Типология государства по А. Тойнби и К. Марксу

Типология государства представляет собой определенную научную классификацию государств согласно их свойств, характеризующих общие закономерности общественного развития, политико-правового устройства и функционирования.

Марксистская типология государства и права

Его основатели – К. Маркс, Ф. Энгельс, позднее В. Ленин – видели исторический типология государствапроцесс как непрерывную конфронтацию общественных классов, а само общество – как результат развития производственных сил и распределения материальных благ. Их типология государства, соответственно, основывалась на таких же критериях производственного развития и баланса классовых сил в стране. Выделялись следующие типы (или формации):

  • Рабовладельческое государство, основой всей экономической системы которого были рабы. Речь идет об античных Греции и Риме. Рабство присутствовало, конечно, и в других странах: Востока, позднейшей Европы, но оно нигде больше не было настолько определяющим фактором производства.

  • Феодализм, основой которого были вассально-сеньориальная система, земельные пожалования за службу, крепостное крестьянство и натуральное хозяйство.

  • Капитализм, возникший в Европе в новое время и характеризовавшийся высоким развитием товарно-денежных отношений, расслоением общества на владельцев средств производства и работников.

  • Социалистическое государство, которое представлялось его теоретикам высшей формой развития человеческого общества. Однако при практических попытках построения открылся целый ряд недостатков.

Цивилизационный подход к типологии государства

цивилизационный подход к типологии государстваРодоначальником данной концепции стал А. Тойнби, после чего ее развивали ряд его последователей. Она предполагает, что основным критерием в классификации государств и обществ должен являться их культурно-духовный фактор. То бишь, ученые видели человеческую историю как совокупность множества различных цивилизаций со своеобразными традициями, обычаями, мировоззрением, коллективными архетипами и так далее. Тойнби в целом ряде своих трудов выделял сперва более сотни таких цивилизаций, однако в конечном итоге сократил их до двух десятков. Среди них индийская, египетская, античная, китайская, арабская, дальневосточная, средневековая европейская и так далее. В своем развитии каждая цивилизация, по мнению автора, проходила три этапа:

а) рождения и раннего развития;

б) апогея;

в) заката.

Другие подходы

Две описанные концепции являются самыми популярными в процессе классификации государств. Однако есть и другие. Так, например, существует типология государства, которая опирается на экономическое развитие. Такая концепция выделяет следующие виды:

  • Развивающееся государство. Таким политкорректным термином сегодня называют типология государства и правабедные страны третьего мира, которые еще даже не вступили в свою стадию научно-технического прогресса, а потому их производство характеризуется примитивным укладом и подавляющим сельскохозяйственным сектором. Часто такие страны являются попросту сырьевыми придатками более развитых «партнеров».

  • Индустриальное государство. Обычно характеризуются высоким уровнем развития промышленности, прежде всего, тяжелой. До недавнего времени именно эта характеристика являлась гарантом успешного развития страны. Однако передовые страны планеты пару десятков лет назад вступили в новый этап.

  • Развитое (постиндустриальное государство). Общества таких государств еще называют информационными. Уровень технологического развития здесь настолько высок, что в производстве может быть занята лишь небольшая часть населения. Остальная освобождается для непроизводственных задач разного характера: интеллектуальной деятельности, сферы услуг и т.д.

Другая типология государства основывается, например, на политическом режиме. Их делят на демократические, авторитарные и тоталитарные. Существует и множество других концепций, берущих за основу какую-либо характеристику: форма правления, отношение к религии, господствующая идеология и так далее.