Аэропорт "Орел": история и текущие перспективы развития

Нынешний аэропорт города Орел размещен в 6 км в юго-западной части от центра города. Он носит название "Южный". Весь основной авиатрафик проходит через него.

Удобная площадка для небольших воздушных судов

аэропорт орел

Аэродром "Орел-Южный" располагает взлетно-посадочной полосой класса B общим размером 2500х45 м, которая способна принять лишь воздушные суда, обладающие максимальным взлетным весом 98 тонн. Такая площадка удобна для принятия таких самолетов, как "Як-42", "Ту-154", современный "Боинг-737". Этот аэропорт (Орел) имеет богатую историю, ведь долгое время он был в числе стратегически важных объектов страны.

Немного истории этой воздушной гавани

Первый аэроплан поднялся в небо с этого ипподрома еще в 1909 году, находившегося в то время за Крестильным кладбищем. В 1911 году на этим губернским городом взлетел первый биплан, которым управлял первый российский летчик С.И. Уточкин.

На территории бывшего ипподрома была создана в 1921 году станция для проведения регулярных рейсов основных аэропланов авиалинии Москва-Орел. Вскоре, в 1923 году, эта действующая линия была расширена следующим направлением: Москва-Орел-Харьков-Тифлис.

аэропорт города Орел

30-е годы для этого города ознаменовались сооружением 2-х новых аэродромов:

  1. На территории Наугорского шоссе был возведен и выпущен в экспулатацию аэропорт гражданской авиации, откуда и выполнялось большинство востребованных рейсов местных воздушных авиалиний в райцентры и крупные села Орловской области.
  2. На нынешнем месте аэропорта "Орел-Южный" был возведен просторный аэродром гражданской авиации, который носил во время Великой Отечественной войны статус стратегического объекта. На его территории силами немецкой армии был проведен необходимый ремонт и его качественная реконструкция.

По окончании военных действий аэропорт "Орел" был полностью разминирован и его рабочее состояние восстановилось. В течение 30 лет здесь базировался авиационный полк. К началу 70-х годов западная окраина города начала активно расширятся, земли распределялись под жилые постройки. Постоянный гул сверхзвуковых истребителей причинял огромные неудобства жителям близлежащих районов. По их просьбам этот полк перенаправили в Курск на территорию аэродрома "Восточный", эта авиационная часть была переоформлена в пехотный полк.

С начала 90-х годов здесь успешно развивалась компания "Орел-Авиа", эксплуатировавшая отечественные самолеты "Ту-154", "Ту-204", "Як-42Д". К концу этого периода было объявлено о ее банкротстве.

На смену этой компании в 1998 году пришел известный авиаперевозчик "Трансаэро", который и превратил город в место для регистрации. Основываясь на соглашении с местными властями, компании предоставили 50% налоговых послаблений взамен на реконструкцию здания этой воздушной гавани и капитальный ремонт имеющейся взлетно-посадочной полосы. Эта полоса для приема воздушных судов была значительно удлинена и подверглась модернизации, именно по этой причине повысился текущий класс используемого аэродрома.

Вплоть до 2000 года эта площадка активно использовалась "Трансаэро" для совершения авиарейсов в следующие города: Москва, Минск, Саратов, Пенза и т.д. При в тот момент действующем губернаторе Строеве аэропорт "Орел" также активно использовался для совершения правительственных рейсов в столицу. На ближайшее будущее в планах у них было возведение второй очереди этой гавани, которая должна была включать в себя современные грузовые и пассажирские терминалы, просторный перрон и всю сопутствующую инфраструктуру. Но все обернулось вовсе не так, как планировалось.

Нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития

Орел южный

После перехода авиакомпании "Трансаэро" в Санкт-Петербург аэропорт "Орел" потерпел фиаско, теряя колоссальные прибыли. Многие числившиеся в его арсенале самолеты перешли в частную собственность, производили они лишь рейсы служебного плана, а после сокращения финансирования этого объекта и вовсе были увезены с территории города.

Для приведения этого воздушного порта в порядок требовались колоссальные финансовые вливания. Именно по этой причине непригодный к эксплуатации аэропорт был на длительный период законсервирован и исключен из списка гражданских аэродромов.

В 2011 году была запущена важная программа, касающаяся модернизации бывших авиаузлов, в число таких и попал аэропорт "Орел", восстановление которого также требовало государственного субсидирования, только таким способом можно сделать весь комплекс строительных работ на его территории.

Неоправданные надежды

Ожидания местных властей и жителей города Орел по поводу скорейшего восстановления рухнули вместе с вступлением в силу новой программы модернизации. В ответ на обращение Орловского муниципалитета о включении местного аэропорта в эту федеральную программу было отмечено, что повторная реконструкция этой воздушной гавани не является приоритетной.

Кроме всего этого, было также добавлено, что сам факт финансирования этого объекта еще не может в полной мере гарантировать полное восстановление его функциональности по причине отсутствия на его территории базового перевозчика, необходимого оператора аэродрома и его основного эксплуатанта. Муниципалитету Орлоской области стоит обратить свое пристальное внимание на остальные виды транспортных сообщений, потому что нормальных показателей финансово-экономической деятельности местный аэропорт может добиться в случае его полного восстановления лишь к 2024 году.

По оценке Департамента строительства, весь комплекс реконструкционных работ воздушной гавани "Южный" обойдется государству в 3 млрд руб., а на его ежегодное содержание будет тратиться более 200 млн руб. По причине невозможности вливания такого колоссального объема финансовых средств из областного бюджета властям ничего не остается, кроме как начинать искать подходящего инвестора.

Передача авиационного объекта в концессию

аэропорт "Орел" восстановление

Относительно недавно было объявлено о начале конкурса со стороны Департамента госимущества и земельных отношений Орловской области на обладание правом заключения концессии, направленной на реконструкцию местного аэропорта сроком до 2064 года. Речь тут идет о необходимых восстановительных работах всех зданий и сооружений для взлета, посадки и руления, стоянки воздушных судов.

В данном соглашении предусмотрено, что компания, выступающая в роли концессионера, будет в состоянии оплачивать ежемесячно 100 тыс. руб. К будущей кандидатуре победителя этого конкурса также предъявлен целый ряд важных требований. Во-первых, для проведения основных строительных работ потребуется сумма в 121 млн руб. Так вот, победитель должен быть в состоянии полачивать все эти расходы либо располагать общим балансом активов в размере не менее 5 млн руб. Также приветствуется положительный опыт заявителя в сфере строительства и ввода в эксплуатацию важных объектов производственной инфраструктуры (либо накопленный опыт инвестирования в этом сегменте).

Планируется провести реконструкцию аэропорта в 2 последовательных этапа. По завершению первичной фазы ремонтных работ эта воздушная гавань уже будет в состоянии принимать небольшие легкомоторные воздушные судна. Процедура первоначальной части восстановительных работ пройдет за 5 месяцев с момента подписания соглашения. По окончании 2-й ремонтной фазы воздушная гавань будет подготовлена к приему самолетов среднего класса. Полное завершение строительства этого авиационного объекта намечено на конец 2016 года.