Берлинский кризис 1961 года и его суть

Берлинский кризис – это одно из центральных событий «холодной войны». Ему не была присуща динамичность, как в случае с Карибским, но достаточно опасные ситуации возникали не один раз. Суть Берлинского кризиса кроется в его беспрецедентной продолжительности - в 5 лет. Это была постоянная конфронтация Востока и Запада, кульминация которой состоялась в августе 1961 года и закончилась строительством Берлинской стены. Но происходила она с разной интенсивностью и более обостренной и напряженной стала после этого события. К тому же в истории Второй Берлинский кризис не имеет четкого окончания.

Основные характеристики политики и экономики послевоенной Германии

25 апреля 1945 года – это дата примирения советских и американских солдат. Состоялось оно у Торгау на Эльбе. После этого весь мир поверил в наступление новой эпохи, в которой будут царить примирение и безопасность. Но антигитлеровская коалиция находилась в постоянной дискуссии касательно Германии еще с 1943 года. После окончания войны ситуация только усугубилась.

США хотели создать либеральный мировой хозяйственный порядок и стать его лидером как сильнейшее в экономическом плане государство. СССР придерживался абсолютно противоположного взгляда на сложившуюся ситуацию. Он хотел, чтобы сферы влияния разделили между собой две сверхдержавы, обеспечив, таким образом, стабильный мир. Разделение Германии, Берлинский кризис – это яркие примеры проявления этого противостояния.

В начале лета 1945 года состоялась Потсдамская конференция, участниками которой были руководители Советского союза, Соединенных Штатов и Великобритании. Главным пунктом в ее работе было решение вопросов о денацификации, демилитаризации и демократизации Германского государства. Участники установили, что в Германии будут править Главнокомандующие оккупационными силами Союза, Штатов, Британии и Франции.

берлинский кризис

Первоочередные экономические цели оккупации Германии, согласно результатам Потсдамской конференции, были следующими:

  • провести абсолютное разоружение и демилитаризацию нацистской страны;
  • ликвидировать и взять под контроль ее военную промышленность;
  • обеспечить пострадавшие от нацистской оккупации народы репарацией, в том числе демонтировать промышленные предприятия и разделить весь флот между главными участниками конференции.

Планы оккупационных государств относительно Германии

Оккупационными зонами стали бывшие административно-территориальные единицы страны. Исключением была только Пруссия. Берлин был разделен на 4 зоны: те, что находились под властью США, СССР и Франции, и Восточный Берлин (Великобритания), в состав которого вошла практически половина общей территории города.

В скором времени стал очевидным тот факт, что действия властей оккупации кардинально отличаются друг от друга. Франция, которая не являлась участником конференции, считала себя не зависящей от ее решений. Она хотела получить мгновенную максимальную выгоду из всего и являлась противником того, чтобы сохранить экономическое единство Германии.

Советское правительство пыталось максимально компенсировать все свои потери в ходе Второй мировой войны. Были демонтированы и вывезены промышленные предприятия, которые составляли 45% от всех, существующих на то время в советском государстве. В то же время СССР являлся сторонником социалистической ориентации в развитии Германии.Берлинский кризис 1961

США же сначала планировали максимально ослабить экономику страны, сделав ее сельскохозяйственной. Но они в скором времени были откорректированы, потому что возникла необходимость создания политического и экономического противовеса коммунистическому блоку Восточной Европы. Поэтому в начале осени 1946 года государственным секретарем США было опровергнуто решение о бесконечной дискриминации нацистской страны. США и Великая Британия решили создать совместные бизональные хозяйственные управления.

Окончательное разделение германского государства

Через некоторое время после присоединения британской оккупационной зоны к американской эту идею поддержала и Франция. Таким образом, состоялось образование Тризонии. На московской конференции в 1947 году стало явным абсолютное расхождение в планах относительно ближайших необходимых действий властей оккупации в Германии.

Это стало фактическим завершением раздела, начинался первый Берлинский кризис. Прекращение деятельности Союзного контрольного совета состоялось в марте 1948, а несколько позже решением правительства СССР были перекрыты все сухопутные и речные пути, соединявшие западные части Берлина и Германии.

Состояние Германии в 1948 году

Все выше перечисленные события привели к тому, что главными характеристиками Германии в то время были:

  • политический раскол;
  • экономическая несостоятельность.

Практически отсутствовал приток товаров на рынок. Они все сосредотачивались на складах. Значительные объемы денежной массы усложняли проведение разумной валютно-финансовой реформы. С большим трудом контролировалось состояние внешнего порядка, чего нельзя сказать об инфляционных процессах. Состояние экономики было настолько примитивным, что напоминало меновую торговлю. Наблюдалось процветание черного рынка и бартерного обмена.Берлинский кризис 1948

Берлинский кризис 1948 года усугублялся еще и тем, что количество беженцев из восточной части Европы в западных зонах постоянно увеличивалось.

План Джорджа Маршалла

Джордж Катлетт Маршалл 5 июня 1947 года огласил программу восстановления экономики Европы, которую в 1948 году принял Конгресс США. Она предполагала наличие помощи пострадавшим от войны европейским странам путем предоставления кредитов, оснащения и технологий на протяжении 4 лет.

Основные цели плана Маршала:

  • активизировать возобновление политического и финансового сотрудничества европейских стран и усилить их интеграцию в экономику мира;
  • дать им возможность проводить закупку сырья и оборудования в странах, где была твердая валюта;
  • он был своего рода программой, обеспечивающей государственную поддержку экономики США, так как имела место стимуляция американского экспорта.Берлинский кризис 1958

СССР отказался от поддержки этого плана, поэтому эта программа восстановления распространялась только на Западную Европу, в том числе и на Федеративную Республику Германию. Раскол между Востоком и Западом все более усугублялся, так же как и Берлинский кризис. 1949 год – это время не только основания ФРГ, но и ее официального зачисления в состав стран, принявших участие в плане Маршала.

Начало второго кризиса в Берлине

Берлинский кризис 1948 года и три зоны, образовавшиеся в результате него в столице, являлись яркой демонстрацией контраста между уровнями жизни в экономически развитых и коммунистических странах. Такое сравнение все чаще имело далеко не теоретическую форму. Все чаще у граждан Германской Демократической республики возникало желание пересечь границу, находящуюся в Берлине, и перебраться в его западную часть. Большинство из эмигрантов были работоспособными молодыми мужчинами и женщинами. Их труд можно было использовать в промышленности Западной Германии. Это совсем не радовало правительство ГДР.

27 октября 1958 года главный руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт официально заявил о нарушении западными державами Потсдамского соглашения путем ремилитаризации ФРГ. Поэтому, согласно его мнению, они не могут дальше находиться в Берлине. Он должен объединиться и стать столицей коммунистической Германии.

Основная причина кризиса в германской столице

Но все эти действия были всего лишь увертюрой, с которой начинался Берлинский кризис 1958-1961 гг. Хрущев выдвинул ультиматум государствам Запада с решением об устранении оккупационного статуса столицы. Все складывалась аналогично событиям 1948 года. Он предлагал через 6 месяцев начать мирный переговорный процесс, иначе советская зона оккупации перейдет под управление ГДР.Берлинский кризис 1961 года

Советское посольство склонялось к мнению, что Берлинский кризис можно прекратить, не занимаясь при этом урегулированием германской проблемы во всем объеме. Для этого достаточно проводить постепенное экономическое и политическое завоевание западной части столицы. Эта исходная предпосылка, суть которой заключалась в том, что, игнорируя Потсдамское соглашение и другие переговоры, рассматривать ситуацию в Берлине можно индивидуально, не учитывая общеевропейские и общегерманские дела, возглавляет все причины Берлинского кризиса.

Нагнетание кризиса Хрущевым

Бесплодность этого подхода к решению назревавшей проблемы была подтверждена сессией Совета НАТО, где со стороны представителя Люксембурга, премьера Боша, было высказано мнение о возможности переговоров с Советским Союзом, но в более подходящее для этого время.

При этом министр Германии фон Брентано заявил о том, что ФРГ полностью готова к абсолютному оснащению своих военных сил атомными и ракетными видами оружия. Это являлось еще одним дополнительным сигналом Запада о том, насколько бесплодными на самом деле являются позиции преднамеренно усложняющего ситуацию Хрущева. Такое его поведение было обусловлено внутриполитическими обстоятельствами в социалистическом лагере и предстоящими выборами в Народную палату Германской Демократической Республики.

Второму событию принадлежит немаловажная роль в нагнетании кризиса.

14 декабря 1958 года в Париже состоялось собрание министров иностранных дел США. Франции и Великой Британии, а также ФРГ. Они подтвердили свой решительный настрой на обеспечение своих позиций и прав, касающихся Берлина.

Через несколько дней здесь же состоялось срочное собрание Совета НАТО. Его участники подтвердили свое категорически негативное отношение к тому, какую политику продвигал СССР. Было принято решение об активном противодействии этому.

Роль руководства СЕПГ и лично В. Ульбрихта в дальнейшем развитии кризиса

Ключевая роль в том, как дальше развивался Берлинский кризис, принадлежит руководству Социалистической Единой партии Германии и В. Ульбрихту. Он с большой опаской относился к «чрезмерному» сближению Москвы с ФРГ.

Из донесений посла следует, что роль Ульбрихта является вполне очевидной. Об этом свидетельствует ужесточение хрущевской политики по отношению к Бонну. Таким образом, планировалось осуществить внутреннее укрепление режима СЕПГ и спровоцировать международное признание ГДР, создав при этом «образ врага».Второй Берлинский кризис

Для того чтобы подтвердить свои позиции, Ульбрихт назначил на конец октября проведение военных маневров Национальной народной армии. Этот его нажим на московское правительство и попытки запугать русское население имели определенные цели: должна была происходить дальнейшая изоляция ГДР от западных германских территорий, активизироваться поддержка Москвы и укрепиться положение ГДР и СЕПГ.

Ухудшение внутреннего положения в ГДР и Берлинский кризис 1961 года

Невзирая ни на что, количество беженцев стремительно росло. О том, что надо перегородить этот поток в Берлине, говорили еще в 50-е гг. в Восточном Берлине и Москве. Оформили же эту идею только 3-5 августа 1961 года в ходе известного заседания Политического консультативного комитета ОВД. Это был итог длительных споров в русской столице о германском будущем.

Идея Молотова заключалась в том, что мира в этой стране не будет до тех пор, пока она не станет на путь социализма. Согласно мнению Маленкова, надо было уступать НАТО, так как содержание ГДР – это далеко не дешевое «удовольствие». Об объединении Германии как единой стране говорил Берия.

Но сильный напор Ульбрихта, требующего принять радикальные решения, способствовал опасениям Хрущева относительно возможного отступления, так как существовала угроза перехвата инициативы в соцлагере пекинским руководством. С этим были связаны его значительные колебания. Он хотел, чтобы решения были более гибкими, но не предусматривали окончание давления на Запад. Он предоставил возможность покинуть территорию Западного Берлина в течение 6 месяцев для того, чтобы тот обрел свободу в подчинении ГДР.Первый Берлинский кризис

27 ноября 1958 года было высказано ультимативное требование советского правительства к западным государствам об изменении статуса Западного Берлина, что вело к созданию демилитаризованного Свободного города. Правительство СССР считало, что управление четырех держав его территорией ставит под сомнение самостоятельность ГДР, а также является своего рода тормозом на пути к международному правовому пространству и активизирует Берлинский кризис, год за годом наращивающий свои объемы.

В планах СССР была передача контроля над городом в руки властей ГДР и заключение сепаратного мира. В конечном счете это должно было привести к окончательному объединению города под руководством ГДР.

Это требование было отвергнуто США и Францией, Великобритания же была готова к принятию компромиссного решения. Безуспешные переговоры между США и СССР закончились тем, что последний отказался от своего ультиматума, но поддержал правительство ГЛД в усиления контроля за границами между частями города.

Берлинский кризис 1961 года закончился строительством Берлинской стены.