Понятие и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – отрасль, представляющая собой одно из направлений контроля на уровне державы. Термином принято обозначать процесс отслеживания законности, целесообразности любой активности, связанной с формированием, перераспределением, применение финфондов. Система принципов финансового контроля применяется на федеральном уровне, относится к муниципалам, субъектам. Основная идея такого мероприятия – достижение результативности развития экономической составляющей, социальных аспектов державы в целом, частей страны в частности. Принципы и виды финансового контроля должны знать как профессиональные экономисты, так и чиновники, чья сфера ведения сопряжена с денежными аспектами.

принципы финансового контроля

Значимые моменты

В пределах нашей державы принципы и методы финансового контроля декларированы положениями Конституции. Именно здесь подробно рассмотрены особенности организации мероприятий, функционирование госорганов, нормативы, сопряженные с финактивностью. Анализируя текст самого важного документа нашей страны, можно вынести из него такие принципы и задачи финансового контроля:

  • проверка исполнения по финобязательствам, связанным с державой, властными структурами, организациями, частными лицами;
  • проверка корректности применения финресурсов муниципалами, на федеральном уровне (анализируют средства, переданные в хозведение, по правилам оперативного управления);
  • контроль соблюдения установленных нормативов относительно организации финопераций, расчетов, обеспечения сохранности ресурсов;
  • определение в рамках производственного процесса внутренних резервов;
  • выявление, предупреждение, ликвидация нарушений финдисциплины.

Успешная реализация всех перечисленных задач помогает укрепить дисциплинированность в аспекте денежных отношений и обязательств. Следовательно, можно говорить о более успешном соблюдении законных нормативов.

Глаз да глаз!

Основной принцип финансового контроля – соблюдение выданных свыше предписаний с недопустимостью отступления ни на шаг относительно оговорённых правил. Формирование финфондов, распределение накопленных средств, использование ресурсов должно подчиняться строго оговоренным постулатам. Такой принцип финансового контроля распространяется как на госорганы от федерального уровня до местного, так и на юрлица – организации, учреждения.

принципы государственного финансового контроля

Задачи мероприятия позволяют гарантировать соблюдение установленных правил органами госвласти, общественными структурами. Одновременно контроль осуществляется и над юрлицами, частными – простыми гражданами страны. Основной принцип финансового контроля – достижение целесообразности расходования финресурсов при соблюдении законов в рамках некоторой деятельности.

Это все не просто так

В настоящее время принципы финансового контроля, принятые на федеральном уровне и воплощаемые в реальности госорганами – это не просто нормативы, которые позволяют держать «под пятой» всех и вся в державе, но еще и фактор, на основании которого власть может формулировать и принимать обоснованные, эффективные решения. Именно принципы финансового контроля обуславливают возможность организации проверки деятельности некоторого частного юрлица.

Говорят об этических, организационных, коммуникативных, социальных принципах. Каждая из категорий имеет специфические особенности.

Организационные

Принято выделять три крупнейших принципа, характерных для контроля такой категории:

принципы организации финансового контроля

О чем идет речь?

Рассматриваемые принципы государственного финансового контроля декларируют, что проверяющий орган должен располагать специфическими ресурсами, которые бы позволили поставленный на повестку дня вопрос прорабатывать системно, а решения принимать и незамедлительно реализовывать. Это касается исключительно деятельности собственно госоргана. Персонал, задействованный в рабочем процессе такой инстанции, подчиняется утвержденному регламенту. Принципы государственного финансового контроля предполагают наличие установленных алгоритмов, по шагам расписывающих, каким образом госорган может принять решение по рассматриваемому вопросу.

Систематизированность и законность

Говоря о закономерности, предполагают, что активность персонала, задействованного в проверке, полностью соответствует нормативам, введенным на территории державы законодательством. Понятие и принципы финансового контроля обзывают ориентироваться в правовом регулировании конкретной сферы, к которой принадлежит проходящее проверку предприятие. В качестве персонала, задействованного в проверке, допускается обращаться только к людям, способным правильно и корректно понимать указанное в нормативных актах. Принципы муниципального финансового контроля, на федуровне обязывают привлекать к работе лишь обладающих доступом к специфической информации, источникам сведений. Альтернативный вариант – обеспечение возможности в любой момент обратиться за помощью к эксперту для разъяснения спорного аспекта, формулировки правовой нормы.

Наш выбор – ни от кого не зависеть

Принципы организации финансового контроля декларируют автономность как ключевой аспект для госинстанций. Предполагается, что на государственном уровне происходит делегирование специфических полномочий к строго очерченному спектру инстанций, указанных в правовых актах. Эти ведомства будут применять указанные выше принципы организации финансового контроля, проводя непосредственно проверку конкретных лиц.

принципы внутреннего финансового контроля

Объект мероприятия может оказаться одновременно в области ведения, ответственности нескольких структур одновременно. Это обязывает госинстанции работать вместе, поддерживая контакт, но сохраняя обособленность. Алгоритмический подход к решению любого вопроса должен применяться характерный для конкретно этого госоргана, а не любого другого, даже если необходимо с этим другим работать совместно.

Этика

Все перечисленные выше аспекты в равной мере применимы как для федерального отслеживания адекватности действий, связанных с денежными ресурсами, так и в качестве принципов внутреннего финансового контроля. А вот этический – это уже другая категория, имеющая свои специфические особенности. Ключевые принципы этой области:

  • компетенция;
  • ответственность;
  • объективная оценка.

А если поподробнее?

Задача персонала, привлеченного к осуществлению проверки, в принятии таких осознанных и разумных решений, которые должны строго базироваться на правовых актах, законах, принятых в нашей державе. Недопустимо ориентироваться на собственные убеждения, предпочтения или желания. Основной вектор – продвижение четкого соблюдения с учетом необоримости фактов. В некоторых ситуациях, когда формулировок закона оказывается недостаточно, можно обратиться за помощь к экспертам, способным сформулировать независимое мнение, полностью соответствующее логике законодательства.

принципы и методы финансового контроля

Компетентность при этом выходит на первое место как исключительно значимая черта задействованного в проверке персонала, поскольку на работника ложится обязанность интерпретировать обнаруженные в рабочем процессе факты. Нередко данные, которые получает человек, кроме него никому больше не известны из числа способных оценить и проанализировать их с высокой степенью корректности, а также соотнести с положениями закона. Это накладывает обязательства по разумному принятию решений, фундаментом для которых служит верная интерпретация.

Шаг за шагом

Специалист, в обязанности которому вменены организация, проведение проверочных мероприятий, должен формулировать решения, связанные с получаемыми сведениями. Их формулировка в обязательном порядке основывается на корректной подготовительной работе, недопустимо пренебрегать этапами, перечисленными в законодательстве, регламентирующем работу проверяющих госинстанций.

При оформлении рабочего процесса следует убедиться, что минимизирована вероятность допущения ошибки, сопряженной с выявлением корректного подхода к реализации работ в данном случае. Сотрудник, привлечённый к проверке, обязан ответственно относиться к выданной ему задаче и тщательно следовать как упомянутым выше принципам, так и нормативам законов.

Социальная ответственность

Финконтроль подчиняется принципам, связанным со взаимодействием внутри общества. Принято говорить о:

  • сокрытии личной информации проверяемого;
  • открытости;
  • уважительном отношении ко всем участникам процесса.

Принятый на работу в госструктуру человек первым делом проходит инструктаж, в рамках которого получает сведения относительно интересов того, на кого он теперь трудится. При этом внимание обращают на такой факт: вся рабочая активность, свойственная персоналу госоргана, полностью починена госинтересам, и ни в коей степени не личным. Необходимо ориентироваться на то, что важно для общества, и только после этого идут желания, предпочтения работника, причем «после» здесь обозначает «вне рабочего места».

система принципов финансового контроля

Функционирование госведомства обусловлено потребностью общества в соответствующей работе. Каждый принятый на работу человек обязан понимать это и уважать право компании, подвергаемой проверке, на обращение в инстанцию, если в этом возникает необходимость. Госорган, в свою очередь, должен давать четкий и полный ответ, если запрошенная информация – в области его ведения.

Работать с данными: осторожно

Если некий работник госинстанции направлен для реализации проверки на определённое предприятие, в большинстве случаев ему вменяется в ответственность сохранять данные, полученные в рамках рабочего процесса. Задача человека – не просто «не болтать», но обеспечивать сохранность сведений, то есть контролировать положение документации, не терять, не распространять, не забывать в общественных местах и не участвовать в прочих подобных казусах. Это кажется очевидным на первый взгляд, но практика показывает: довольно часто случаются такие ситуации, спровоцированные недостаточно ответственным отношением к работе.

Распространение информации, в том числе ненамеренное, может привести к ее попаданию «не в те руки», то есть к лицу с корыстными, злыми умыслами. Задача направляемого для проведения проверки сотрудника – не только обеспечить финконтроль на предприятии, но и предупредить передачу соответствующих данных недружелюбным для компании персонам. Официально это именуется конфиденциальностью и является одним из самых важных этических принципов реализации финконтроля.

Ничего не скрываю

Еще один очень важный принцип, тесно связанный с социальными аспектами финансового контроля со стороны ответственных за это инстанций – открытость. Речь идет о четком регламенте процедур анализа сведений, которые работники госструктур получают от проверяемого на время работы. Лицо, которое в настоящий момент в фокусе внимания, имеет право на получение максимально исчерпывающих сведений относительно соображений, законных условий, используемых представителями госоргана для принятия решения по возникающему вопросу вне зависимости от его особенностей.

Контроль: классификация

Принято говорить о предварительной, текущей, следующей проверке. Любой контролирующий госорган имеет право проведения всех трех разновидностей мероприятия.

Предварительный

Принято понимать финконтроль, предшествующий операциям, приводящим к формированию, распределению, эксплуатации финрезервов. Значение его исключительно важно, а соблюдение представляет собой самую эффективную меру предупреждения ущемления финдисциплины.

принципы муниципального финансового контроля

Текущий

В альтернативной терминологии его именуют оперативным. Мера реализуется, когда совершаются операции с использованием денежного резерва. Процедура может обуславливаться обязательствами перед государством, а также получением финресурсов, использованием средств, выделенных для хозяйственных, административных задач.

Последующий

Мероприятие организуют, когда финоперацию завершили. Применительно к бюджету это происходит после исполнения частей расхода, дохода. По итогам определяется соблюдение финдисциплины, ищут нарушения, причины, спровоцировавшие их, а также принимают меры на будущее, чтобы избежать аналогичных ситуаций при реализации финопераций впоследствии.

Хочу, не хочу и надо

Принято говорить об инициативном, обязательном финконтроле. Обязательный обусловлен декларированными законодательством требованиями, а также официальными решениями, утверждёнными имеющими на это компетенцию органами.

Внутрисистемный финконтроль

Этим термином принято обозначать проверки, организуемые в госорганах исполнительной власти, религиозных, общественных организациях. Инициатором выступает руководитель образования, реализация возлагается на подразделение, сформированное специально для решения подобной задачи. Ревизионный отдел находится в подчинении у руководителя структуры, организации, проверяющей себя изнутри.

Ответственная за ревизию служба организует вмененное ей в обязанность мероприятие, проверяя деятельность лица. По закону подобная инициатива должна исходить от руководителя раз в два года либо чаще, если предприятие принадлежит федбюджету. Руководитель, занимающий по иерархической лестнице более высокое положение, нежели орган, инстанция, может издать приказ о внеплановой проверке. Длительность мероприятия вне зависимости от инициатора события – в пределах 40 суток, но руководитель, с чьего указания началась активность, может в официальном порядке разрешить продление проверки.