Введено-Оятский монастырь: святой источник, фото, адрес

Среди многочисленных святых обителей, возрождённых в годы перестройки, большой известностью пользуется Введено-Оятский женский монастырь (адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский район, ст. Оять). Благодаря славе, приобретённой им ещё в дореволюционные годы, а также находящемуся на его территории чудодейственному источнику, сегодня он входит в число наиболее посещаемых паломнических центров России.

Введено-Оятский монастырь

Христианство на Русском Севере

Введено-Оятский монастырь, фото которого открывает статью, расположен примерно в двухстах километрах восточнее Санкт-Петербурга, на берегу реки Ояти, имя которой, как нетрудно догадаться, стало составной частью его названия. Истинная вера пришла в эти края ещё в XI веке, о чём свидетельствуют памятники христианской культуры, обнаруженные во время раскопок многочисленных прибрежных курганов.

В период XII-XIII вв. христианство уже стало основной религией местного населения, состоявшего главным образом из карелов, а ещё через столетие здесь начался бурный рост монастырей. К началу XIX века его результатом стало образование на Русском Севере 105 пригородных и городских обителей, а также не менее 150 лесных, ставших прибежищем многочисленных иноков-пустынножителей.

Образование монастыря

История Введено-Оятского монастыря неразрывно связана с именем прославленного святого Русского Севера - преподобного Александра Свирского. Кстати, и первое упоминание о монастыре встречается именно в житии, составленном вскоре после его блаженного успения, что косвенным образом позволяет судить о времени основания монастыря и сделать вывод, что произошло это событие не позже рубежа XIII и XIV веков. В стенах обители нашли последнее упокоение и родители святого, погребённые в 1475 и 1480 гг.

Введено-Оятский монастырь источник

Характерной особенностью раннего периода деятельности Введено-Оятского монастыря являлось одновременное проживание на его территории монахов и монахинь. Этому не следует удивляться, поскольку в эпоху Средневековья подобная практика была отнюдь не редкостью. Тем не менее в 1503 году распоряжением епархиального руководства «невест Христовых» распределили по другим обителям, а монастырь на долгие годы стал мужским. Кстати, и назывался он в те давние годы по-иному. Звали его Островным монастырём, поскольку в периоды весенних разливов реки он действительно оказывался со всех сторон окружённым водой.

Переход к совместному ведению хозяйства

До 1526 года обитель не была общежительной, и каждый инок должен был сам заботиться о своём пропитании. Объединяли же всех лишь совместные богослужения. Но затем всем монастырям Новгородчины был присвоен статус общежительных, и с этих пор иноки стали вести общее хозяйство.

Основными источниками их существования в ту пору являлись жалованные местными воеводами земельные наделы, покосы, а также рыбная ловля по Свири и Ояти. Поскольку монастырская братия не была многочисленной, и количество насельников не превышало 25 человек, то обитель не имела самостоятельного статуса, а была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

Годы испытаний

За свою многовековую историю монастырь претерпел немало бедствий. Тяжёлым испытанием для него стало разорение, учинённое шведскими захватчиками и растянувшееся на долгие 35 лет (1582-1617 гг.). Мучительным бременем стали также и годы правления Петра I, издавшего указ о пострижении в монахи лишь вдовых священников и отставных солдат, результатом чего стало опустение многих православных обителей. Когда же на престол взошла императрица Екатерина II, то в результате проводимых ею секуляризаций (изъятий монастырских земель) обитель лишилась многих своих пахотных угодий, отчего инокам порой приходилось жить впроголодь.

введено оятский женский монастырь адрес

Источник, укрепляющий душу и тело

На протяжении всех лихолетий, обрушившихся на обитель вплоть до большевистского переворота 1917 года, спасала её и помогала выстоять под ударами судьбы главная святыня ─ бивший из земли святой источник. Введено-Оятский монастырь благодаря этой, ниспосланной ему милости Божьей всегда являлся центром паломничества не только жителей близлежащих городов и сёл, но и богомольцев, съезжавшихся со всей России.

Это и не удивительно, ведь, согласно легенде, пережившей многие века, забил он на том самом месте, где некогда явилась смиренным инокам Сама Божья Матерь и, благословив их, укрепила на дальнейшие подвиги благочестия и веры. Съезжавшиеся и сходившиеся со всех концов страны паломники своими скромными, но многочисленными пожертвованиями помогали монастырю выстоять в годину лихих времён.

Святой источник Введено-Оятского монастыря

Земное подобие Небесного Иерусалима

Введено-Оятский монастырь, как и многие подобные ему обители, строился по традиционной схеме. Его территория в плане представляла собой равносторонний четырёхугольник, чем должна была уподобляться Небесному Иерусалиму, описанному в Откровении Иоанна Богослова и имевшему, по его свидетельству, равные длину и ширину.

В центре обители, как недремлющее Небесное око, помещался Введенский храм, в котором совершались все основные богослужения и который являл собой некое жилище Самого Бога. В целом же храм и монастырь, как прообразы вечности, были призваны соединить земное с небесным, указывая путь духовного преображения.

Введено-Оятский женский монастырь источник

Восстановление сгоревшей обители

Вплоть до начала XIX века все монастырские постройки были деревянными, и не раз становились жертвами пожаров. Наиболее сильный из них произошёл в Смутное время, когда обитель была разграблена и сожжена польскими интервентами. С воцарением государя Михаила Фёдоровича началось её восстановление.

В эти годы насельники монастыря возвели два храма, один из которых ─ Введенский ─ был холодным, а другой ─ Богоявленский ─ отапливаемым, что давало возможность проводить в нём богослужения в течение круглого года. Тогда же построили и колокольню, на которой размещалось 6 колоколов, а также монастырскую ограду и Святые врата с установленным на них Нерукотворным образом Христа. В последующие годы на территории обители был возведёт целый ряд иных храмов.

Были восстановлены сгоревшие в огне пожара братские кельи, а также многочисленные хозяйственные постройки. Заново устроили коровий и конный двор, мельницу, ригу, гумно и кузницу. И во всём этом неоценимую помощь оказал насельникам мужского, как и впоследствии женского Введено-Оятского монастыря, святой источник, изливавший Божью Благодать на паломников и весьма способствовавший пополнению казны.

Введено-Оятский женский монастырь святой источник

Первый каменный храм монастыря

Свой современный облик Введено-Оятский монастырь принял в первой четверти XIX века, и началом этому послужило строительство на его территории первого каменного сооружения. Им стал Введенский храм, построенный в 1817 году и включавший в себя предел Тихвинской иконы Божьей Матери. В дальнейшем возведение каменных построек продолжалось вплоть до начала XX века и было прервано лишь теми драматическими событиями, которые охватили Россию с приходом к власти большевиков.

Рачительные хозяйственники в рясах

В начале XX века монастырь имел прекрасно налаженное хозяйство. При сравнительно небольшой численности насельников, в его собственности находилось 500 гектаров земли, обрабатывавшихся наёмными работниками и приносивших весьма ощутимый доход. Это позволило в 1910 году построить ещё один великолепный каменный собор, освящённый в честь Богоявления Господня. Он был возведён на том месте, где пятьсот лет назад были погребены родители святого преподобного Александра Свирского.Введено-Оятский монастырь адрес

Кроме традиционного в таких случаях выращивания зерновых и огородных культур, насельники монастыря уделяли много времени рыбным промыслам. Сохранившиеся до наших дней книги учёта свидетельствуют о том, что их ежегодный улов составлял в среднем 500 пудов. Часть рыбы шла к братскому столу, а излишки продавались, что также всемерно содействовало поддержанию материального благополучия.

Година бед и лишений

Наступивший вскоре коренной перелом в ходе российской истории стал началом ломки всех сложившихся прежде традиций и основ духовной жизни. Обитель на берегу Ояти постигла та же печальная участь, что и тысячи монастырей, разбросанных по всей стране. Так же как и им, ей довелось пережить захват монастырских земель и всего нажитого за долгие годы имущества.

Разгон братии сопровождался закрытием, а впоследствии и разрушением храмов. В 1918 году на территории монастыря была учреждена трудовая коммуна «Пролетариат», которую через несколько лет сменила агробаза «Ильич». Тогда же по указанию местных властей был засыпан святой источник Введено-Оятского монастыря.

Монастырский подвижник отец Николай

Настоящим христианским мучеником, духовно возросшим в монастырских стенах, стал в те годы иеромонах Николай (Сергиевский). Когда обитель была упразднена, и всю братию из неё изгнали, он один отказался покинуть святые места, и для того чтобы остаться, вступил в трудовую коммуну, объявив, что желает вместе со всеми строить новую жизнь.

Истинной же причиной подобного шага явилось стремление в одиночку, тайно от властей, продолжать совершать богослужениях в разоренном, но ещё не разрушенном храме. Такой необычный иноческий подвиг ему удавалось вершить в течение нескольких лет. Но в итоге отец Николай был арестован за неповиновение властям и отправлен в один из сибирских лагерей, откуда не вернулся.

Введено-Оятский женский монастырь адрес

Новая жизнь древней обители

Возрождение монастыря на берегу Ояти произошло лишь благодаря наступившей в стране перестройке. Введено-Оятский монастырь, адрес которого приведён в начале статьи, был вновь открыт в конце декабря 1993 года, но на этот раз как женская обитель. Чуть позже на Выборгской стороне Санкт-Петербурга учредили его подворье, осуществляющее ныне связь горожан с монастырём. Как и в былые годы, съезжающиеся в него паломники могут омыться благодатными водами источника Введено-Оятского женского монастыря и поклониться его святыням.