Отечественные мелодрамы: список лучших

0
0

Статья посвящена классике советского и российского кинематографа. Как нетрудно догадаться, новейшие отечественные мелодрамы здесь представлены не будут. Причина проста: они пока не могут тягаться с классикой. В список под гордым названием «лучшие отечественные мелодрамы» вошли фильмы:

  • «Москва слезам не верит»;
  • «Служебный роман»;
  • «Будьте моим мужем»;
  • «Ты у меня одна».

«Москва слезам не верит»

отечественные мелодрамы

Сюжет до неловкости банальный, если говорить о сценарии обычной советской жизни. В.В. Меньшов показывает зрителю переплетение судеб трех девушек: Антонины Буяновой (Тони, Тоси), Людмилы Свиридовой (Людочки) и Екатерины Тихомировой (Кати, Катерины). Их играют соответственно: Раиса Рязанова, Ирина Муравьева и Вера Алентова. Все они провинциалки и приехали покорять Москву, а пока столица не сдалась, молодые женщины живут в общежитии.

Повествование выстраивается вокруг жизненных злоключений Катерины Тихомировой, которая, приехав в Москву, к сожалению, не поступила в институт и вынуждена была пойти работать на завод. И все пошло бы, как надо, если бы не одно обстоятельство: дядя Леша (московский профессор Алексей Тихомиров – родственник Катерины по материнской линии) уезжает с семьей на отдых, а племянницу оставляет следить за шикарной московской квартирой. Катя переезжает не одна, а со своей лучшей подругой Людочкой. Л. Свиридова мечтает о «сладкой жизни», мечтает выйти замуж за богатого и знаменитого москвича. Она решает, что нельзя упускать такую возможность, и девочки собирают в дядиной квартире вечеринку, прикидываясь «профессорскими дочками». Ставка Люды себя оправдывает, на этой вечеринке она встречает знаменитого хоккеиста Сергея Гурина. Кате не так сильно везет. Ею увлекается телеоператор с Останкино. Они проводят вечер, Катерина беременеет, а безвольный Рудольф/Родион, узнав, что Катя не профессорская дочь, бросает ее, наплевав на ребенка.

Проходит 20 лет. Все получили то, что заслужили. Людочка вышла замуж за С. Гурина, но вот беда: он, как и многие известные люди, не смог справиться с тем, что многие хотели с ним выпить, в итоге бедолага спился.

Тося – рядовая девушка, работящая, быстро обрела свое счастье в виде мужа Николая и троих детей. Супружеская пара успешно трудится на стройке.

Катерина – директор завода, на котором когда-то начинала обычным рабочим. Все в ее жизни сложилось благодаря адскому труду и стойкости, но при этом она совершенно одинока, а дочка Саша уже выросла. И вот судьба дарит Кате второй шанс в виде заурядного русского интеллигента, слесаря Георгия Ивановича (Алексей Баталов).

Почему стоит смотреть этот фильм вновь и вновь?

В. Меньшов, сам того не зная и не ведая, снял универсальный фильм-«негрустин», который полезно смотреть и пересматривать в любом возрасте. Тут зрителю явлена и сказка, и трагедия, и драма, и даже комедия.

Таков первый представитель списка «отечественные мелодрамы».

«Служебный роман»

фильмы отечественные мелодрамы

Теперь прикоснемся к замечательной работе нашего культового режиссера Эльдара Александровича Рязанова. У него есть замечательная способность: снимать, с одной стороны, смешное, а с другой стороны, глубокое и в каком-то смысле трагическое кино.

«Служебный роман» только на первый взгляд относится к категории «отечественные мелодрамы-комедии». На самом деле, несмотря на кажущуюся легкость, в нем есть и трагические тона.

История начинается с того, что Новосельцев А.Е. (Андрей Мягков) голосом за кадром сообщает зрителю: в их «Статистическом учреждении» есть директор Калугина Л.П. (Алиса Фрейндлих), приходит раньше всех на службу, уходит позже всех, соответственно, у нее нет семьи. Далее следует стечение обстоятельств: с одной стороны, освободилось место начальника отдела легкой промышленности (бывший руководитель пошел на повышение), а с другой стороны, на место зама Калугиной назначили сокурсника Анатолия Ефремовича Юрия Григорьевича Самохвалова (Олег Басилашвили). Он-то и предложил «приударить» Новосельцеву за Калугиной, в надежде что его старый друг попадет в кресло начальника отдела «через любовь». Это, так сказать, завязка.

Чем примечателен этот фильм?

Он запоминается, прежде всего, преображением Людмилы Прокофьевны Калугиной. В начале фильма она похожа на старуху: одевается кое-как, за собой не следит, хотя ей только 36 лет. По современным (да и советским) меркам это не возраст.

Оказывается, что в сердцевине такой направленной нелюбви к себе – трагедия: предательство мужчины. Но отношения с робким интеллигентом А.Е. Новосельцевым возрождают Людмилу Прокофьевну практически из пепла. Именно это и есть самое любопытное в рязановском шедевре, не теряющем своем актуальности до сих пор, потому что фильм ставит вечные вопросы.

Таков второй представитель списка «отечественные мелодрамы».

«Будьте моим мужем»

лучшие отечественные мелодрамы

От проблем людей среднего возраста перейдем к трудностям матерей-одиночек. Получается, что в наш перечень входят остросоциальные фильмы. Отечественные мелодрамы продолжаем изучать, описывая картину с Андреем Мироновым и Еленой Прокловой. Сюжет незамысловат, как и наша жизнь.

Мать-одиночка (Елена Проклова) приехала с сыном на юг и никак не может найти жилье. Одинокий врач (Андрей Миронов), не отдыхавший вот уже 5 лет, тоже не может найти пристанище, место под солнцем. Случайным образом их сводит вместе судьба, и они стихийно решают объединить усилия, вернее, героя А. Миронова бойко берет в оборот молодая мама замечательного мальчика. Короче говоря, фильм о том, что иногда курортный роман - это не интрижка на две или три недели, а нечто большее.

новейшие отечественные мелодрамы

Почему стоит смотреть эту киноленту?

Первый ответ очевиден: потому что этот фильм относится к разряду «отечественные мелодрамы про любовь», т. е. он о самом прекрасном чувстве на свете. Те же, кому не слишком интересна любовь как таковая, могут посмотреть на удивительное прекращение актера Андрея Миронова–сердцееда в милого, доброго и стеснительного недотепу-врача, который не обидит даже мухи. И уж, конечно, он совершенно не может кого-то специально соблазнить.

«Ты у меня одна»

отечественные мелодрамы комедии

И снова обращаемся к проблемам людей среднего возраста. Именно о них рассказывает картина Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (строчка из песни Ю. Визбора). На ней и закончим рассматривать фильмы. Отечественные мелодрамы без этой ленты представить уже нельзя.

На дворе 1990-е, трудное время. Советского Союза уже нет. В фокусе внимания режиссера - история обычной российской семьи. Повествование ведется, сразу охватывая два пласта: прошлое (оно дается в воспоминаниях главного героя Евгения Павловича Тимошина – инженера днем и грузчика ночью) и настоящее. Инженера-грузчика играет Александр Збруев.

мелодрамы русские отечественные

Основная интрига фильма: Е.П. Тимошин может лишиться своего дневного заработка. Дела у его семьи и так идут не блестяще, а тут еще его организацию собирается поглотить западный партнер – американская фирма. По воле судьбы президентом этой компании является давний друг Тимошина – Алексей Калеванов, а решает, кто будет сотрудником нового предприятия, а кого уволят, его младшая сестра Анна, давно влюбленная в «дядю Женю». Казалось бы, все просто, и Тимошин остается в деле. Но не тут-то было. В ход событий вмешивается старая любовь, а Е.П. Тимошин, уставший от нищеты и вечного прозябания рядовым сотрудником в НИИ Питера, сначала думает поступить не так, как правильно, а так, как легче всего: бросить семью и уехать за границу. Таким образом, жизнь ставит перед героем нелегкий моральный выбор.

О чем этот фильм?

отечественные мелодрамы про любовь

О том, что нельзя сдаваться даже тогда, когда кажется, что уже все потеряно и с действительно родными людьми человека уже ничего не связывает. О том, что даже поездка в Америку (для людей начала 90-х это было местом рая на земле) не стоит того, чтобы предавать и оставлять близких. О том, что любовь не купишь.

Неслучайный выбор фильмов

Мелодрамы русские, отечественные, представленные в настоящей статье, объединены тремя параметрами:

  • незаурядная игра актеров;
  • остросоциальная проблематика;
  • психологическая глубина и достоверность.

Современный кинематограф, к сожалению, не может зачастую похвастаться таким набором характеристик по разным причинам, поэтому для обзора и была выбрана советская и российская классика.