Формы государственного управления. Система государственного управления

Государственное управление – важнейший процесс с точки зрения воспроизводства суверенных институтов страны, легитимности власти, решения политическими лидерами задач, связанных с развитием общества. Данное явление обладает большим количеством занимательных характеристик. В частности, интересны формы и методы государственного управления. Какова их специфика в российской модели политического устройства?

Что такое государственное управление?

Понятие государственного управления современные российские аналитики связывают с деятельностью органов власти, отражающей необходимость реализации вверенных им законом полномочий. Есть и иное определение термина, более узкое. В соответствии с ним, государственное управление - это деятельность только лишь исполнительных органов власти на уровне федерации или же субъектов РФ.

Если вести речь о первом определении, то к государственным органами власти корректно будет относить абсолютно любые структуры - выборные или те, что формируются посредством назначений. Так, например, Президент РФ - высшая должность в системе управления РФ - избирается народом, а Правительство - назначается. Аналогично, гражданина, который достоин быть главой региона или губернатором, если не рассматривать отдельные периоды, когда они назначались по предложению Президента, также выбирает население. Правительство же субъекта федерации, в свою очередь, также назначается.

Формы государственного управления

Однако если понимать государственное управление в рамках более узкой трактовки, то под ним следует понимать деятельность исключительно тех структур, которые формируются посредством назначений. В этом случае граждане, работающие в них, будут именоваться чиновниками или государственными служащими. Их задача связана с выполнением главным образом административных задач, отражающих реализацию стратегических концепций в деталях. В свою очередь, выборные должности будут именоваться политическими. То есть в рамках данной модели совершенно некорректно будет называть Президента РФ или главу региона чиновником. Их задачи носят политический характер и связаны с определением ключевых векторов в развитии общества и государства. Именно на этом уровне разрабатываются те самые концепции, которые на практике предстоит реализовывать чиновникам.

Государственное управление: признаки

Государственное управление в России характеризуется рядом признаков. В числе ключевых эксперты выделяют следующие.

Формы и методы государственного управления

Во-первых, государственное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Функции, которые выполняют чиновники, как правило, не предполагают занятие ими чем-либо другим. Во-вторых, деятельность органов власти обладает распорядительным характером, то есть издаваемые ими источники норм обладают юридической значимостью. В-третьих, государственное управление осуществляется согласно положениям действующих законов. В-четвертых, деятельность органов власти в рамках российской модели предполагает иерархию, подчинение нижестоящих структур вышестоящим.

Цели управления

Рассмотрим основные цели, ради достижения которых создается система государственного управления. Эксперты выделяют следующий их перечень. Во-первых, это удовлетворение запросов социума, поддержание достойного уровня жизни граждан. Во-вторых, это совершенствование систем управления политическими процессами, укрепление демократических институтов. В-третьих, это обеспечение гражданских прав и свобод в отношении населения государства.

Государственное управление: принципы

Полезно будет изучить ключевые принципы государственного управления, актуальные для российской модели. К базовым эксперты относят, в частности, демократизм, подразумевающий разностороннее участие граждан РФ в управлении государством. Другой важнейший принцип - федерализм. Он подразумевает, что российская государственная модель управления реализуется на двух уровнях - федеральном и региональном при условии предусмотренного законом разграничения полномочий между высшими органами власти и структурами в субъектах РФ. Принцип законности также относится к разряду ключевых. Работа любых органов власти и должностных лиц обязана осуществляться на базе актуальных правовых норм.

Формы госуправления

Рассмотрев понятие государственного управления, ключевые его признаки, принципы, специфику целей, перейдем к рассмотрению его форм. Следует сказать, что представлены они в достаточно большом разнообразии. Итак, что же такое формы государственного управления? Под ними обычно понимают практические способы выражения деятельности органов власти. Формы государственного управления, как отмечают некоторые эксперты, определяются содержанием фактических функций тех или иных властных структур или должностных лиц, а также спецификой решаемых соответствующими институтами задач. Как правило, они реализуются согласно актуальным юридическим нормам, а также могут сопровождаться правовыми последствиями. Собственно, последний нюанс является одним из критериев классификации форм государственного управления.

Методы государственного управления

То есть определяющий фактор в рамках данной схемы - сущность последствий практической деятельности органов власти и должностных лиц. Формы государственного управления, в соответствии с данным критерием, могут быть, таким образом, правовыми. Их сущность предполагает последствия, которые носят юридически значимый характер. В свою очередь, формы государственного управления могут быть также и неправовыми.

Другой критерий классификации рассматриваемого явления - содержание. В соответствии с ним, основные виды форм государственного управления - правотворческие, договорные, а также правоприменительные.

Еще один критерий - направленность. Так, формы управления могут быть внешними либо внутренними. Для первых характерна деятельность органов власти в аспекте реализации ими распорядительных полномочий. В отношении вторых подразумевается внутриведомственная работа, активности, связанные с функционированием внутренних структур органа власти - отделов, служб и т.д.

Правовые формы управления

Рассмотрим, каким образом органы государственного управления могут работать в рамках правовых форм. Ключевой элемент соответствующего типа активности - акт. Его основное свойство - юридическая значимость. Ключевой его признак - одностороннее волеизъявление компетентного органа власти или же конкретного должностного лица, которое принято в процессуальном порядке, который установлен актуальными нормами закона. Юридические акты могут обуславливать возникновение, корректировку или же прекращение правоотношений в рамках административных процедур.

Понятие государственного управления

Правовые формы государственного управления могут быть представлены в виде письменных источников или в устном виде, иметь разный срок действия, функционировать в определенном регионе РФ или по всей стране. Есть и другие основания для их классификации. Например, таковым может быть орган, который издал акт правового управления. Есть, таким образом, источники, подписанные, к примеру, Президентом России, Правительством, региональными органами власти. В числе самых распространенных моделей классификации актов - наименование. Оно, как правило, соотносится, собственно с органом, его издавшим. Так, есть, например, указы - их подписывает Президент РФ. Есть распоряжения - их издает Правительство.

Юридическое значение актов

Рассматривая правовые формы госуправления, полезно изучить такой аспект, как юридическое значение соответствующих актов. Эксперты выделяют следующую совокупность характеристик, его составляющих. Во-первых, юридические значение актов в том, что они объективизируют деятельность органов власти и должностных лиц. Во-вторых, они могут выступать как самостоятельные юридические факты. В-третьих, они могут обуславливать значимость других актов, быть условием их актуальности.

Неправовые формы госуправления

Органы государственного управления могут работать также и в рамках неправовых форм. Рассмотрим нюансы этого сценария. Неправовые формы управления - это активности, подразумевающие, как правило, решение внутренних организационных вопросов, а также нюансов, связанных с материально-техническим снабжением государственных структур. Так, например, в рамках неправовых направлений деятельности проводятся совещания, круглые столы, планерки и т.д. Некоторые эксперты относят к таким активностям также и различного рода проверки, инспектирование и т.д. Но есть версия, что такого рода работу все же корректнее отнести к разряду правовых форм управления, так как возможные предписания соответствующих органов вполне могут характеризоваться признаком распорядительности, обязательностью к исполнению.

Государственно-общественный аспект

Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию государственно-общественные формы управления. В чем их специфика? Дело в том, что интерпретация значения данного термина в определяющей степени зависит от контекста, а также от конкретной отрасли, о которой идет речь. Общепринятого определения того, что такое государственно-общественное управление, в среде российских экспертов пока не выработано. Но в числе популярных трактовок понимание этого явления как совместной деятельности властных и негосударственных структур по решению задач, связанных с самоуправлением на уровне конкретных учреждений, отраслей, предприятий и иных функциональных единиц, которые имеют большое значение с точки зрения политического развития города, региона или страны в целом.

Органы государственного управления

Есть и другие трактовки термина. В соответствии с ними, например, под соответствующим типом управления может пониматься предусмотренное законом делегирование властными институтами части полномочий на уровень негосударственных структур - учреждений, общественных объединений, предприятий. Еще один вариант трактовки термина - создание среды, в рамках которой государство будет получать от общества, отдельных его институтов некую обратную связь, отражающую практику решения актуальных управленческих задач. Так или иначе, многие эксперты сходятся во мнении, что институт государственно-общественного управления в России еще только начинает формироваться. Какие-либо устоявшиеся его формы или же прецеденты, которые бы свидетельствовали об успешной реализации тех или иных концепций, отражающих сущность подобных активностей, встречаются пока что достаточно редко.

О методах госуправления

Исследовав основные формы организации государственного управления, изучим такой аспект, как методы соответствующего типа активностей. Критериев для их классификации в российской экспертной среде достаточно много. Популярна вместе с тем модель, в соответствии с которой выделяются три основных метода государственного управления.

  • Убеждение. На практике данный метод может означать коммуникации с населением региона или страны в целом посредством различных инструментов диалога. Самый доступный - это СМИ, различного рода пресс-конференции. В числе наиболее масштабных примеров соответствующих коммуникаций телеконференция Президента РФ, которая проходит каждый год. Есть и другие каналы взаимодействия власти и общества, в рамках которых реализуется метод убеждения. Это может быть, например, пропагандистская работа. Проводится она, как правило, также при участии СМИ, но при этом могут привлекаться к сотрудничеству различные общественные объединения, партии, известные политические деятели. Убеждение - метод, используемый не только для внешних коммуникаций органов власти и должностных лиц, но также работающий и во внутреннем аспекте функционирования государственных структур. Так, например, одна группа чиновников, участвующая в процедуре принятия некоторого решения в коллегиальном порядке, может убедить другую в том, что тот или иной распорядительный акт стоит принять, откорректировать или же отказаться от придания ему юридического статуса.

Система государственного управления

  • Поощрение. Некоторые эксперты считают, что данный метод - совсем не характерен для государственного управления. Вместе с тем он встречается на практике. Выражаться он может самыми разными способами. Так, например, некий орган власти может учредить какой-либо региональный конкурс или же быть спонсором значимого спортивного мероприятия. Победители, таким образом, смогут рассчитывать на поощрения со стороны властных структур. Во внутреннем аспекте подобные методы государственного управления также могут задействоваться. Например, это может касаться такого нюанса, как премии чиновникам за качественную работу.
  • Принуждение. Многими экспертами данный пункт определяется как ключевой. Более того, если методы государственного управления, описанные выше, как правило, не связаны с принятием юридических актов, то рассматриваемый вариант непосредственным образом отражает работу органов власти с ними. Поскольку принуждение должно быть обусловлено действием актуальных положений закона. Что касается внешнего аспекта государственного управления, то данный метод всегда сопровождается изданием юридических актов. В свою очередь, внутренние формы соответствующих активностей могут ограничиваться некими устными распоряжениями или нормативными источниками, которые по ряду признаков все же некорректно классифицировать как юридический акт: например, приказ руководителя некоей государственной службы о реорганизации какого-либо из отделов.

Признаки методов госуправления

Рассмотрим, какими ключевыми признаками характеризуются методы государственного управления. Прежде всего, можно отметить их целевую направленность. Кроме того, их содержание должно соответствовать уровню полномочий субъекта управления. Как правило, методы госуправления характеризуются теми или иными условиями реализации - географической привязкой, координатами ведомства, признаками целевой группы объектов управления. Отметим, что и формы, и методы государственного управления должны соответствовать критерию законности. То есть убеждение, поощрение или же принуждение - активности, которые перед практической реализацией подлежат сопоставлению с актуальными правовыми положениями, содержащимися в нормативных актах.

Соотношение государственного и муниципального управления

Рассмотрев понятие форм государственного управления, а также их методы, будет полезно изучить один интереснейший аспект. А именно то, как соотносится рассматриваемый тип активностей с работой муниципальных органов власти. Известно, что по Конституции РФ в России должен развиваться независимый институт местного самоуправления. Каким же образом соотносятся государственное и муниципальное управление?

Для начала рассмотрим то, чем отличаются соответствующие уровни организации политической власти. Государственная власть - это система институтов управления, организованная посредством вертикали - от высших структур на федеральном уровне до региональных. Если говорить о российской модели, участие в формировании соответствующих структур принимает либо население страны в целом (выбирая Президента, депутатов Госдумы, которыми впоследствии назначаются должностные лица, работающие в министерствах, агентствах, службах), либо жители конкретного региона (выбирая главу, губернатора, депутатов Госсовета субъекта федерации). Избранные на эти позиции люди, в свою очередь, формируют свои исполнительные кабинеты. Такова система государственного управления в России.

Государственное и муниципальное управление

В свою очередь, муниципальная власть - это совокупность политических институтов на уровне конкретного города или района. Они, в свою очередь, формируются при непосредственном участии населения соответствующих населенных пунктов или административных единиц. Предполагается, что деятельность государственных органов власти на этом уровне будет уступать в эффективности работе муниципальных структур. Это может быть связано с разными причинами. В числе главных - чиновники из местных жителей лучше разбираются в специфике локального социума, бизнеса, культурных аспектов. Их знают лично, им доверяют, как правило, больше, чем представителям государственных органов власти. Собственно, это факторы того, что на конституционном уровне рассматриваемые модели управления разграничиваются. Правда, практическая эффективность самоуправления зависит не столько от возможностей, открытых на уровне законодательства, сколько от развитости муниципальных институтов, а также от практической готовности населения участвовать в локальном политическом процессе.

Вместе с тем государственное и муниципальное управление, если опять же говорить о модели, действующей в России, осуществляются в рамках очень схожих форм. Можно сказать, что все те аспекты, что мы рассмотрели выше, характерны также и для институтов местного самоуправления. Ведь специфика задач, которые стоят перед институтами муниципальной власти, в целом та же, что и в случае с государственными органами.

Каков же, таким образом, ключевой критерий разграничения? Формы государственного и муниципального управления, как мы определили выше, в целом схожи. Однако есть разница, и она значительна - в компетенциях, характерных для того или иного уровня реализации власти, а также в механизмах подотчетности тех или иных властных структур. В случае с государственной властью конечная инстанция - высший исполнительный орган по вертикали. В муниципалитетах таковым выступает мэрия, которая, в свою очередь, несет главным образом только лишь предусмотренные законом механизмы ответственности за возможные нарушения в своей деятельности. Но есть сферы, попадающие под исключение. Одна из таковых - это бюджетный процесс. Очень многие российские муниципалитеты выстраивают свою хозяйственную систему за счет ассигнований из федерального или регионального бюджетов. Соответственно, за освоение бюджетных средств органы местного самоуправления могут отчитываться перед компетентными структурами государственной власти. Хотя в то же время у муниципалитетов есть право самостоятельно распоряжаться финансовым ресурсом.