Николай Баталов: биография, фильмы

Николай Баталов - известный советский и российский актер. Обладатель звания заслуженного артиста РСФСР. Сыграл десятки ролей в театре и в кино. При этом больше всего известен не собственными работами, а родственными связями. Он является дядей другого известного актера - Алексея Баталова, знаменитого по фильмам "Летят журавли", "Москва слезам не верит".

Биография актера: детство и юность

Николай Баталов

Николай Баталов родился в Москве в 1899 году, 24 ноября. В 11-летнем возрасте поступил в торговую школу имени императора Александра III.

В 16 лет выпустился и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1915 году юный Николай поступает в школу драматического искусства при Московском художественном театре. При этом активно проводит свободное время - играет в футбол, даже выступает за команду поселка Никольское, в котором проводит время летом на даче (сегодня это город Балашиха). Спортивная компания в Никольском, кстати, подобралась знатная. Одним из партнером Баталова был Петр Исаков, выступавший впоследствии за команду "Красная Пресня" и "Дукат", сыгравший два матча за национальную сборную СССР.

Дебют на сцене

Николай Баталов актер

В 17-летнем возрасте Николай Баталов впервые появляется на сцене второй студии Московского художественного театра. Он играет молодых людей - Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус "Зеленое кольцо", Ваську-казачка в спектакле по произведению Ивана Тургенева "Нахлебник", Алешку в знаменитом спектакле Максима Горького "На дне".

В 1921 году происходит важное событие в его личной жизни - Баталов женится на своей коллеге, актрисе МХТ Ольге Андровской. Ей на тот момент 23 года. Любители кино могут ее вспомнить по роли Елены Ивановны Поповой в короткометражном фильме по рассказу Антона Чехова "Медведь".

За свою карьеру Николай Баталов сыграл множество ярких ролей - Собакевича в "Мертвых душах", Каховского в пьесе "Николай I и декабристы", Коробкина в "Ревизоре", мэтра Симона Коллика в спектакле Анатоля Франса "Комедия о человеке, который женился на немой женщине".

Работа в кино

Николай Баталов биография

В 1923-м актер серьезно заболевает туберкулезом. Практически полгода не встает с постели. Зато после выздоровления получает первую роль в кино. У Якова Протазанова в фильме "Аэлита" снялся Николай Баталов. Актер исполнил роль красноармейца Гусева.

После этого его стали регулярно приглашать играть на большом экране. В 1926 году он сыграл главную роль Павла Власова в драме Всеволода Пудовкина по одноименному произведению Максима Горького "Мать". Фильм получил международное признание. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он попал в шестерку лучших картин всех времен и народов.

Это был немой фильм, принесший артисту всесоюзную популярность. При этом кинокритики отмечали, что Николай Баталов делал поразительные вещи. Он сумел творчески общаться со зрителем через экран даже без слов, используя только эмоции и жесты. Он вспыхивал, как искра, вспоминали первые зрители картины. Аудиторию покорила его игра, на несколько ближайших лет он стал одним из самых узнаваемых и любимых артистов.

После этого последовали еще несколько не таких громких работ - картина "Жена" 1927 года, драма Федора Оцела "Земля в плену", где он исполнил роль земляка Марии, и мелодрама Абрама Роома "Третья Мещанская", где Баталов сыграл главную роль - Николая, фронтовика, жена которого влюбляется в его друга, приехавшего издалека погостить.

Первый звуковой фильм

Николай Баталов фильмы

В 1931 снимается в первом звуковом советском фильме Николай Баталов. Актер играет Николая Ивановича Сергеева в драме Николая Экка "Путевка в жизнь".

Его персонаж - организатор трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников, самый запоминающийся образ картины. Он списан с реального человека, известного педагога Макаренко, слава о котором в те времена гремела на весь Союз.

В фильме столичных беспризорников, которые собираются в шайки, банды, решают вместо исправительной колонии отправить в трудовую коммуну. Там из них делают сапожников, плотников, столяров, помогают получить нужные рабочие профессии. Это меняет судьбу каждого. Картина получила международное признание - завоевала награду на Венецианском кинофестивале.

Любимец миллионов

Баталов Николай Петрович

Отныне во всех фильмах Николай Баталов, биография которого тесно связана с историей советского кинематографа, играл только главные роли.

В 1932-м - Леву Горизонта в драме Льва Кулешова "Горизонт" про еврейского юношу, который решил эмигрировать в Америку. Алексей Панова в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера "Сокровище погибшего корабля" про клад из золотых монет, найденный героями на борту затонувшего английского корабля.

Его последней ролью в кино стал начальник лесосплава Лацис в комедии Семена Тимошенко "Три товарища". Больше на экране не появлялся Николай Баталов. Фильмы, в которых он сыграл, навсегда вошли в золотой фонд советского кино.

Болезнь

Туберкулез, который актер перенес в молодости, окончательно вылечить не удалось. Со временем он стал напоминать о себе все чаще и чаще. Сначала пришлось оставить роли в кино, а вскоре и в театре.

Последнюю роль в МХТ Баталов Николай Петрович исполнил в феврале 1935 года. Он сыграл Фигаро в комедии Бомарше "Женитьба Фигаро".

После этого большая часть его жизни была посвящена лечению, посещению больниц, санаториев и здравниц. Баталов пытается поправить здоровье на польском курорте Закопане, лечится в Италии и на Северном Кавказе, но все тщетно. Болезнь продолжает его одолевать.

В мае 1937 года уже тяжело больной Баталов получает почетную награду - орден Трудового Красного Знамени. Но даже яркие положительные эмоции не могут ничего исправить. В ноябре того же года артист умирает от рецидива туберкулеза. Его хоронят в столице, на Новодевичьем кладбище.