Бактериурия при беременности: симптомы, лечение, влияние на плод

У здорового человека, в том числе и у будущих мам, выделяется стерильная урина. Но в результате заболеваний почек и мочеиспускательных путей бактерии могут попадать в мочевой пузырь и быстро там распространяться. Если вдруг исследование урины под микроскопом покажет нарушения и обнаружатся микробы, то это говорит о присутствии у беременной бактериурии. Чем грозит это заболевание, каковы симптомы, как лечить - узнаете дальше в статье.

бактериурия при беременности

Особенности и виды патологии

Бактериурия при беременности обнаруживается из-за попадания микробов через почечный фильтр, поражённый болезнетворными микроорганизмами. Пределом загрязнения мочи считается 105 колоний бактерий в 1 мл. Случаи превышения этого показателя говорят о возникновении бактериурии у беременных. Откуда появляется микробная флора? Она может выходить мочевыми путями или попадать из детородных органов.

Болезненная микрофлора возникает из нормальной среды, которая изменяется в организме будущей мамы из-за активизации энтеробактерий или стафилококков. Врачи избирают свою тактику в зависимости от того, где появились микробы - в нижних мочевых путях или в верхних. В первом случае речь идёт об уретрите и цистите, а во втором - о пиелонефрите. Иногда это бывает последствием катетеризации, камнедробления, цистоскопии.

Возбудителями бактеурии при беременности могут быть стрептококки, стафилококки, кишечная палочка, синегнойная палочка. Часто встречаются случаи, когда бактериурия при беременности протекает бессимптомно. Чтобы её выявить, проводится специальное исследование - скрининг. В связи с этим выделяют два вида болезни: бессимптомная бактеурия и бактеурия, сопровождающаяся симптоматикой. Чтобы поставить точный диагноз, проводят двукратный анализ мочи за сутки.

бессимптомная бактериурия

Характерные черты бессимптомной бактериурии у будущих мам

Данный вид заболевания обнаруживают только забором мочи, других проявлений у него нет. Беременные женщины при бессимптомном течении болезни чувствуют себя хорошо и не подозревают о надвигающихся проблемах. Отсюда напрашивается вывод, что во время беременности очень важно вовремя проходить все обследования. Случаи бессимптомной бактериурии встречаются у 10 % беременных. Чаще всего её возникновение связано с негативной социально-экономической средой, в которой пребывает женщина.

Некоторые беременные с данной проблемой болеют хроническим пиелонефритом, у некоторых обнаруживают пузырно-мочеточниковый рефлюкс, расширение в мочеточниках, формирование камней в почках. Возникшая во время беременности бактериурия ведёт к образованию пиелонефрита, а поэтому её срочно нужно лечить. Невылеченное заболевание приводит к рождению ребёнка с недостаточнмы весом или преждевременным родам.

будущая мама

В связи с чем возникает болезнь

В мочевой системе не должно быть бактерий, которые обнаруживаются на коже, слизистых или в кишечнике. На развитие микробной флоры во время беременности влияют следующие факторы:

• Активное увеличение матки и её влияние на соседние органы, что препятствует нормальной работе почек и мочеточников.
  • Частые запоры, связанные со смещением толстой кишки и замедлением перистальтики.
  • Сильное влияние прогестерона, снижающего тонус мочеточников.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Замедленный отток мочи из-за невысокого тонуса мочеточников.
  • Расширенные лоханки почек и мочеточников.
  • Активное размножение микробов после остающейся в мочевом пузыре урины.
  • Изменённый состав мочи, способствующий микробному размножению.
    бактериурия лечение

Проявление бактериурии

Иногда у этого заболевания нет особых проявлений. Бывает так, что будущая мама ничего не подозревает о развитии микробной флоры в мочевой системе. Запущенные случаи ведут к проявлению следующих симптомов бактериурии при беременности:

• дискомфортное и жгучее ощущение во время мочеиспускания, иногда сопровождающееся резями;
  • болевые ощущения внизу или на боковых участках живота;
  • невозможность сдержать мочу;
  • ложные вызовы к её испусканию;
  • повышенная температура;
  • ослабление организма, плохое самочувствие;
  • помутнение мочи, возникновение в ней осадка.

Исследование заболевания у будущих мам

Известно, что приём антибиотиков беременным женщинам нежелателен, поэтому современная диагностика должна точно разобраться, нужна ли беременной такая терапия. Для этого нужно точно установить факторы, из-за которых бактерии попали в мочеполовые пути. К ним могут относиться болезни почек, диабет, сердечная недостаточность, неправильное расположение мочевого пузыря, мочекаменная болезнь и другие, о них уже говорилось выше в статье.

Опытный врач очень быстро обнаружит микробы в моче, уже даже по самим жалобам пациентки. С бессимптомной бактериурией немного сложнее. Здесь уже нужен подробный анализ мочи. Бывает достаточно только общего анализа, но в сложных случаях проверяют стерильность мочи путём её посева. Скрининг проводится с помощью теста, с использованием реактива ТТХ. Количество бактерий в анализе больше чем 105 на 1 мл урины говорит о зараженной микрофлоре. Через несколько дней обязательно выполняется повторный анализ. Кроме такого анализа специалист назначает полное обследование:

• анализ крови (полный и химический);
  • анализ урины на биохимию;
  • обследование мочи по Нечипоренко.

Чтобы ещё точнее провести диагностику, назначают ультразвуковое исследование почек и их сосудов.

бактериурия при беременности влияние на плод

Терапия

Терапевтические меры в отношении бактериурии (в моче при беременности бактерии обнаруживаются нередко) нужно начинать как можно быстрее. Если вовремя начать лечение бактериурии, то можно избежать многих осложнений в самочувствии женщины и плода. Сначала определяют вид патологии: симптомная или бессимптомная.

Бессимптомная подразумевает применение безопасных натуральных средств, которые больная может принимать на всём промежутке беременности. Начать можно с почечных сборов, принимая их в виде чая. Отличными натуральными препаратами являются "Цистон", "Канефрон", "Уралит У", "Уро-гран", "Фитолизин". Кроме данных средств назначаются ещё противомикробные медикаменты из числа уросептиков, антибиотиков, пенициллинов, цефалоспоринов. Отличным препаратом является "Монурал".

После полумесячного приёма лекарств посев бактерий повторяют. Если инфекций не выявится, то назначается какой-то растительный препарат, а если бактерии вновь обнаружатся, то выбираются другие антибиотики.

Антибиотики будущим мамам можно назначать с 14-16-й недели срока, когда плод уже во многом сформировался. На поздних сроках плод уже не так уязвим, потому что его защищает плацента. Опасаться терапии антибиотиками не нужно, она относительно безопасна и подбирается индивидуально.

Предупреждение болезни

Будущим мамам нужно постоянно помнить о предупреждении данного заболевания. Для начала нужно вовремя стать на учёт в женскую консультацию. Там обязательно сделают клинические и биохимические исследования мочи и крови. Такие анализы будут проводиться регулярно. При необходимости специалист может назначить УЗИ почек. В целях профилактики могут назначить противомикробные средства, снижающие риск развития пиелонефрита и преждевременных родов.

бактериурия в моче при беременности

Каково влияние бактериурии при беременности на плод

Расположение почек и мочевой системы находится очень близко к матке, поэтому стоит остерегаться попадания вредных бактерий в область матки, плодного поверхностного слоя и самого плода. Это может привести к инфекциям и воспалениям внутри матки. В связи с этим могут возникнуть следующие осложнения:

• угроза преждевременных родов;
  • вероятность рождения недоношенных детей, вес которых не превышает 2,5 кг;
  • опасность преждевременного отделения оболочек плода.

Вот почему очень важно регулярно отправлять будущих мам на исследование мочи, чтобы своевременно выявить микробы и вызванные ими воспалительные процессы. Своевременное предупреждение болезни позволит благоприятно выносить малыша и родить его без осложнений.

диета при бактериурии при беременности

Диета при бактериурии при беременности и разгрузочные упражнения

При обнаружении бактериурии рекомендуется особый режим питья. За 24 часа больная должна выпивать 2 л воды кроме всей другой жидкости. Очень важен приём чистой воды, клюквенного или брусничного морса, отвара шиповника.

Очень важным пунктом является особое диетическое питание. Важно отказаться от солёного, острого, жареного, жирного. В такой период нельзя употреблять лекарственные средства с кальцием, ведь это может способствовать возникновению камней и песка в почках. Диетическое питание должно состоять из овощей, клетчатки, грубых волокон. В данный период блюда лучше варить, тушить, запекать или готовить на пару. Качественное сырьё и хороший состав имеют продукты в специальных магазинах для будущих мам.

Гимнастика, разгрузочные упражнения повысят отток урины из почек и мочеточников. Такие мероприятия можно выполнять несколько раз в день. Выполняются они следующим образом:

• Женщина становится на колени, наклоняется и опирается на локти. В такой позе она находится около 10 мин. Процедура повторяется несколько раз в день.
  • Спать лучше на боку, чтобы не сдавливать маткой мочеточники и почки.
  • Не переполнять мочевой пузырь, регулярно следить за его освобождением.