Жанр исторический в искусстве

0
0

Искусство - понятие емкое и разнообразное. Именно оно позволяет нам глубже понимать окружающий мир. Одним из главных направлений в искусстве является исторический жанр. Разнообразный и непредсказуемый, он нашел отражение не только в живописи или книгах, но и в музыке, кинематографе.

жанр исторический

Классификация искусства

По традиционной классификации искусство делят на три большие группы: изобразительное и неизобразительное, а также зрелищное. К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. Это живопись, декоративно-прикладное искусство, графика, скульптура, фотоискусство, комиксы и граффити, а также немое кино. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. Все виды, словно ветви большого дерева, создают сложную сеточку узоров, разделяются на множество подвидов. Это может быть отдельный стиль или жанр, исторический в том числе. В статье мы расскажем вам о данном направлении в живописи, кинематографе, литературе и музыке.

Историческая живопись

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Его основная задача – это воссоздание значимых не только для одного народа, но и для всего человечества в целом событий современности и прошлого. При этом художники на полотнах выражают свое собственное отношение и мнение в соответствии с философскими, религиозными и этическими взглядами своей эпохи. Именно поэтому исторический жанр в изобразительном искусстве всегда обращен к настоящему.

Он традиционно включает в себя не только произведения с изображением событий, которые имели место в реальности, но и мифологических, евангельских, библейских. Кроме того, историческая живопись тесно переплетается с бытовым, батальным, портретным, пейзажным жанрами.

картины исторического жанра

Вехи развития жанра в живописи

Исторический жанр в изобразительном искусстве существует с незапамятных времен. Свидетельством тому являются изображения битв, охоты и мифологических событий на камнях, стенах пещеры, древних амфорах и пр. К примеру, картина «Битва Александра Македонского с Дарием», созданная греческим живописцем Филоксеном. Она не сохранилась до наших дней, однако представление о ней у современных ценителей искусства складывается по римской мозаичной копии, найденной в Помпеях.

Официальным началом данного жанра в живописи принято считать эпоху Ренессанса, когда активно изучалась античная культура. К этому периоду относятся картины исторического жанра А. Мантенья, создавшего целый цикл полотен под названием «Триумф Цезаря», фрески Рафаэля в Ватикане, Пьерро делла Франческа в Ареццо и многие другие.

В XVII в. данный жанр, как и в целом все искусство, развивался в двух направлениях: классицизм и барокко. Бурная динамика, мощь, отчасти сложная аллегоричность форм и образов преобладают в творчестве П. П. Рубенса («Похищение дочерей Левкиппа»). К евангельской и библейской тематике обращено творчество Рембрандта. В Испании в это время создает свои великолепные картины Веласкес, во Франции – Н. Пуссен.

 жанр исторического произведения

В романтичном XVIII в. художники делают акцент на драматизме событий, которые ярко проявляют человеческие качества персонажей, и заставляют зрителя сопереживать им. Поворот в сторону реалистичности полотен произошел во второй половине XIX в. В этот период свои знаменитые картины исторического жанра, представляющие эпоху Фридриха Великого, пишет А. Менцель, а также русские художники Иванов А. И., Бруни Ф. А., Бакалович С. А., Суриков В. И. («Утро стрелецкой казни» - на фото выше), Рябушкин А. П. и др.

В ХХ в., богатом на войны, живописцы обращаются к исторической живописи в ее высоком, героическом и трагическом воплощении.

исторический жанр в изобразительном искусстве

Историческая проза

Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Романиста вы можете увидеть на фото выше.

Русский исторический роман

Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель, и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Процесс сдвинулся с мертвой точки под влиянием все того же В. Скотта, которое отразилось в первую очередь на произведениях Пушкина А. С. («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»).

Кроме того, следует отметить следующие наиболее значимые романы исторического жанра: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова.

особенности исторического жанра

Узнаем историю из книг

Учить историю в школе по скучным учебникам? На это способны только очень упорные и ответственные. Гораздо приятнее и интереснее узнавать об исторически важных событиях своей страны в процессе прочтения незыблемой классики. Предлагаем вам подборку из десяти выдающихся русских исторических романов.

  • «Война и мир». Л. Н. Толстой создал бессмертный роман-эпопею о русском обществе во времена Наполеоновских войн.
  • «Доктор Живаго». Роман Б. Пастернака рисует грустное и трагичное полотно жизни русской интеллигенции во времена кровавых событий начала ХХ века.
  • «Петр I» А. Н. Толстого – это незаконченный роман, в советское время, кстати говоря, позиционировавшийся как эталон исторического жанра. Мощная энергетика первого императора и сила характеров персонажей не оставляют равнодушным читателя.
  • «Учитель фехтования» А. Дюма. Сюжет построен на воспоминаниях преподавателя по фехтованию, который приезжал в Россию и давал уроки будущим декабристам.
  • «Ледяной дом» И. И. Лажечникова – роман, действие которого разворачивается во времена правления Анны Иоанновны.
  • «Дмитрий Донской». С. П. Бородин на страницах своего романа воссоздает картины средневековой Москвы, вступившей в борьбу с Золотой Ордой.
  • «Фаворит» В. Пикуля. Исторический роман о событиях XVIII в., когда правление Екатерины Великой достигло своего апогея.
  • «Нечистая сила». Еще один роман В. Пикуля, на этот раз о загадочной исторической фигуре - Валентине Распутине.
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова – одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне.
  • «Басурман». Произведение Лажечникова И. И. о Руси начала XV в.

фильмы исторического жанра

Жанр исторический в кинематографе

Историческое кино принято также называть костюмным. Оно изображает на экране определенные исторические эпохи, воспроизводит события из прошлого или жизни отдельной личности. В связи с этим принято различать несколько видов в данном жанре:

  • историко-биографические, то есть фильмы об исторических деятелях, которые иллюстрируют их жизненный путь («Спартак, «Александр», «Клеопатра» и т. д.);
  • историко-приключенческие, то есть кино о вымышленных персонажах из прошлых эпох, зачастую такие фильмы имеют остросюжетную интригу;
  • литературные экранизации – они стоят особняком, но, по сути, могут принадлежать как к первому, так и ко второму виду.

Жанр исторический в кинематографе зачастую пересекается с другими, а именно приключенческим и боевиком. Связано это с тем, что в фильмах чаще всего отражаются судьбоносные и драматические события, войны, перевороты и пр. Следует упомянуть еще об одной классификации кинематографа исторического жанра, которая проводится в зависимости от времени и характера действий. Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств).

Зарубежный вестерн

В рамках одной статьи невозможно перечислить все лучшие зарубежные фильмы исторического жанра. Они настолько многочисленны и разнообразны, что способны удовлетворить даже самого притязательного зрителя.

Так, вестерн – это исключительно американское изобретение, имея историческую основу, он в то же время может быть как мелодрамой, так и боевиком или комедией. Расцвет данного направления кинематографа пришелся на середину ХХ в. Местом его действия всегда является запад США, а временем – период с 1860 г. до окончания «индейских войн». Одними из самых лучших считаются фильмы «Бутч Кэсседи и Санденс Кид», «Дилижанс», «Дикая банда», «Искатели», «Непрощенный», «Хороший, плохой, злой», «Золото Маккены», «Шейн» и др.

Японская тямбара

Понять особенности исторического жанра в японском кинематографе можно при просмотре фильмов в стиле тямбара («бои на мечах»). Эти красочные истории о самураях, о сражениях на мечах являются аналогом американского вестерна и европейских фильмов шпаги и плаща. Крупнейшим мастером направления был Акира Куросава. Наиболее известные его работы: «Трон в крови», «Семь самураев», «Тень воина», «Отважный самурай».

Не стоит также забывать и о телевизионных проектах. В 90-х годах прошлого столетия особо популярен был мини-сериал «Сёгун» по мотивам одноименного романа Д. Клавелла.

Исторические эпопеи

Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д.). Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г.), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г.), «300 спартанцев» (1962 г.), «Спартак» (1960 г.), «Последние дни Помпеи» (1959 г.) и др. Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур».

Отечественные исторические ленты

Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. Вот только он имеет свой особый путь развития. Историческое кино в основной своей массе в нашей стране снималось и до сих пор снимается под влиянием трех эпохальных и переломных событий ХХ в.: революции и двух мировых войн. При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г.), «Андрей Рублев» (1966 г.), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др.

Но наиболее масштабно, как уже было сказано, представлены фильмы о войне, особенно Второй мировой: «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» (не путайте с ремейком 2016 г.), «Восхождение», «Батальоны просят огня», «Сталинград», «Кукушка», «Служили два товарища» и т. д.

 исторический жанр в искусстве

Жанр исторического произведения в музыке

Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Данная тема разрабатывалась в средневековой церковной музыке, пример - русские стихиры, посвященные князьям Глебу и Борису. Новый виток развития данного жанра пришелся на XVII в. В этот период в Европе возникли опера и оратория, которые использовали в качестве источников главным образом библейский и мифологический материал. Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г.), «Коронация Поппеи» (1642 г.). Выдающийся немецкий композитор Г. Ф. Гендель осуществил новый подход к исторической теме в музыке. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г.), «Ксеркс» (1738 г.) и «Юлий Цезарь» (1724 г.) - это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности. А вот его оратории с библейским сюжетом, напротив, отражают психологическую атмосферу изображаемых событий прошлых времен.

В XVIII в. исторический жанр в искусстве музыкальном (оперы, оратории) в Европе сосредоточился на сюжетах, отражающих события национального масштаба: «Гугеноты», «Весталка», «Риенци», «Летучий голландец» и др. В следующее столетие на исторический жанр оказали влияние определенные события – революционные и национально-освободительные движения в Европе.

В XIX в. и в начале двадцатого западные композиторы обращаются вновь к античным сюжетам, возврат в русло национальной истории произошел только после Второй мировой войны.

Развитие жанра в России

В России жанр исторической песни и музыки в целом наиболее сильное развитие и популярность имел в XVI-XIII вв. В это время созданы отдельные циклы, посвященные Степану Разину, Петру I, Ивану Грозному, Ермаку.

Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811 г.) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно. Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г.), широко использовав народные мелодии. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др.

Советская музыка приняла лучшие демократические традиции исторической темы в классике. Однако Октябрьская революция свое дело сделала, и особое внимание стало уделяться теме восстаний, народных движений, борьбы с захватчиками, а также подвигу народа.