Правление Ивана 3 и начало централизации

Годы правления Ивана 3 были особенными для Руси: сын слепого царя Василия Второго Темного сумел начать важнейший процесс централизации - объединения русской земли вокруг Москвы.Правление Ивана 3

Объединения княжеств или «собирание земель»

Иван III начал править государством еще при отце – Василий II сам поставил сына княжить вместе с собой, и даже монетный двор Московского князя чеканил надпись «осподари всея Руси». Более того, старый князь при жизни составил завещание, по которому престол и основную часть государственных земель он оставил сыну Ивану, а остальные, более отдаленные от Москвы земли - другим сыновьям. Иван Васильевич взошел на престол в 1462 году. Правление Ивана 3 ознаменовалось присоединением Рязанского, Дмитровского, Ярославского, Тверского княжеств, причем централизация проходила мирным путем. Только Новгородские земли стремились к самостоятельности и не желали зависеть от Москвы. В результате Иван III организовал жестокий завоевательный поход с грабежами, насилием и пожарами - так он хотел устрашить Новгород. Но только через шесть лет, в 1477 году, Новгород стал территорией Московского государства. После этого к Москве присоединились Тверское и Белозерское княжество и часть Черниговских, Рязанских, Северских, Гомельских и Брянских земель.

Усиление роли дворянства

Правление Ивана 3 было нацелено на усиление роли дворянства и дворянского войска. Для повышения статуса помещиков был введен запрет на переход крестьян от одного хозяина к другому. Только неделя до Юрьева дня и неделя после этого осеннего праздника (26 ноября) давали крестьянам право смены помещика.

Иван III и Золотая Орда

годы правления Ивана 3Одним из важнейших событий государственного значения, которыми было ознаменовано правление Ивана 3, стал отказ от уплаты дани хану Золотой Орды – стояние на Угре поставило точку в отношениях Руси и Орды, русские земли освободились от гнета. Благодарный русский народ сразу же дал Ивану III прозвище «Святой». 

Реформа правовой системы

Централизация земель и получение независимости требовало реформ в сфере правовой системы – закон должен быть един для всех. В 1479 году был введен Судебник, который объединил в себе Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Уставные грамоты Белозерской и Двинской земель, а также указы и распоряжения князя. Здесь же зарождается приказная и поместная система управления.

Ересь жидовствующих

Глубоко верующий Иван III стремился не только восстановить единство земель русских, но и вернуть истинно православную веру, которая несколько ослабла за годы татаро-монгольского ига. Среди народа распространилось множество суеверий, примет, заговоров, а в медицине стало практиковаться ведовство. Такое явление, как «ересь жидовствующих», стало громадным стимулом для возрождения богословского просвещения. Ее основоположником считается еврей Захария из Киева, который обратил несколько священников в иудейскую веру. Ересь настолько глубоко пустила корни, что даже Киевский князь назначил митрополитом Зосиму – скрытого еретика. В 1490 году на Соборе около десятка духовных лиц было предано проклятию и отлучению от церкви. Это не принесло результатов, поэтому спустя 14 лет, в 1504 году, состоялся еще один Собор, в результате которого несколько еретиков были казнены, а другие высланы по закрытым монастырям. Более того, каждую неделю на еретиков читали анафему.

итоги правления Ивана 3Архитектура и литература

Строительство Успенского и Благовещенского соборов, Грановитой палаты, зданий Кремля и других церковных сооружений способствовало укреплению веры. Крепостные сооружения практически во всех крупных городах были реставрированы или отстроены заново.

Итоги правления Ивана 3

При Иване III началось не только объединение русских земель и усиление православной веры, но и формирование государственной идеологии: появился герб – двуглавый орел – и титул великого князя, перечисляющий все земли, которыми правит князь. Историки говорят о том, что в этот период данный титул иногда заменяют словом «царь». Правление Ивана 3 послужило началом для формирования государственной идеологии, которая развивалась в течение не одной сотни лет, поэтому прозвище «Великий» Иван III получил по праву.