Религия как феномен культуры. Самая древняя религия

0
0

Любая мировая религия является феноменом культуры, ведь культурой принято считать совокупность представлений человека об окружающем их мире. В отличие от культуры, которая определяется как результат взаимодействия человека с реальной жизнью, религия представляется совокупностью впечатлений, опыта, умозаключений и деятельности людей в соотношении с сакральной реальностью. Приверженцы религии воспринимают эту реальность более высокого порядка как нечто им открывшееся, пришедшее извне. Анализируя, в чем феномен религии как элемента культуры, определяют конкретные формы проявления религии.

религия как феномен культуры

Варианты определения религии

Для того чтобы рассматривать религию как феномен человеческой культуры, необходимо понять, что означает слово «религия» ( в переводе - «связь»). Традиционно религию понимают как связь человека с Богом. Очень похожее определение религии дает А. Ф. Лосев, который писал, что религия – утверждение человека в вечности.

Многочисленные научные работы дают различные определения религии. Это зависит от того, какой критерий лежит в основе самого определения. В качестве критериев определяют причины возникновения религии, ее роль в обществе, взаимодействие человека и культа. Тем не менее, подводя итоги многочисленных исканий в определении религии, понимаешь, что в каждом исследовании выделяется лишь одна или несколько сторон многогранного определения религии. Можно выделить ряд существенных моментов, которые отмечены во многих работах. Религия определяется как универсальный способ освоения мира, а также как система личностных ориентаций. Кроме базовых положений в определении религии как одной из форм культуры присутствует ряд других характеристик. Они существенно отличают ее от других форм духовной жизни.

религия как одна из форм культуры

Какая черта отличает религию как феномен культуры

В религии формируется специфический способ восприятия мира. В нем ярко выражены черты отношения последователей к обществу, природе, человеку и Богу.

Первая черта религиозного мировоззрения – разделение окружающего мира на добро и зло. Проблема добра и зла лежит в основе этики как дисциплины. Поэтому последователь религии обладает правом оценивать с этой точки зрения свое бытие. Бог же воспринимается однозначно как доброе существо. Он не имеет ничего общего с «темной» стороной мира. Таким образом, появление зла имеет две причины: Сатана как повелитель злых сил и свобода воли человека при несовершенстве его выбора.

В религии образ Сатаны вторичен по отношению к Богу. Как действующий персонаж в Ветхом Завете Сатана изображен в книге Иова стоящим по левую руку от Господа. Таким образом, можно сделать вывод, что он является слугой Господа. Образ Сатаны представляется неким активным началом, которое проверяет людей на истинность веры.

Свобода выбора

Второй отличительной чертой религиозного мировоззрения является свобода выбора. Фатум отодвигается на второй план. Человек уже сам формирует свой жребий, оказывая влияние как на свою судьбу, так и на судьбы других людей. Именно поэтому особое место в религиозных обрядах отведено проповедям, с помощью которых человек наставляется на путь истинный. Святые люди становятся примером для подражания, ведь они способны искоренять в себе все несовершенства и всеми своими помыслами обращаются к Богу.

самая древняя религия

Свобода выбора делает человека уязвимым, она становится источником зла и несовершенства. В противовес этой свободе человек может подчиниться исполнению всех заповедей, что является идеалом.

Вера как результат свободы выбора

Рассматривая религию как феномен культуры и мировоззрения, можно определить, что центральное место в религиозном мировоззрении занимает вера. Вера помогает человеку перейти в другое пространство. Человек, обладая свободой выбора, выбирает веру. Таким образом, вера становится результатом выбора. С помощью веры человек утверждается в вечном бытии, он получает возможность самореализации.

Проблема спасения души

Еще одна важная проблема религии как феномена культуры – это проблема спасения своей души. Поэтому возникает представление о душе, с помощью которой человек может осуществлять свою связь с Богом.

Пример это связи - религиозная живопись, икона. Она основана на принципе обратной перспективы, при котором глаза Бога смотрят с иконы в душу человека, обращающегося к нему с молитвой. Они заставляют обратиться к своей душе, оценить поступки.

Следующая проблема религии как феномена культуры - оправдание своего существования. Верующему человеку необходимо покаяться в совершенных грехах, что приведет его в соответствие с религиозными догмами. Грех же возникает в результате несовершенства человека, тело и душа которого не способны достичь идеала.

Религиозные догматы

Религия как одна из форм культуры достаточно статична в отношении догматов, которые состоят из незыблемых положений, неизменных во времени. С другой стороны, эти догматы внутренне подвижны, так как человек постоянно познает Бога. Это движение вперед вовлекает его в творческий процесс. Ведь человек - незавершенное произведение Бога, он продолжает самотворчество.

Пространство и время в религии

Время в религии линейно. Это можно проследить в христианской архитектуре, так как храмы в большинстве случаев построены в форме креста, который является символом временной разорванности.

Представление о внутреннем времени, так же как и о внутреннем мире, связано с понятием души.

Пространство в религии можно разделить на священное (в храме) и мирское. Переход из одного пространства в другое осуществляется во внутреннем мире человека при помощи молитвы. Религиозная исповедь - пример такого перехода.

какая черта отличает религию как феномен культуры

Универсализм религии

Определяя религию как феномен культуры, необходимо отметить еще одну из особенностей - ее универсализм. Она ориентирована на метафизические отношения, в основе которых – Бог и человек. Остальные же детали обрядовости и форм бытования (внешний вид верующих, особенности питания и т. д.) становятся вторичными.

Существует три основные системы верований, классические религиозные формы – буддизм, ислам и христианство.

Древняя религия

Самой древней религией из основных мировых религий считается буддизм. Затем появилось христианство, а еще позже – ислам. Основной для их формирования стали еще более древние религии. Данные археологических раскопок, а также подробный анализ священных писаний подтверждают этот факт. Однако существует множество теорий, опровергающих эту последовательность. Дискуссии о том, какая религия самая древняя, не утихают и в настоящее время.

Ислам

Ислам является самой молодой религией. В переводе с арабского «ислам» - "предание себя Богу". Зарождение этой религии произошло в седьмом веке. Последователями ислама являются мусульмане. Их общины присутствуют в ста двадцати странах мира. Из общего числа живущих на нашей планете двадцать три процента – мусульмане. В мире существует сорок девять государств, в которых они являются большинством. В соответствии с основными положениями ислама мусульманин должен обрести личный опыт, не причинять вреда окружающим, открыться взору Божьему. По мнению последователей ислама, судьбу человека вершит лишь Аллах. Только он решает, в какой момент времени сотворить человеку душу, а в какой – растворить. Таким образом, появление души и ее исчезновение у мусульман не связано с рождением или смертью человека.

религия как феномен человеческой культуры

Христианство

Христианство появилось в конце первого века до нашей эры – в первой половине первого века нашей эры на территории Восточного Средиземноморья. С его появлением мифологическое представление о том, как устроена жизнь и миропорядок, претерпело изменение. В основе новой веры - Бог-спаситель, который может помочь каждому человеку.

В период раннего христианства страдание трактовалось как основной символ веры. Именно страдающим открывалась Божья благодать. Вера объединяла людей в любви, в вере не было чужих.

Христиане считали себя на этой земле временными странниками. В то же время в основе учения находится именно человек. Он несет ответственность за свои действия и имеет возможность избрать свой путь в Царство Божие.

Таким образом, христианство стало превращаться в мировую религию. С течением времени она разделилась на три большие конфессии: православие, католичество и протестантизм. Но, несмотря на ряд различий в вероучении и обря­дах, все христиане объединены верой в Иисуса Христа — Сына Божьего, который пришел на Землю, принял страдание во имя искупления человеческих грехов и вознесся на небо. На нашей планете живет более миллиарда христиан: приблизительно 700 млн католиков, 400 млн протестантов и 150 млн православных.

феномен человеческой культуры

Буддизм

Наидревнейшей из современных мировых религий является буддизм. Он зародился более чем две с половиной тысячи лет назад. В его основу были положены древние учения Индии – человек стремится к божественному началу, нирване и просветлению. Достигается это лишь медитациями и самосовершенствованием. Человеку необходимо возвыситься над своими привязанностями, победить страсть, заблуждение, не­нависть.

Согласно учениям буддизма, человек не достигает совершенства сразу. Но если он идет намеченным путем, постепенно наступает освобож­дение. В конце пути – нирвана, которая дает полную свободу и состояние озарения.

религия как феномен культуры и мировоззрения

Таким образом, рассматривая религию как феномен культуры, можно считать ее основой и стержнем культуры, одним из факторов, предохраняющих человечество от деградации и нравственной гибели.