История и описание Бахчисарайского дворца. Ханский дворец в Бахчисарае

Если вы отдыхаете в Крыму, то посещение Бахчисарайского дворца входит в обязательную программу тех достопримечательностей, которые стоит посмотреть. Потрясающей красоты здание с интересной историей заслуживает внимания туристов.

История Бахчисарайского дворца

Дворец был построен в Бахчисарае в качестве родовой резиденции династии Гараев, которые правили Крымским ханством. Ханский дворец в течение 250 лет (с 1532 года и по 1783 год) был центром культурной, политической и духовной жизни татар.бахчисарайского дворца

В настоящее время строение все так же взывает восхищение любого, кто его посетит. Ханский дворец является удивительным и уникальным примером крымско-ханской архитектуры. Он представляет собой город в городе. Здесь есть свои мечети, мавзолеи, бани. Все постройки богато украшены и расписаны в национальном стиле. В период планирования и постройки Бахчисарайского дворца руководствовались мыслью воплощения исламских представлений о настоящих райских кущах. Причем каждый следующий правитель добавлял какие-то новые постройки, желая увековечить память о себе. Попадая на территорию Бахчисарайского дворца, оказываешься словно на Востоке с его таинственной и удивительной атмосферой.

Строительство комплекса

Строительство Бахчисарайского дворца началось в шестнадцатом веке, во времена правления хана Сахиб І Гирея. Ранее ханская резиденция находилась в ином месте, но с течением времени ее стало не хватать для большого количества слуг и вельмож. Не доверяя некоторым беям, хан принял решение перенести дворец из Солохата в юго-западный район полуострова. Его выбор пал на Чуфут-Кале. Подходящее место было найдено в широкой долине, которая была скрыта от посторонних глаз горами. Обнаружить городок можно было лишь подойдя вплотную к долине. Хаджи Гирей решил построить красивейший дворец, который будет утопать в зелени виноградников и садов. Именно по этой причине город и получил название Бахчисарай.

Справедливости ради стоит отметить, что сами татары в прошлом были кочевниками, а потому своих собственных традиций в архитектуре они не имели. Поэтому в строительстве они использовали достижения народов, с которыми имели экономические или политические взаимоотношения. Бахчисарайский дворец в Крыму строили русские, украинские, иранские, турецкие и итальянские мастера. С течением времени к основному дворцу были пристроены новые помещения, внутренний Фонтанный двор был обнесен высокой стеной, появился второй этаж.ханский дворец

В 1736 году дворец сильно пострадал от обширного пожара. Здание неоднократно ремонтировалось, но реставрационные работы велись непрофессионально и некачественно. К сожалению, многие очень ценные художественные и архитектурные детали были бесследно утрачены. И только в шестидесятые годы прошлого столетия были проведены очень серьезные реставрационные работы, мастера даже сумели восстановить первоначальные росписи помещений.

Структура дворцового комплекса

Ханский дворец в общей сложности занимает площадь более четырех гектар. В самом его центре расположен прямоугольной формы двор, в котором проводились совещания и собирались войска. Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов, бани и гарема.

Напротив дворца находится большая ханская мечеть. Ее роспись была поручена иранскому мастеру Омеру в 1763 году. Над зданием мечети возвышаются два минарета, с которых муэдзин призывает мусульман к молитве пять раз в сутки. Далее расположено ханское кладбище. На нем похоронены ханы, члены их семей и ближайшие сановники. На территории кладбища имеется два мавзолея, которые стали усыпальницами для тринадцати крымских ханов. Строения являются архитектурными памятниками 16-18 веков.история бахчисарайского дворца

За кладбищем видны два купола дворцовых бань, которые сохранились в первоначальном виде, поскольку не были перестроены. Стоит отметить, что Сары-Гюзель (банный комплекс) – является одним из старейших зданий дворца. Банный комплекс был построен в 1532 году еще Сахибом Гераем, он устроен по турецкому подобию и переводится его название не иначе как «желтая красавица».

«Железная дверь»

«Железная дверь» или портал Демир-Капы – древнейшая часть ханского дворца. Он служил в качестве парадного входа во дворец. Именно через него попадали внутрь послы из Посольского двора в фонтанный дворик. Массивная дверь оббита кованным железом. С обеих сторон она украшена пилястрами. Портал был создан знаменитым итальянским зодчим, приехавшим в Россию по величайшей просьбе Ивана ІІІ. Мастер использовал орнаменты, присущие эпохе Возрождения и всевозможные геометрические узоры. Надпись на арке датирована 1503 годом. Среди знатоков по сей день идут споры относительно того, можно ли отсчитывать возраст дворца от этой даты или нет. Большая часть ученых считает, что Арку перевезли в Бахчисарай из бывшей резиденции хана.

Малая мечеть

Еще одним интереснейшим строением дворца можно считать мечеть. Она находится в основном корпусе и предназначалась исключительно для членов ханской семьи. Считается, что она была построена в 16 веке, а росписи в ней были сделаны в 17-18 веках. В узорах мечети имеются только декоративные и растительные орнаменты. А в южной стене находится михраб, над которым виднеется семь поясов орнаментов, символизирующих семь небес. Здесь же есть витраж, на котором можно увидеть изображение печати Сулеймана. На стенах мечети даже были найдены выцарапанные изображения всадников и лодок.

Фонтаны дворца

Не менее интересны и фонтаны дворца. Маг-Зуб, Золотой фонтан, выполненный из мрамора, расположен в фонтанном дворе около входа в Ханскую мечеть. Он имел особое назначение и использовался для обряда омовения. Золотым он был назван из-за того, что покрыт золоченными орнаментами, символизирующими райские сады. В росписи фонтана используются виноградные, фруктовые, цветочные и другие растительные мотивы.гаремный корпус

В 1764 году иранским мастером Омером был создан «Фонтан слез». Позднее его перенесли в Фонтанный двор, в котором он находится и в настоящее время. Фонтан представляет собой мраморный цветок, из которого капает вода в виде слез в большую чашу. У его подножия высечена спираль, символизирующая вечность.

Имеется множество версий истории этого фонтана. Одна из легенд гласит о том, что изначально он находился рядом со стеной усыпальницы, в которой покоилось тело загадочной красавицы княжны Диляры Бикечь (жена хана). Хан приказал построить фонтан как символ вечной его скорби за любимой женой. Красавица появилась во дворце после одного из набегов на польские земли. Она стала одной из многочисленных пленниц хана. Но случилось чудо, грозный воин влюбился в нее и долгое время пытался добиться ее благосклонности. Он дарил ей подарки и оберегал ее покой, и даже взял ее в законные жены. Однако не сумел тронуть сердце красавицы, вдали от родины она постепенно угасла. По другой версии девушка стала жертвой одной из жен хана, ведь не секрет, что в гареме царили жестокие нравы.

Широкую известность он получил благодаря А. С. Пушкину, посвятившему свои поэтические строки этому творению иранского зодчего.

Гарем

Наибольший интерес у туристов вызывает гаремный корпус дворца. Стоит отметить, что гарем состоял из четырех корпусов, в которых насчитывалось 73 комнаты. В 1818 году три старых здания были разрушены (в них находилось 70 комнат) в связи с приездом Александра І. В настоящее время от гаремного корпуса, к сожалению, остался лишь трехкомнатный флигель и беседка.соколиная башня

Здание флигеля было отреставрировано и дополнено красивейшими балконами для туристов. В нем представлены интерьеры комнат: «Гостиная», «Жилая», «Буфетная». Гарем со все сторон окружен восьмиметровым забором. А с южной стороны к гарему примыкает соколиная башня, с которой ханские жены могли видеть дворцовую площадь. Сама башня находится на территории Персидского сада.

Конюшенный корпус

Конюшенный корпус расположен между библиотекой и ханским кладбищем, и состоит из нескольких зданий. Весь первый этаж занимали конюшни, а вот на втором этаже обитали смотрители. Эта часть дворца была существенно перестроена в 1850 годах.

Библиотека

Был во дворце и библиотечный корпус, который представляет собой ничем не примечательное строение. Здание покрыто четырехскатной крышей и оснащено небольшими окнами на первом этаже. Единственное, что указывает на принадлежность скромного строения к дворцовому ансамблю, это оконная роспись и мозаики на втором этаже.

Тоган-Кулеси

В переводе Тоган-Кулеси – это Соколиная башня. Название этого строения связывают с тем, что во времена хана здесь содержали птиц для охоты. Внутри в настоящее время помещение совершенно пустое.библиотечный корпус

По винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку, с которой можно полюбоваться прекраснейшим видом города, дворцом и площадью перед ним. Сейчас большая часть Дворцовой площади превращена в парк. В ханские годы она представляла собой открытый плац, на ней проводились всевозможные торжественные мероприятия и никаких зеленых насаждений на ней не было. В качестве парка во дворце выступал Персидский дворик, на территории которого находились бани, фонтаны и деревья.

Зал Дивана

Власть хана была не всеобъемлющей, она была ограничена советом феодалов Крыма – называемым Диваном. Для проведения таких совещаний был построен зал Дивана. Для хана в нем был установлен трон, украшенный сукном с золотым шитьем. По обеим сторонам от трона стояли низкие диваны для приближенных особ. А для остальных беев вдоль стен стояли скамьи. На северной стене при входе в зал есть маленький балкон, который хан использовал для подслушивания заседаний, когда они проводились без его участия. Так гласит легенда. Все стены зала украшены окнами с витражами. До наших дней сохранились лишь окна восточной стены.конюшенный корпус

До пожара половина помещения была вымощена мраморными полами. В центре располагался бассейн с фонтаном, стены украшали фарфоровые изразцы. В 1742 году зал был восстановлен, но украшения стен отличаются от первоначального варианта.

Золотой кабинет

Руками иранского зодчего Омара были созданы фруктовая и летняя беседка дворца. Именно над летней беседкой расположен Золотой кабинет хана. В его оформлении также принимал участие Омар. Помещение украшено резным деревянным потолком, который освещает хрустальная люстра. В кабинете имеется 24 окна, украшенные витражами. Все они расположены на двух уровнях. Под ними на полу стоят бархатные диваны. Стены комнаты украшены лепниной из алебастра. Вдоль одной из них есть шкаф с посудой тех времен и камин.

Посольский зал

Посольский зал предназначался для приема и переговоров с представителями других держав. Помещение знаменито своим центральным входом Портал Алевиза, о котором мы упоминали ранее. Зал расположен на втором этаже корпуса дворца. В него посетители попадали, минуя другие помещения.большая ханская мечеть

В зале сохранились лишь следы росписей, которые относят к 18 веку. Ранее зал имел мраморные полы и два ряда окон, но после двух ремонтов первоначальный его вид утрачен. О том, какой вид изначально имело помещение, теперь судить очень сложно. В настоящее время в зале можно увидеть две ниши. В одной из них находилась ханская ложа, а другая предназначалась для дворцовых музыкантов. Сюда имели доступ только те, кого удостаивали чести приглашением на торжественные приемы или на аудиенцию у хана. Сейчас в помещении лишь воссоздана имитация ханского ложа. В глубине зала виднеется дверь, ведущая в Золотой кабинет.

Дворцовые экскурсии

В настоящее время знаменитый комплекс открыт для посещения всем желающим. Ежегодно тысячи туристов посещают Бахчисарайский дворец. Экскурсии по его залам и территории дают возможность полюбоваться богатством и красотой убранства дворца. К сожалению, до наших дней сохранились далеко не все дворцовые постройки, многие из них бесследно утрачены. Поэтому мы не можем полюбоваться их убранством. Однако осмотр уцелевшей части комплекса, дает представление о той роскоши и величии резиденции хана, которая здесь царила в ту далекую эпоху. Экскурсоводы расскажут интересные факты из жизни обитателей дворца. К сожалению, сохранилось не так много свидетельств, позволяющих в точности воспроизвести жизнь хана и его приближенных. Дело в том, что в свое время тщательно прикрывалось завесой тайны все то, что происходило во дворце, а потому о многом мы так никогда и не узнаем.