Александр Довженко - украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург: биография, фильмы

0
0

Имя Александра Довженко, советского украинского кинорежиссера, талантливого писателя и кинодраматурга известно не только на территории бывшего СССР, но и далеко за его пределами. Творчество этого неординарного человека было многогранным. Он жил в эпоху революционного противостояния, поэтому в своих произведениях он часто поднимал извечную тему уникальной ценности человеческой жизни.

Детские и юношеские годы

Довженко Александр Петрович в автобиографии всегда писал, что он родился 11 сентября 1894 года. Хотя на самом деле это была дата его крещения, а он появился на свет днем ранее. Его родители тогда жили в Черниговской губернии, в селе Вьюница, считавшемся предместьем небольшого городка Сосницы. Надо сказать, что он рос в чрезвычайно бедной семье. Его отец, Петр Семенович, обрабатывал семь десятин неплодородной земли, занимался извозом, а иногда и смолокурением. Несчастья буквально преследовало эту семью: из четырнадцати братьев и сестер в живых остались только Прасковья и Александр.

Довженко сначала учился в местном приходском, а затем и в Сосницком городском училище. Практически все предметы давались легко, но особенно ему нравилось рисовать и читать. Образование необходимо было продолжить, однако для поступления в институт требовались деньги. Несмотря на крайнюю нужду, его отец продал часть земельного участка, и в 1911 году юношу зачисляют в Учительский институт в городе Глухове (Черниговская губерния). После его окончания Александр Довженко получает распределение в Житомирское высшее начальное училище.

В 1914 году грянула Первая мировая, но недавнего выпускника она не коснулась, так как медики определили, что у парня больное сердце. Стоит ли говорить о том, что времена наступали бурные, переломные. Большая часть молодежи стала интересоваться различными патриотическими и революционными лозунгами. Не был исключением и Александр Петрович. Он всерьез увлекся националистической идеей Симона Петлюры, но вскоре жестоко разочаровался в его политике и примкнул к коммунистам.

Перед самой революцией 1917 года он переезжает в Киев для того, чтобы поступить в Коммерческий институт. Одновременно с этим молодой человек записывается на естественный факультет, где становится вольным слушателем. Вскоре открылась и Академия художеств, которую Довженко тоже стал посещать.

Александр Довженко

Увлечение театром

После победы коммунистов и установления советской власти Александр Довженко остается работать в Киеве в губернском отделе народного образования на должности секретаря. Кроме того, он занимается и множеством других дел, к примеру, организацией профсоюза работников просвещения, руководит отделом искусств, курирует театр им. Шевченко и т. д. Чуть позже его переведут на дипломатическую работу, и он будет служить в Берлине и Варне.

Летом 1923 года Довженко переезжает в Харьков. В это время он работает художником и в основном занимается оформлением книг и обложек всевозможных журналов. Кроме того, он пишет целый ряд статей, посвященных искусству. Примечательно, что его публикации всегда отличались хорошим стилем, были глубоки и своевременны.

Александра Петровича очень заинтересовал считавшийся тогда новаторским театр «Березиль», где он довольно часто бывал за кулисами. Там же он встретился с Лесем Курбасом и под впечатлением от их знакомства чуть ли не стал театральным режиссером.

Первые фильмы Александра Довженко

В середине 1926 года он все же решается круто изменить свою жизнь и едет в Одессу, где начинает изучать кинопроизводство. Первым фильмом Александра Довженко как режиссера стала лента «Ягодка любви». Это была немая черно-белая короткометражная комедия, длительностью всего в 24 минуты. Он снял ее по собственному сценарию в 1926 году на первой кинофабрике ВУФКУ в Одессе. Далее была еще одна комедия под названием «Вася-реформатор». Ее Довженко снимал совместно с Фаустом Лопатинским. Увидеть ее теперь не представляется возможным, так как она считается утерянной.

Украинский режиссер

На следующий год вышла в свет первая полнометражная картина Александра Петровича под названием «Сумка дипкурьера». Можно сказать, что этот фильм для тогда еще начинающего режиссера стал следующей ступенькой в его кинематографической карьере, которая подняла его на новый уровень мастерства. Картина основана на реальных событиях, произошедших в конце февраля 1926 года. Лента повествует о похищении английскими шпионами сумки с документами, принадлежащими советскому дипкурьеру. На постановку этого фильма пригласили Александра Довженко, и этот выбор был неслучайным, потому что он, как никто другой, хорошо знал дипломатическую среду, работая в свое время в Берлине и Варне.

«Сумка дипкурьера» имеет довольно презентабельный вид для кинематографической продукции 20-х годов прошлого века. Этот шпионский фильм изобилует хорошо поставленными сценами драк, а также характерными типажами агентов полиции, шпионов и т. д. Кстати, это единственная картина, в которой снялся сам Александр Довженко (он сыграл роль кочегара).

Начало украинской трилогии. Фильм первый: «Звенигора»

В 1928 году на экраны вышла поистине эпическая лента режиссера, состоящая из двенадцати частей. Александр Петрович сумел показать в ней сразу несколько значимых событий, имеющих место в украинской истории: Запорожскую Сечь, гайдамаков, многочисленные польские нашествия, Октябрьскую революцию, беды Гражданской войны и, наконец, утверждение власти большевиков. Фильм был приурочен к 10-летней годовщине Страны советов, а сам режиссер, по утверждению историков, даже назвал его «собственным партбилетом».

Фильмы Александра Довженко

В наше время кинокартина «Звенигора» уже не рассматривается как триумфальное строительство доселе невиданного социалистического государства. Она, скорее всего, похожа на воплощение некой мифической Украины, вечность и сила которой, как клад, глубоко скрыты в исторической памяти народа.

Украинская трилогия. Фильм второй: «Арсенал»

Он вышел в 1929 году и принес режиссеру без преувеличения мировую славу. Довженко сам трудился над сценарием к этой киноленте. Фильм «Арсенал» повествовал о восстании рабочих в Киеве. По словам самого Александра Петровича, главная цель постановки этой картины – разгромить украинский шовинизм и национализм, а вместо него возвести на пьедестал рабочий класс, который сумел совершить социальную революцию.

Во время съемок «Арсенала» украинский кинорежиссер знакомится со своей будущей женой – артисткой Юлией Солнцевой, в которую влюбляется буквально с первого взгляда. Как известно, любовь вдохновляет. Довженко позднее писал, что работа над этим фильмом была легкой и радостной, а его душа обрела крылья. Однако самым знаковым для украинского режиссера стал год 1930.

«Земля»

Александр Довженко закончил работу над последним фильмом, вошедшим в так называемую украинскую трилогию. Лента стала поэтическим гимном реорганизации, которая происходила тогда в советских деревнях и селах. Кинофильм рассказывает о жизни коммунистической молодежи накануне коллективизации. Действие разворачивается в одном из украинских сел. Активисты со дня на день ждут прибытия давно обещанной райкомом новой техники, ну а пока агитируют своих односельчан вступать в колхоз. Наконец прибывает трактор, и местный предводитель молодежи Василь садится за его руль. Он начинает перепахивать колхозные наделы, а вместе с ними и межу, разделявшую частное хозяйство от коллективного. С этого момента бывшие добрые односельчане становятся непримиримыми врагами, что приводит к драматическим последствиям.

Фильм «Земля» снимали в большом украинском селе Яреськи, расположившемся на живописном берегу реки Псёл. Вся съемочная группа Александра Довженко состояла из его единомышленников. Большая часть из них была знатоками сельской жизни, поэтому после окончания работы им предложили остаться в Яреськах. Режиссеру же пообещали должность председателя в их вновь организованном колхозе.

Фильм Земля

Вышедший на экраны фильм «Земля» вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Он получился настолько самобытным, что многие не восприняли его. Поэтому картина была раскритикована в советской прессе за излишний натурализм. Кроме того, в адрес режиссера посыпались обвинения в неправильной оценке политической ситуации, а также в недостаточном раскрытии роли коммунистической партии.

Особенно болезненным для Александра Петровича оказался выход фельетона пролетарского поэта Демьяна Бедного под названием «Философы». В нем он охарактеризовал картину как «контрреволюционную» и «похабную». По словам самого Довженко, ему было стыдно появляться на улицах столицы до такой степени, что он в буквальном смысле за несколько дней постарел и поседел.

Однако за рубежом он получил довольно высокую оценку своему творению. В 1958 году «Земля» вместе с «Матерью» (реж. Пудовкин) и «Броненосцем «Потемкиным» (реж. Эйзенштейн) на Международном кинофестивале, проходившем в Брюсселе, была признана одной из двенадцати наилучших кинолент всех времен и народов.

Переезд в Москву

Тогдашним символом и грандиознейшей стройкой как Украины, так и всего Советского Союза являлся Днепрогэс. Именно это событие и стало местом действия следующего фильма режиссера. Сценарий к нему Александр Довженко написал быстро – всего лишь за двенадцать дней. Съемки начались почти сразу же, и их результатом станет самый спорный фильм в жизни режиссера – «Иван». Картину на Украине приняли столь недоброжелательно, что ее создателю пришлось переехать в Москву.

Однако зарубежные кинематографисты оценили фильм по достоинству, и на Первом международном кинофестивале в Венеции, проходившем в 1932 году, ему оказали восторженный прием. При этом итальянская пресса назвала режиссера «гениальным кинематографистом и художником». Вернувшись в Москву, он поступает на работу в студию «Союзкино», впоследствии переименованную в «Мосфильм».

Александр Довженко биография

В 1933 году Довженко решил снять картину о Дальнем Востоке. Сценарий к ней писал совместно с Александром Фадеевым. Заявку на его производство утвердили быстро. Следующие четыре месяца они вместе с Юлией Солнцевой проведут на Дальнем Востоке. Фильм назывался «Аэроград» и повествовал о новом фантастическом городе, возведенном на побережье Тихого океана. Сталин высоко оценил задумку режиссера и в начале 1935 года наградил Александра Петровича орденом Ленина. Говорят, что на встрече кинематографистов с членами Политбюро Сталин намекнул Довженко, что следующий его фильм должен быть об «украинском Чапаеве».

Работа над картиной «Щорс»

Фильм, работа над которым началась с того, что вся съемочная группа бросилась собирать материалы, касающиеся биографии этого партийного деятеля и военачальника времен Гражданской войны, начали снимать в середине 1938 года. Сценарий будущей картины об «украинском Чапаеве», а именно так называли Николая Щорса, был написан самим Довженко за одиннадцать месяцев. Фильм снимали на Киевской киностудии, а главную роль исполнял Евгений Самойлов.

Позднее режиссер писал, что в эту ленту он вложил все свои накопленные знания и опыт кинематографиста. После ее выхода на экраны весной 1939 года как зрители, так и критики были единодушны в своих оценках – картина, бесспорно, представляет собой большую художественную ценность. И вправду, в те времена она имела по-настоящему оглушительный успех. Недаром свою первую Сталинскую премию Довженко получил в 1941 году именно за картину «Щорс».

Щорс фильм

Фильм сделан в жанре украинского революционного эпоса. Главная сцена в нем – гибель легендарного полководца. Когда лента была уже практически готова, выяснилось, что официальная версия гибели Щорса под Коростенем в 1919 году не что иное, как выдумка. Скорее всего, он был убит людьми из его же ближайшего окружения, но концовку фильма переделывать не стали.

Документальные ленты

Александр Довженко, биография и творчество которого были тесно связаны с игровым кино, осенью 1939 года оделся в военную форму и вместе с Красной армией, двинувшейся завоевывать западные земли Белоруссии и Украины, отправился на фронт вместе с киносъемочной группой. Учитывая политическую обстановку того времени, в своем документальном фильме «Освобождение», вышедшем в 1940 году, он не мог рассказать всего того, что узнал и увидел в этом походе.

Когда началась война с фашистской Германией, Довженко попросился на фронт. С 1942 года он в звании полковника отправляется на передовую, где пишет рассказы и статьи. В следующем году режиссер выпускает документальную ленту «Битва за нашу советскую Украину». Она вызвала большое одобрение не только в СССР, но и в странах союзнического толка, таких как США и Канада. В 1945 году вышел еще один фильм «Победа на Правобережной Украине» с использованием вражеской хроники и новыми приемами монтажа.

Довженко Александр Петрович

Летом 1943 года Александр Петрович трудится над киноповестью «Украина в огне». В ней автор сожалеет, что его родная земля была сдана на разграбление гитлеровским войскам, и что освободители забыли о своей вине перед украинским народом. Стоит ли говорить о том, что произведение очень не понравилось Сталину. Он даже запретил печатать, а также использовать его для постановки фильма. Это распоряжение стало страшным ударом для именитого режиссера.

Последние годы жизни

Цветная картина «Мичурин» (1949) далась режиссеру очень тяжело. Первоначальный ее вариант пришлось несколько раз переделывать, так как обнаружилось, что в фильме недостаточно четко просматривается роль коммунистической партии. Печальная участь постигла и следующие проекты Александра Петровича - «Прощай, Америка» и «Открытие Антарктиды».

Так как Довженко обладал уникальным писательским даром, несколько послевоенных лет он будет работать над своим главным произведением под названием «Золотые ворота». Кроме того, он еще создаст прекрасную лирическую повесть «Зачарованная Десна».

Несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, он продолжал упорно трудиться. В 1951 году он побывает на строительстве Каховской ГЭС. Оно настолько поразило художника, что он решил снять об этом фильм. Однако Александр Петрович так и не успел поставить картину «Поэма о море». Он умер 25 октября 1956 года. Начатую им работу завершала его жена Юлия Солнцева. В его честь была переименована Киевская студия художественных фильмов. Сейчас это киностудия Александра Довженко.