Рыночное равновесие - залог успешной экономики

0
0

Спрос

Рыночное равновесие представляет собой определенное состояние рынка, характеризуемое равенством объема спроса и величины предложения. При этом спрос на товар выражен желанием и возможностью потребителя приобрести его определенное количество по конкретной цене за некоторый промежуток времени. Величина спроса представлена количеством товара, который согласны приобрести потребители по конкретной цене в течение определенного срока. Рыночное равновесие находит отражение в спросе, проявляющемся в двух видах: в качестве индивидуального, известного под формулировкой «спрос некоторого субъекта»; в виде рыночного в форме заинтересованности всех без исключения покупателей в конкретном товаре.

рыночное равновесие
В качестве факторов, которые оказывают на спрос существенное влияние, принято выделять следующие: вкусы, предпочтения потребителей, а также их доходы; цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары; данные о товаре; затраченное на потребление время. С изменением иных факторов при постоянной величине стоимости товара возможно изменение самого спроса. Поэтому в результате потребители могут приобретать продукцию в большем количестве, в сравнении с предыдущими периодами (за ту же стоимость либо за более высокую цену).

общее рыночное равновесие
Предложение

Рыночное равновесие не может существовать без такого понятия, как предложение, которое представляет собой готовность производителя реализовывать некоторое количество товара по конкретной цене в зафиксированный промежуток времени. Среди факторов, которые оказывают некоторое влияние на предложение, принято выделять следующие: изменение цен на производственные факторы, сезонные изменения, субсидии, налоги, изменение цен на товары сопутствующего характера.

Государственное регулирование рыночного равновесия

Рыночное равновесие со стороны государства регулируется с использованием таких инструментов: дотации, налоги и фиксированные цены. Наиболее цивилизованным из перечисленных инструментов принято считать налоги, так как они совершенно не ограничивают рамки осуществления деятельности экономических агентов и, как следствие, не нарушают жизнедеятельность рыночных процессов различного характера.

влияние налогов на рыночное равновесие
Влияние налогов на рыночное равновесие может быть рассмотрено на примере введения акцизного налога, уплачиваемого как продавцами, так и покупателями. Менее эффективным механизмом государственного воздействия на общее рыночное равновесие является принятие фиксированных цен, так как здесь возможно затрагивание действия рыночных механизмов, модифиция при этом процесса достижения равновесия. При государственном установлении фиксированных цен реализуется данный механизм двумя способами: утверждением верхнего и нижнего предела цен. Максимальная верхняя ценовая граница располагается ниже уровня цены равновесия, она устанавливается для защиты интересов малообеспеченных слоев населения. Фиксирование нижнего предела способствует установлению цены выше равновесного уровня.