Методы менеджмента. Понятие менеджмента

Понятие менеджмента многогранно, трактуется весьма широко: от совокупности управленческих форм до феномена, объединяющего в себе кадровую политику, деятельность и инфраструктуру руководящего аппарата. Профессиональная деятельность по управлению предприятиями основана на системе универсальных принципов, функций и методов. Это фундамент менеджмента. Современное координирование персонала и производства невозможно представить без применения достижений данной науки.

Принципы и методы менеджмента

понятие менеджмента

Основной целью менеджмента является наиболее эффективное применение ресурсов организации. Добиться успеха в этом деле можно опираясь на принципы управления.

Автором классических принципов стал А. Файоль. Он подчеркивал, что с изменением ситуации могут меняться и правила. 14 принципов, выделенные Файолем, стали основой современного менеджмента:

  1. Разделение труда.
  2. Авторитет и власть руководителя.
  3. Поддержание дисциплины.
  4. Один распорядитель.
  5. Один руководитель.
  6. Подчинение персональных интересов интересам организации.
  7. Вознаграждение.
  8. Централизация.
  9. Вертикаль власти, делегирование.
  10. Соблюдение порядка.
  11. Баланс между дисциплиной и справедливостью.
  12. Стабильный кадровый состав.
  13. Поддержание инициативы.
  14. Корпоративный дух.

Принципы Файоля легли в основу управленческих методов – способов, которые применяются менеджерами для воздействия на организацию и персонал.

Система методов менеджмента

методы менеджмента

По форме влияния на подчиненных выделяют прямые и косвенные методы. Прямое воздействие, например приказ, предполагает требование обеспечить результат, а косвенное включает в себя создание комфортной рабочей среды, условий, способствующих достижению сотрудниками лучших показателей, и т.п.

В практике управления присутствуют формальные и неформальные методы менеджмента. К формальным формам относят административные взыскания, выговор, штраф и т.п.. Они преобладают, как правило, при административном, авторитарном стиле руководства.

Неформальное воздействие – это воспитательная работа, взаимодействие с сотрудниками, создание хорошего психологического климата, использование харизмы и т.д. Преобладание данных приемов над формальными методами указывает на демократический стиль руководства.

Специфика трудовых отношений и особенностей производства как классификационный признак позволяет поделить методы на три группы:

  • экономические;
  • социально-психологические;
  • административно-организационные.

Они являются неразрывными и применяются комплексно. Наиболее эффективными считаются методы первой и второй групп.

Экономические методы

экономические методы менеджмента

Решение производственных задач во многом опирается на экономические методы менеджмента, поэтому они стоят на первом месте в системе управления. Их основа – материальная мотивация.

Расширение полномочий отделов и перевод их на самофинансирование создает среду, побуждающую к отдаче не через административный нажим, а посредством экономического стимулирования. Самостоятельность реализуется через получение права распоряжаться прибылью, частью доходов, фондом заработной платы.

Инструктаж исполнителей включает в себя целеполагание и обозначение общих рамок, границ поведения, в пределах которых персонал решает производственные проблемы. Работа, выполненная своевременно и качественно, вознаграждается премией. Такой бонус образуется в результате экономии расходов или увеличения прибыли за счет усилий коллектива.

Экономические методы менеджмента – это комплекс способов, материальных рычагов, создающих мотивацию персонала через косвенное воздействие. Они работают только, если коллектив восприимчив к данным условиям, стимулам.

Материальную заинтересованность можно использовать не во всех профессиях, а только для тех, где деньги – ведущий стимул. Поэтому применение экономических методов ограничено, особенно, в интеллектуальных специальностях.

Характеристика экономических рычагов

1. Планирование

Разработка плана, программы развития предприятия. Утвержденная программа доводится до линейных руководителей, которые организуют выполнение плановых показателей. Финансовая политика пронизывает все направления деятельности от производства до учета, потоки финансовых ресурсов.

2. Финансирование

Финансирование связано с ценообразованием – это формирование фондов накопления, потребления и развития предприятия.

3. Кредитование

Метод представляет собой сочетание централизации и хозяйственной самостоятельности. Способствует рациональному использованию кредитов и собственных оборотных фондов, повышению рентабельности.

4. Ценообразование

Цена – это зеркало, отражающее все направления работы организации. Она не только включает в себя общественно-необходимые издержки, но и влияет на спрос.

5. Экономическое стимулирование

Представляет собой применение:

  • способов оценки и стимулирующих программ для каждого рабочего места;
  • материальных поощрений, заработной платы и распределения прибыли;
  • научно-технических, социальных фондов.

6. Хозяйственный расчет

Предусматривает рентабельность, прибыльность, покрытие расходов доходами в результате реализации продукта, соблюдение режима экономии. В основе хозрасчета лежат самоокупаемость и самофинансирование.

Социально-психологические способы

методы социального менеджмента

Методы управления, основанные на научных достижениях психологии и социологии, позволяют влиять на отношения в коллективе. Они основаны на духовной мотивации и имеют свою специфику: использование неформальных факторов, изучение особенностей группы и личностных интересов в рамках управления.

Результат работы коллектива во многом определяется социальными и психологическими факторами. Руководитель, учитывающий их, способен сплотить, развивать и направить команду подчиненных на достижение целей. Человеческий фактор всегда является решающим.

Методы социального менеджмента

Психологические методы

Воздействие на социальные процессы: образование, развитие коллектива.

Индивидуальное или групповое воздействие на сотрудников для раскрытия потенциала каждого.

Разработка социальных программ, планов. Гуманизация и повышение качества труда.

Отбор и подготовка кадров, использование совместимости для создания рабочих групп.

Моральное поощрение и поддержка, пропаганда, обучение.

Применение индивидуального подхода к сотрудникам.

Привлечение рядовых сотрудников к управлению и принятию решений.

Мониторинг социально-психологического климата, создание благоприятной атмосферы в отношениях.

Социальные и психологические методы менеджмента сложно отделить друг от друга, так как они тесно переплетены. Психологический комфорт каждого работника всегда связан с состоянием коллектива.

Успешность деятельности менеджера определяется тем, как он использует разнообразные способы социально-психологического воздействия. Конечным результатом такой работы должны стать здоровые отношения в коллективе. Важно планировать социальное развитие персонала, внедрять экономические соревнования, самокритику, организовывать совещания и другие возможности для участия работников в управлении.

Административно-организационные методы

принципы и методы менеджмента

Суть процесса организации – это подготовка фундамента для работы. Нормативы, регламенты, проекты, стандарты, правила - основа любой деятельности. Организационные методы менеджмента пассивны и создают почву для использования активных способов управления - экономических и социально-психологических.

Организационные методы

Административные методы

Основаны на организационных взаимодействиях и делятся на три группы.

Основаны на властном воздействии, иерархии подчинений нижестоящих в организационной структуре вышестоящим сотрудникам.

Организационно-стабилизирующие

Распорядительные

Дисциплинарные

Основы работы, такие как:

  • регламентирование (функции, обязанности сотрудников, полномочия и ответственность);
  • нормирование (нормы и границы);
  • инструктаж (разъяснение).

Позволяют корректировать систему организации. К ним относят комплекс директив, распоряжений, приказов, указаний, резолюций.

Поддерживают принятые на предприятии основы работы.

Способствуют четкому выполнению обязанностей, задач каждого работника.

Позволяют ликвидировать отклонения.

Финансовый менеджмент и его методы

Финансовый менеджмент представляет собой координацию и управление финансовыми ресурсами, направленное на максимизацию прибыли, снижение затрат. В сфере управления большое значение имеют такие методы финансового менеджмента, как планирование и прогнозирование.

Планирование финансов или бюджетирование – это технология учета, контроля и анализа показателей. Метод призван улучшать финансовое состояние предприятия и сделать применение ресурсов более эффективным.

Важным моментом является повышение обоснованности решений руководства. Прогнозирование, анализ и оценка вариантов развития финансовой ситуации позволяют сформировать актуальную информацию для принятия решений. Стимулирование менеджеров и рядовых сотрудников повышает ответственность за конечный финансовый результат.

Создание прогнозов осуществляется на основе нескольких методов:

  1. экономико-математические модели;
  2. экспертная оценка;
  3. согласование оценок;
  4. экстраполяция;
  5. многофакторное моделирование;
  6. метод сценариев;
  7. дерево целей и другие методы.

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент – это планирование деятельности предприятия на перспективу. Такое управление ориентирует организацию на потребителя, позволяет развивать конкурентные преимущества с учетом факторов внешней среды.

Методы стратегического менеджмента подразделяются на несколько групп:

  1. методы, используемые при разработке перспективных решений;
  2. методы анализа внешней и внутренней среды;
  3. методы оценки конкурентных преимуществ организации, персонала, продукта;
  4. методы разработки и выбора стратегии.

Отдельно выделяют метод управленческого анализа. Сутью его является исследование внутренней среды фирмы, ресурсов и возможностей. Управленческий анализ представляет собой оценку состояния предприятия, его сильных, слабых сторон и стратегических проблем.

К методам управленческого анализа относят:

  • ситуационный метод;
  • портфельный анализ;
  • экспертный метод;
  • изучение бухгалтерской документации и статистической отчетности предприятия;
  • методы коллективной работы;
  • математические методы.

Оценка менеджмента

система методов менеджмента

Оценка менеджмента организации становится переломным этапом в его развитии. Она позволяет выстроить бизнес-процессы более эффективно, определить сильные и слабые стороны предприятия.

Среди ведущих западных компаний применяются методы оценки менеджмента, рассматривающие как критерий успешного управления максимизацию добавленной стоимости организации или отделов. Данный подход именуется методом управления стоимостью.

Оценка показателей эффективности управления

Финансовый метод

Нефинансовый метод

  • Расчет экономической добавленной стоимости.
  • Определение добавленной стоимости акционерного капитала.
  • Оценка доходности инвестиций.
  • Расчет добавленной стоимости финансового потока.
  • Опционное ценообразование и другие.
  • Качество принятых решений.
  • Способность руководства к реализации новой стратегии.
  • Методики опросов и тестирования сотрудников.
  • Оценка структуры управления.

Как развивать управление?

методы оценки менеджмента

Современная система управления в России претерпела изменения. Бюрократические и функциональные организационные структуры превратились во внутрифирменные команды. Многие функции, которые крупные организации выполняли самостоятельно, стало возможным переложить на малые предприятия, работающие во всех сферах экономики.

Повысить эффективность менеджмента можно с помощью решения разнообразных задач.

Направления повышения эффективности управления

1. Уточнение управленческих концепций, идеологии

Корректировка миссии и ценностей с помощью анализа деятельности предприятия. Доведение управленческих концепций, соответствующих потребностям рынка, до всего персонала.

2. Реорганизация бизнес-процессов

Оптимизация и ускорение бизнес-процессов.

3. Перестройка организационной структуры

Применение горизонтальной интеграции: объединений внутри (сквозные команды) и вне организации (объединений представителей фирм, клиентов).

Вертикальная интеграция: двухуровневые структуры с высшим руководством и проектными группами.

4. Стратегия

Внедрение стратегического планирования. Корректировка стратегии, управленческий анализ.

5. Усиление индивидуальной ответственности

Переориентация коллектива. Индивидуальная ответственность основана на понимании смысла своей работы каждым сотрудником, как применить свои способности для достижения общих целей.

Заключение

Согласно данным исследований, успешная деятельность менеджера на 15% определяется его профессиональными знаниями, а на 85% — умением строить взаимоотношения с коллегами, подчиненными.

Понятие менеджмента неразрывно связано с методами управления, которые напрямую формируют систему подчинения. Прогрессивные формы подчинения благожелательного характера предпочтительнее и эффективнее тех, которые вызывают страх, досаду, раздражение и вовлекают людей в стрессовые ситуации.

Для результативного воздействия на персонал важно ознакомиться с моральными и психологическими особенностями каждого работника, отделов и всего коллектива.