Матвеев Андрей - нелегкая судьба русского живописца

0
0

Матвеев Андрей многое сделал для развития светской живописи в Российской империи. Он прожил короткую, всего тридцать восемь лет, но напряженную жизнь. Художника мы можем увидеть только на парном портрете с молодой женой, которой в то время было семнадцать лет и к которой он относился с глубокой любовью и уважением.

Автопортрет с женой Ириной Степановной

матвеев андрей

Полотно, созданное в 1729 г., уникально не только тем, что это первый в русской живописи парный портрет, но и той оценкой, которую ему дают искусствоведы. Отмечается, что автор, как художник, поднялся на большую высоту в изображении поразительно открытых, но в то же время целомудренных и нежных чувств только что обвенчавшейся пары. Слегка приобняв жену и взяв ее за руку, Матвеев Андрей как бы подходит с ней к краю холста. Их руки и плечи соединились в легком нежном прикосновении. Лицо художника серьезно, только его глаза выдают глубоко спрятанную радость и гордость за прекрасную подругу. Она же полна достоинства, с легкой улыбкой глядя на зрителя огромными глазами. Портрет так и остался незаконченным, ввиду большой загруженности художника. Его сохранил и передал в Академию художеств их младший сын. Теперь это полотно украшает Государственный Русский музей.

Жизнь художника

В биографии Андрея Матвеева, который родился в Новгороде 1701 году и скончался от непомерных нагрузок в 1739-м в Петербурге, есть немало неясностей. Неизвестны его родители, также неясно, как он познакомился с Петром Великим. Есть лишь легенда, что царь обратил внимание на талантливого подростка и направил его на учебу в Голландию в 1716 году, назначив ему пенсион. Затем молодой художник продолжил обучение во Фландрии. Он много и упорно работал, вникая во все тонкости живописного мастерства. Императрице Екатерине I, которая внимательно следила за его учебой, живописец посылал в Петербург свои первые работы.

живопись андрея матвеева
Тогда же он отправил в столицу портрет Петра I, выражая свои соболезнования в связи с его кончиной. Обучаясь за границей, он провел одиннадцать лет. Когда художник вернулся, то выяснилось, что после смерти императора Петра и его жены Екатерины в России он никому не нужен. Матвеев Андрей обратился за помощью к А. Д. Меньшикову, который пока еще не потерял влияния. Светлейший князь велел придворному художнику Луи Караваку проэкзаменовать молодого живописца. Высокомерный Каравак вынужден был отметить большие способности Матвеева к историческому и портретному жанрам.

В Канцелярии от строений

Академическое образование Матвеева Андрея позволило ему выполнять абсолютно все работы, которые требовались. А нужно было расписывать плафоны, кареты, писать иконы, делать реставрации. Вскоре он возглавил Канцелярию от строений и подобрал себе способных, усердных и добросовестных работников, которых обучал всем известным ему приемам мастерства. Его система обучения потом стала основой в Академии художеств Петербурга. Помимо живописи, художнику приходилось то и дело добиваться своевременной выплаты жалованья себе и своим подчиненным.

Портреты Андрея Матвеева

Среди всей этой кутерьмы художник выбирает время и пишет портреты Голицыных. Они очень разнятся по манере исполнения, но таким образом подчеркивается характер каждого из супругов. Так, обида навсегда осталась на лице пожилой княгини Голицыной, которая была придворной шутихой.

Матвееву удалось, не выходя за рамки портретных канонов, создать почти лирические образы супругов. В их портретах нет обычной для того времени нарочитой бравурности.

биография андрея матвеева
А вот с портрета итальянского врача И. Ацаретти, написанного легкой кистью, на нас смотрят внимательные умные глаза человека безо всякой спесивости.

Многогранная живопись Андрея Матвеева

Художник работал с лучшими архитекторами, которые строили Петербург, с Д. Трезини и М. Земцовым. Вместе с ними он украшал батальными картинами Летний дворец, а также торжественные залы. Когда Матвеев сделал все эскизы, выяснилось, что его мастера не умеют писать фигуры. Художник принялся срочно учить своих помощников, находя к каждому особый подход. Но живописца вскоре срочно отозвали для росписи вместе с учениками Петропавловского собора. Требовалось украсить фресками с евангельскими сюжетами его своды, наружные и внутренние стены .

андрей матвеев портреты
Начали с купола. Время было холодное, а световой день – короткий. Все трудились слаженно, обучаясь друг у друга. Когда с куполом было закончено, то принялись за роспись стен. Живопись Матвеева, по оценкам искусствоведов, отличается непринужденной, естественной композицией, а также правдивостью сюжетного изображения.

Семья

Шел 1729 год, в который двадцатисемилетний мастер встретил свою любовь. Это была молодая дочь кузнеца Ирина Степановна Антропова. Она была кузиной будущего знаменитого портретиста А. П. Антропова, который 3 года спустя обучался у своего родственника. Молодые обвенчались и зажили небогато, снимая три комнаты вместе с несколькими учениками Матвеева. За время брака у них родилось четверо детей. Но деньги Матвееву выплачивали так скудно и нерегулярно, что был момент, когда у него не было средств, чтобы крестить родившуюся дочь.

Художник-универсалист

Из церкви Петра и Павла команду художника Андрея Матвеева перевели на срочное оформление Триумфальных ворот.

андрей матвеев художник
Затем их отправили расписывать помещения в Петергофе и Царском Селе. Также они успевают работать над росписями Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий. Матвеева и его соратников, которые могут исполнить любое поручение, заставляют бросать незаконченные работы и переходить к следующим, которые зачастую являются просто капризами привередливой императрицы.

Так, они разрисовывают царскую голубятню, кареты и экипажи, галеры. Деньги за работу регулярно выплачивают только иностранным живописцам, российские же пребывают в неизменной нищете. Матвеев без конца пишет прошения о выдаче дров для отопления, свечей для освещения, жалованья, впавшим в совершенную нужду художникам, которым нечем платить за свой скудный рацион.

Болезнь и смерть

С 1838 года художнику, уже давно и тяжело болеющему, разрешают писать заказные иконы дома, однако жалованье не платят вообще. Он умирает в полной нищете, жене даже приходится обратиться с просьбой выдать денег на его похороны.