МЛМ и «Гербалайф»: отзывы и размышления

0
0

Первой компанией, представившей МЛМ в России, был «Гербалайф». Отзывы о продукции и принципах работы этой фирмы во многом объясняются именно ролью первопроходцев. Более того, ими определяется сегодняшнее отношение наших граждан к сетевому маркетингу в целом. Чтобы понять это, стоит немного оглянуться и вспомнить самое начало громкого пути.

Краткий экскурс в историю МЛМ

Официально история сетевого маркетинга началась в 1934 г., когда американец Карл Ренборг создал компанию California Vitamins с новой системой продаж, мгновенно доказавшей свою эффективность. Тогда это был лишь одноуровневый маркетинг, представлявший вознаграждение только за личную реализацию продукции и непосредственное привлечение новых продавцов. В 1959 г. предприимчивые сотрудники фирмы Ренборга усовершенствовали идею, воплотив многоуровневый маркетинговый план выплат в собственной компании American Way Corporation. Революционность и верность этого замысла AmWay до сегодняшнего дня демонстрирует многомиллионными оборотами по всему миру. За эти годы Multi Level Marketing (MLM) стал основой успеха для многих тысяч компаний, для миллионов дистрибьюторов.

История МЛМ в России

гербалайф отзывы

В Россию многоуровневый маркетинг пришел в 1989 г., в момент экономического развала, в эпоху перестройки общества. Как ни странно, «оазисом нового мышления» стала не Москва, а Сибирь: в Новосибирске появились первые представители компании «Гербалайф». Отзывы о предлагаемых ими продуктах (БАДах, косметике и альтернативном питании) с самого начала были противоречивыми. А методы работы и вовсе вызывали неадекватную реакцию, дав обильную пищу создателям анекдотов. Но, несмотря на волну негатива, число дистрибьюторов фирмы стремительно росло, армия клиентов пополнялась, география расширялась, обороты увеличивались. Вторая половина 1990-х стала временем рождения многочисленных российских компаний сетевого маркетинга, выпускавших и продававших собственную продукцию или распространявших чужую, в основном российского производства. Незаметно ушел в тень «Гербалайф», отзывы о его работе стихли, уступив место громогласным спорам о методах и продукции его коллег и конкурентов. И все же мнение о сетевом маркетинге у многих по сей день строится на базе первых впечатлений двадцатилетней давности.

история сетевого маркетинга

Истина где-то рядом

Что же это за впечатления? Во многом они противоречивы, независимо от того, идет речь о продукте или о стиле работы. Кроме того, большинство тех, кто судит о фирме «Гербалайф», отзывы оставляет необъективные. А истина, как обычно, находится где-то между гневным порицанием и слепым восхвалением.

Продукция

Основной продукт компании «Гербалайф» - витаминно-протеиновый коктейль. При правильном употреблении в сочетании с комплексом биологически-активных добавок он обеспечивает сбалансированное питание. Похудение и избавление от множества «возрастных» заболеваний – лишь следствие поступления в организм верного набора питательных веществ. Но, как и любая диета, применение этого средства требует постоянства и грамотности. Вместе с тем нет ни одного продукта, который бы вызывал однозначно положительную реакцию у всех. Даже если это пшеница (категорически запрещенная тем, кто не переносит глютен) или помидоры (часто вызывающие аллергию). Если внимательно проанализировать отрицательные отзывы о продукции фирмы «Гербалайф», становится ясной причина - либо неоправданные ожидания (ошибка подачи представителем компании), либо неверное применение (ошибка потребителя). Кроме того, значительная часть негатива исходит от тех, кто знает продукт лишь понаслышке.

Методы работы

На начальном этапе маркетинг «Гербалайфа» подавался в России крайне агрессивно. Но это особенность первых дистрибьюторов, а не самого плана вознаграждения. В 89-90 гг. еще отсутствовало приемлемое обучение, не существовало разработанной системы ведения продаж, не было анализа психологии российского покупателя. Со временем все это появилось, а бросающиеся в глаза значки с призывом похудеть ушли в прошлое.

эволюция концепции маркетинга

Эволюция маркетинга

К разочарованию скептиков, компания «Гербалайф», как и МЛМ в целом, живет и процветает. И это подтверждает гениальность тех, кто когда-то продумал и просчитал многоуровневую систему вознаграждения при продаже «наукоемких товаров». Ведь продвижение по сети обеспечивает именно тот подход, которого требует эволюция концепции маркетинга на современном этапе развития. Для потребителя это возможность приобретать качественный продукт без опасения подделок и завышения цен, для продавца – получение дохода, соответствующего вложенным усилиям и качеству его работы, для производителя – расширение рынка сбыта продукции, требующей индивидуального подхода к потребителю. Именно баланс этих трех факторов обеспечивает сегодня успех индустрии сетевого маркетинга, частью которой уже более 30 лет является компания «Гербалайф».