Кто такие "рубенсовские женщины": описание, картины и интересные факты

0
0

В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. В течение уже многих десятилетий длятся споры о т. н. рубенсовских «грациях» - женщинах рубенсовского типа, поражающих воображение наших современников не только избытком телесной полноты, но и даже неприкрытыми признаками целлюлита. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора, или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

рубенсовские женщины

Певец женских форм

Как считают многие исследователи творчества художника, именно в картинах с изображением обнаженной женской натуры, как нигде, явственно ощущается его веселый, задорный, полный жизни дух. Знаменитые «рубенсовские женщины» - эротичные, но совершенно лишенные пошлости, цельные, но без налета банальности, - являются свидетельством потрясающего жизнелюбия художника, умения прочувствовать сердцем получаемые от жизни удовольствия.

Вряд ли кому-нибудь придет в голову считать противоречием тот факт, что Питер Пауль Рубенс, один из величайших религиозных художников своего времени, являлся также еще и великим певцом женских форм. Истинный сын своей эпохи, он рассматривал человеческое тело до его последней детали творением Божиим, в такой же степени достойным восхищения и изображения на полотне, как и жизнь любого из святых.

Именно поэтому, хотя обнаженные фигуры легендарных «рубенсовских женщин» часто можно увидеть на фоне давно прошедшей языческой истории, изображение их всегда отличается откровенной прямотой, что, по мнению специалистов, является отражением крепких религиозных убеждений живописца. Поэтому искусствоведы считают невозможным применение к его картинам современных оценок с позиции стиля «ню».

«Рубенсовские женщины»: созданные из молока и крови

Рубенс является одним их ярких представителей стиля барокко в живописи (фламандская школа). Им написано огромное количество картин, на которых изображены обнаженные женские тела. Позже потомки назовут созданные им образы «рубенсовскими женщинами». Картины с их изображением покоряют могуществом безраздельного торжества человеческой плоти.

женщины с полотен рубенса

Эпоху барокко называют эпохой излишеств и изобилия, великолепных дворцов и роскошных нарядов. Известно, что идеалом женской красоты в те времена были женщины с пышными формами. На полотнах Рубенса на мифологические темы с выраженным эротическим оттенком все женщины изображены, как правило, обнаженными. Но в них нет вульгарности и пошлости, они просты и естественны, подобно самой природе.

«Рубенсовские женщины» являются обладательницами не только избыточного веса, но еще и хорошо выраженного целлюлита, что их, по всем признакам, нисколько не волнует. Глаза их сияют необыкновенно ярко, на щеках горит здоровый румянец, они буквально пышут здоровьем, жизнерадостностью, чувственностью и сексуальностью. Женщин с полотен Рубенса многие ценители творчества художника называют «созданными из молока и крови».

рубенсовские женщины картины

Непревзойденный мастер

По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации — изображения живого тела. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками, изгибами и выпуклостями.

Рубенсу, вероятно, как никакому другому художнику в истории живописи, было отлично известно, как именно с помощью белой, коричневой, красной и голубой красок можно наиболее точно воспроизвести цвет человеческой плоти, передав его необычные, тончайшие нюансы. Блестящий колорист, Питер Пауль Рубенс мастерски отражал тонкости строения тела и его текстуры. Подобно его предшественнику Тициану, а также последователю Ренуару, Рубенс признан непревзойденным мастером изображения человеческого тела.

Восхищение мастера

«Рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века.

Известно, что самим художником разделялись вкусы большинства представителей его времени: рубенсовские грации изображены с явным восхищением. По мнению многих критиков, в них нет ни тени иронии или преувеличения. В каждом миллиметре выписанного с необыкновенной тщательностью телесного несовершенства рубенсовских красавиц столько любви, что ни у кого не может оставаться сомнений: художник был преданным поклонником такого типа красоты.

Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Художник дважды был женат. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.

Жены–натурщицы: Изабелла

Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик, изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови… Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности? Почему до наших дней не дошло ни одного изображения Изабеллы в стиле «ню»? Неужели она была настолько скромна? Все это тайна велика есть.

знаменитые рубенсовские женщины

С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.

Елена

После смерти первой супруги нельзя сказать, чтобы Рубенс слишком долго пребывал в статусе вдовца: в 53-летнем возрасте он женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен.

женщина рубенсовского типа

В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие - откровенные, нежные и чувственные - ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.

Шедевры, выставленные в Эрмитаже

Фламандский живописец (1577-1640) считается одним из ярчайших представителей живописного барокко. Характерную особенность его полотен, с которых на нас торжествующе смотрят особенные, «рубенсовские женщины» — пышущие завидным здоровьем и отличающиеся весьма характерными формами, можно проследить на экспонатах, представленных в Эрмитаже.

«Портрет камеристки инфанты»

Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Поэтому некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.

кто такие рубенсовские женщины

«Тарквиний и Лукреция»

Сюжет этого полотна был взят из истории Древнего Рима. На нем изображен один из ключевых моментов в истории Рима, когда на смену царской форме правления пришла республика. Сын царя Секст Тарквиний, возжелав жену римского патриция Лукрецию, насильно овладел женщиной, которая, не вынеся позора, заколола себя на глазах мужа. Возмущенные жители Рима свергли царя. Так в Риме была установлена республика.

Картина не является собственностью Эрмитажа. Ее вывезли из Германии после войны, и некоторое время она считалась утерянной. В 2003-м она была приобретена неким коллекционером. Ввиду того что полотно нуждалось в реставрации, собственник обратился в администрацию музея. Восстановленная картина в данный момент выставлена в Эрмитаже.

«Отцелюбие римлянки»

В основу этой работы Рубенса также положена одна из римских легенд. Она была рассказана в 1 в. н. э. римским писателем Валерием Максимом. Некий старик по имени Кимоне за какие-то прегрешения перед законом был приговорен к голодной смерти и заключен в тюрьму. Его дочери Перо, которая недавно родила ребенка, разрешили навещать отца.

Женщина стала поддерживать родителя своим материнским молоком. На картине изображен момент, когда дочь кормит грудью собственного отца. За этот поступок ей грозила смертная казнь. Но судьи, потрясенные примером безграничной дочерней любви, сменили гнев на милость, и история получила счастливый конец: старик был отпущен на свободу.

Несколько картин, выставленных в Эрмитаже, не рекомендуется показывать детям до шестнадцати: это «Пастушья сцена», а также «Венера и Адонис».

«Союз земли и воды»

Художник изобразил на картине аллегорию союза Земли, олицетворенной богиней Кибелой, несущей рог изобилия, и Воды, представленной морским богом Нептуном, исполненным силы и энергии. Над ними порхает крылатое божество Виктория, которое возлагает на голову богини золотую корону. Во времена Рубенса считалось, что на картине изображен союз г. Антверпена с р. Шельдой, т. е. торговли и морских дорог, являющийся залогом и символом процветания Фландрии.

«Вакх»

Эта картина обычно производит на зрителей двойственное впечатление. Многие не могут разобраться: кто же здесь на самом деле изображен - женщина или мужчина? В одном мнения зрителей дружно сходятся – во всяком случае здесь нет пресловутой «рубенсовской женщины». Некоторые предлагают использовать полотно в качестве агитки для антиалкогольной компании.

Секрет плодовитости мастера

Удивительную творческую плодовитость Рубенса (количество его картин превышает 2000) историки объясняют тем фактом, что живописец имел множество учеников, которые помогали ему в работе. Известно, что обычно Рубенсом создавались эскизы, по которым ученики писали сами, становившиеся впоследствии знаменитыми, полотна. Художник лишь напоследок «проходил» кистью свои картины, нанося последние штрихи перед сдачей творений заказчикам.

Среди его учеников-сотрудников называют великого А. ван Дейка, Квеллинуса, Схупа, Дипенбека, ван Тюльдена, Воутерса, д'Эгмонта, Вольфута, Герарда, Дуффе, Франкойса, ван Моля и др.

Заключение

Его называют чародеем, раскрывшим людям волшебный мир радости бытия. Пышные формы его красавиц в соответствии с представлениями эпохи воспринимались как свидетельство их физического здоровья и внутреннего величия. В созданных им «рубенсовских женщинах» воплощен новый идеал красоты, в котором абстрактная духовность сменена подчеркнутой телесностью, реабилитирована чувственность, а природа человека представлена не как антипод божественного, а как земное продолжение его сущности.