Фильм "Жить": отзывы, сюжет, актеры и роли, режиссер, награды

«Жить» — российская крайне драматическая и эмоциональная кинолента режиссера-постановщика и сценариста Василия Сигарева. Премьерный показ кинофильма состоялся в конце января 2012 года, картина была включена в программу международного кинофестиваля в Роттердаме.

Животрепещущий узел

Вторая полнометражная работа Василия Сигарева представляет собой животрепещущий узел из трех историй о людях, которые, потеряв безвозвратно своих любимых и родных, не пытаются справиться с потерей. «Жить» (2012) не является ни философской, ни психологической драмой. Скорее это трагедия, редкое явление в современном киноискусстве. Режиссер в картине выступает в ипостаси художника, остро прочувствовавшего трагизм бытия.фильм жить отзывы

Главная задача автора

Режиссерский проект В. Сигарева, победивший как лучший кинофильм и получивший премию международных критиков висбаденского фестиваля центрально- и восточноевропейского кино goEast, имеет рейтинг по версии IMDb: 7.40. Успех картины подтвердил становление режиссера как профессионала, с которым начала считаться мировая кинообщественность. Так утверждали многие кинокритики, посмотрев фильм «Жить». Отзывы при этом не все были восхищенно-положительными.

Однако Василий Сигарев утверждал, что главной своей целью как создателя он считал побуждение зрителя к переживанию тех же эмоций, которые испытывали экранные персонажи. Кроме этого, режиссер неоднократно заявлял, что писал сценарий под конкретного оператора и актеров, которых и привлек в работу над кинопроектом.

Изначально постановщик намеревался создать жанровую ленту об апокалипсисе, но история пошла отдельно от первоначально замысла. Приблизительно в этот же период выдающийся визионер-скандалист фон Триер начинал работу над «Меланхолией», поэтому Сигирев решил, что апокалипсис – это не когда гибнет вся планета, а когда люди безвозвратно теряют родных и близких. И страшнее этого ничего быть не может. В размышления над данной животрепещущей тематикой перерос весь сценарий кинокартины.жить 2012

Высокая оценка

Российский драматический фильм кинодеятели охарактеризовали как эмоционально тяжелый, но сердечно поблагодарили создателей за данную киноработу. Несмотря на противоречивые оценки специалистов, картина получила массу наград.

В 2012 году фестиваль «Кинотавр» удостоил проект Приза Гильдии киноведов и кинокритиков, также лучшими были названы режиссер и оператор ленты.

Также в этом году решением судейской коллегии Третьего Международного фестиваля театра и кино о современности «Текстура» киноактриса Ольга Лапшина была признана лучшей в номинации «Кино. Актриса СегоДня».

Третьей наградой в 2012 году стала премия Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон», которую получили оператор А. Хамидходжаев и О. Лапшина.

В 2013 году были вознаграждены за актерское мастерство премией «Ника» актрисы О. Лапшина и Я. Троянова, через некоторое время от сайта Filmz.ru картина получила спецприз «Настоящее кино». Фильм «Жить» награды, перечисленные выше, заслужил однозначно, данный факт не вызывает сомнения у именитых деятелей киноискусства.Ольга лапшина

Три варианта персонального апокалипсиса

Рецензоры, анализируя фильм «Жить», отзывы размещали противоречивые не только из-за тяжелой эмоциональной нагрузки и мрачной беспросветной атмосферы, но и из-за структуры ленты. Весь хронометраж картины условно поделен между тремя историями. В первой запутавшийся в собственных поступках и жизни местный недотепа (актер Евгений Сытый, знакомый по лентам «Коктебель» и «Вы все меня бесите») топится в холодной воде в разгар зимы, оставляя после себя страдающего сына. В другой непутевая мать-алкоголичка (изумительная О. Лапшина) пытается восстановить родительские права и ожидает возвращения дочерей-подростков, которым суждено погибнуть в автокатастрофе и не вернуться в отчий дом. В третьей маргиналы-неформалы (непревзойденные Я. Троянова и А. Филимонов) едут на венчание, после которого их ожидает смертоносная роковая встреча с осатаневшими гопниками.

Величайшее испытание – смерть близких, выпавшее героям, побуждает их попытаться смириться со своими утратами. Подробности историй напоминают сводки криминальных хроник, недаром картина заслужила альтернативное название – фильм «Жить» отзывы критиков окрестили не иначе как «Жуть».яна троянова жить

Один из лучших кинопроектов современности

Недаром многие рецензенты назвали эту ленту «Жуть». Режиссер Василий Сигарев слывет подлинным поэтом кинематографа из-за того, что добивается абсолютно несвойственной для отечественного кино гармонии, и во мраке каждого своего детища умудряется отыскать искреннюю нежность к людям. Действительно мрачный драматург, он уже дважды воссоздает на киноэкране атмосферу, которую нельзя назвать унылой или тоскливой, тем более чернушной. Просмотр киноленты подобен столкновению с оголенным электрическим кабелем. Это кино, во время просмотра которого невозможно сдержать слезы. Взгляды Лапшиной и Трояновой в отдельных эпизодах внушают опасение за их душевное здоровье – адекватные исполнительницы так не играют.режиссер василий сигарев

Сложнофиксируемая магия

Заслуженно удостоилось высших похвал мастерство оператора картины Алишера Хамидходжаева. Зрители, посмотрев фильм «Жить», отзывы оставляли хвалебные во многом из-за его стараний. У оператора получилась волшебная визуализация, картинка всецело магическая: ленту смотришь, не закрывая рта, хотя окраины городка Суворова, сними их кто-то другой, вызвали бы желание не вникать в происходящее. Завораживающая работа Алишера Хамидходжаева, являющегося одним из лучших отечественных операторов современности, работавшего прежде над созданием картин «977», «Сказка про темноту», «Все умрут, а я останусь», «4», придает детищу Сигарева сложнофиксируемую магию.российский драматический фильм

Фаворит «Кинотавра» 2012

Постановщик сумел удержаться на грани, не превратив фильм в откровенную «чернуху», не скатившись до балаганной зрелищности. Даже самый закоренелый циник не сумеет отыскать ни один авторский прием либо сцену, вставленную в сюжетное повествование ради эффекта или в угоду зрительской психике. «Жить» (2012) позиционируется как сказание о душевной жизни, а не телесном существовании, поэтому важнее то, что с персонажами и со смотрящими происходит внутри, чем какие-либо внешние эмоциональные проявления – будь то истерики героев или демонстративный выход из зала зрителей. Вместе с этим картина создана максимально зрительской, то есть приближенной к каждому смотрящему интонационно и тематически. Ее поймет всякий, кто терял близких и родных, переживал личностное крушение внутреннего мира, познавал, что такое смерть.фильм жить награды

Производственные перипетии

Согласно признанию режиссера, съемки такой эмоционально насыщенной ленты дались нелегко всей съемочной группе, включая актеров. Ольга Лапшина, проникнувшись судьбой своей героини Галины Капустиной, потерявшей дочерей, едва не довела себя до сердечного приступа. Выразительная работа исполнительницы впечатлила многих киноведов. Сцена с ее монологом о том, какие законы – вначале детей отбирают, а после живьем хоронят – была признана самой сокрушительной сценой фильма. Актриса после окончания съемочного процесса заявила в интервью СМИ о том, что на тему данной картины никто не имеет права высказаться неталантливо, потому как за нее заплачена слишком большая цена.

Яна Троянова «Жить» также перенесла тяжело. Однажды, оставшись наедине с супругом Василием Сигаревым, актриса призналась ему, что не хочет больше сниматься. И от бессилия разрыдалась. Однако после премьерного показа исполнительница утверждала, что не нужно бояться смотреть картину. По ее словам, многим не хватает веры, чтобы по-настоящему отпустить родного и любимого человека. Поэтому Троянова призывала верить в то, что ушедших из нашего мира просто ждут дела в ином мире, ведь ничего не заканчивается.

После таких искренних признаний фильм «Жить» следует рекомендовать к просмотру каждому ценителю современного российского кинематографа.