Психологическая драма - динамический жанр драматургии

Изображение основных форм проявления человеческой личности с точки зрения действия – это драма (в её самом общем смысле – род художественной словесности). Один из жанров драматического произведения – психологическая драма, где всё действие завязано на жизненных коллизиях героя, его внутренних противоречиях и поисках. В обыденном сюжете отображаются вечные общечеловеческие вопросы и проблемы. Здесь собирается всё – рухнувшие надежды, сложный выбор между тем, что легче, и как правильно, одиночество и поиск своего «Я».

Психологическая драма

Этот жанр произведения чаще показывает действие внутреннее, герои не столько совершают поступки, сколько переживают, размышляют, одолеваемые внутренней борьбой. Цель драмы – запечатлеть истину страстей.

Драма. Отличия от трагедии

В отличие от трагедии в драме действие носит более приземлённый характер. Жизненные перипетии, в которых оказывается герой, не безвыходны. Даже трагический конец – смерть героя – в драме является результатом его самостоятельного выбора, в отличие от трагедии, где неотвратимость гибели предрешена. Герой уходит из жизни независимо от своих действий, по причинам извне, на которые повлиять он не в силах.

Возникновение и развитие жанра

Психологическая драма как жанр словесно-художественного произведения берёт своё начало с творчества мадам де Лафайет в конце XVII века и переживает первый расцвет в XIX веке. Тогда же и становится признанным видом искусства. Она своим существованием пытается доказать, что душевные процессы внутри человека могут оказаться эстетически состоятельными.

Психологическая драма в основе своей буржуазна. Буржуа уверен, что его внутренний мир достаточно интересен и содержит материал, достойный стать произведением. Его не тревожат никакие религиозно-моральные сомнения о состоятельности отводимого для себя места в метафизике мироздания. Психологический жанр возможен постольку, поскольку мы о религии не задумываемся. Писатель сам творец. Он уже не только описывает происходящие события и разворачивающееся действие, он описывает мысли героев с позиции автора, которому ведомо всё творящееся в мире. На первый план выходят подробные описания душевных перипетий героя, попытка найти в душе человека нечто, свидетельствующее о существовании бога.

Новая жизнь

Вновь возрождается психологическая драма в России в конце 50-х годов XX века. Её расцвет продолжается по сей день и носит ярко выраженный социальный характер. В век беспримерного душевного мещанства, всеобщего потребления, когда на сцену вышли и получили главные роли хамство, жестокость и нормы двойной морали, деятели искусства разных жанров, всё так же обращаясь к глубинам человеческой души, делают попытки понять следующее: «Откуда это в нас? Как и в какой момент это с нами случилось?» Художники словесности всё так же заняты извечным поиском, попыткой отыскать в человеческой душе незабвенные непреходящие ценности: доброту к ближнему, любовь, человечность, сострадание.
жанр произведения

Сегодня, когда говорят о том, что пришло время созидать и не развенчивать героя, всё чаще вспоминают слова драматурга В. Розова: «Искусство – это свет» и «Настоящий драматург должен быть добрым».