решил пригласить ее на роль одной из аристократок. Речь шла о знаменитой киноэпопее «Война и мир». Полонская, конечно, согласилась на съемки.

Последней картиной, где была задействована Вероника Полонская, стала лента «Мать Мария». Она была снята в 1982-м. Сюжет фильма был основан на биографических фактах поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, которая в свое время стала эмигранткой и жила во Франции.

вероника витольдовна полонская

Единственный сын носит имя поэта

Если говорить о личной жизни Вероники Полонской, то у нее было три мужа. О первом супруге мы говорили выше. Это был Михаил Яншин. После самоубийства Маяковского отношения между Вероникой и Яншиным окончательно расстроились. Замечательный "мхатовский" актер ушел из семьи и женился на известной актрисе из театра «Ромэн». Хотя Полонская не осталась в долгу. После разрыва она вышла замуж, а через некоторое время появился и ее первенец. Между прочим, она назвала своего сына Владимиром в честь Маяковского.

Но в 1937-м второй супруг Полонской попал в «сталинскую мясорубку». Поэтому сына она поднимала исключительно одна.

Через некоторое время Вероника Полонская, биография которой была совсем не простой, познакомилась с актером Дмитрием Фивейским, который усыновил юного Владимира. Впоследствии сын стал врачом, а потом эмигрировал в Соединенные Штаты. По словам знакомых Полонской, он буквально бросил ее. Ведь в глубокой старости она крайне нуждалась.

вероника полонская биография

Вместо заключения

Когда сын Полонской уехал в США, актриса оказалась в приюте. Она жила в Доме ветеранов сцены. Руководство выделили ей две комнаты. Именно там она и скончалась. Это произошло в начале осени 94-го. На тот момент ей было 86 лет. По просьбе родственников, место её захоронения содержалось в тайне.