Понятие государства в древнем Китае и античной Греции

0
0

Понятие государства в древнем Китае

Первобытно-общинный строй не знал государства – оно возникло в результате разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на социальные группы. Первые философы, которые задумывались над его сущностью, подметили этот момент. Например, Конфуций истолковывал понятие государства как противоположности между инстинктами и культурой. Основой его, согласно этому китайскому мудрецу, служит принцип «жень», что можно очень приблизительно перевести как «человеколюбие». Однако главным смыслом этого термина являются общепринятые для цивилизованных людей нормы поведения, сдержанность. Развивая эту мысль, философ описывает ее как «чжун-и-сяо-куан-ди», то есть следование традициям, или, как принято было шутить позже, «лучшее новое – это старое». 

Понятие государства
Другой китайский философ – Мо Ди – описал понятие государства как идеала, который воплощает требования «всеобщей любви» и «общественной пользы». Он разработал утопический проект, в котором вся система власти и подчинения строилась по жесткой иерархии, а образование преследовалось как преступная роскошь. Более поздняя школа легистов заявляла о том, что сущность государства – в законах, а с их помощью можно формировать человека как угодно. Они первыми воплотили в жизнь такие принципы, как круговая порука (когда целая община отвечает за преступление, совершенное на ее территории) и «политика кнута и пряника».

Понятие государства у Платона

Понятие социального государства
Многие знаменитые греческие философы высказывались на эту тему, но наибольший вклад в разработку данной проблемы внесли Платон и Аристотель. Они посвятили этому вопросу целые труды. Например, Платон написал трактат под названием «Государство», где в третьей-пятой книгах он рассматривает мотивы его создания. С точки зрения философа, многообразие материальных потребностей человека и невозможность удовлетворить их поодиночке являются основными факторами возникновения этой структуры. Он предложил свое понятие социального государства, которое могло бы поддерживать баланс между разными группами людей. Образцом для него послужило общество древней Индии. Платон счел, что наилучшим было бы жесткое разделение социума на три сословия – властителей (философов), стражей (воинов), а также крестьян и ремесленников, которые бы их обслуживали. Он полагал, что такая иерархия соответствовала бы трем частям человеческой души – разумной, аффективной и вожделеющей. Главными добродетелями в этом государстве были бы мудрость, мужество, сдержанность и четкое исполнение каждым своих функций. В этом идеальном социуме стражи должны были бы иметь общих жен и детей, а властители – полностью посвятить себя служению обществу и отказаться от семьи и утех. Он также одним из первых описывает типы современных ему государств – тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Аристотель и критика Платона

Понятие государства и его признаки
Однако наиболее четко сформулировал понятие государства и его признаки Аристотель. Он начинает с критики платоновского идеала, говоря о том, что такое общество невозможно, а если его все же построить, то оно обернется худшей тиранией. В своем труде «Политика» философ тоже полагает, что государство – это основа гармонии общества и сосуществования разных социальных групп. Но чтобы оно функционировало гармонично, его фундаментом должна быть средняя прослойка населения. Поэтому и самую правильную форму государственной власти он называет политией. Здесь речь идет о среднем устройстве, которое почему-то наименее реализуется. Из всех существующих государств, философ выделяет три правильных формы – монархию, политию и аристократию, и три ошибочных – тиранию, олигархию и демократию. Аристотель оправдывал существование рабства, которое считал основой экономики. Он задавался вопросом о том, что будет, если рабы не будут обслуживать интеллектуалов. Ведь тогда у последних не будет досуга, чтобы заниматься размышлениями о высоком? Кроме того, он считал, что существуют люди, являющиеся рабами по своей природе, и об этом свидетельствует их подлый и низкий характер.