Балетмейстер Васильев Владимир Викторович: биография, личная жизнь, творчество

0
0

Балетмейстер Васильев Владимир Викторович - один из самых известных отечественных артистов балета. Он также хорошо известен как хореограф, балетмейстер и театральный режиссер. На протяжении многих лет он преподавал театральное искусство. Имеет множество заслуженных наград и премий. В 1973 году стал народным артистом СССР, был также лауреатом Государственной и Ленинской премий, получал премию Ленинского комсомола, Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а также еще одну Государственную премию РСФСР, учрежденную в честь великого композитора Михаила Ивановича Глинки.

Биография балетмейстера

Балетмейстер Васильев Владимир Викторович родился в Москве. Он появился на свет в 1940 году. Еще в младшей школе начал заниматься в хореографическом кружке. Его жизнеописание сохранило факт, согласно которому это увлечение поглотило его в столичном Дворце пионеров в 1947 году.

После школы будущий балетмейстер Васильев поступил в столичное хореографическое училище. В наши дни это учебное заведение известно как Московская государственная академия хореографии. Васильев Владимир Викторович занимался в творческой мастерской народного артиста РСФСР Михаила Марковича Габовича, известного по ролям в "Лебедином озере", "Спящей красавице" и "Кармен".

В 1958 году Васильев успешно окончил вуз и поступил в труппу Большого театра. В скором времени он завоевал роль ведущего солиста балетной труппы. В этом статусе выступал на протяжении 30 лет.

Дебют в Большом театре

Официальный дебют в Большом театре Васильева Владимира Викторовича состоялся в 1959 году. В балете Сергея Прокофьева "Каменный цветок" ему сразу досталась главная партия Данилы. Это классическое произведение, поставленное по сказкам Павла Бажова.

По сюжету Данила появляется уже в первой сцене. Он молодой и многообещающий камнерез с Урала, который мечтает воплотить в жизнь свою мечту. Показать всю прелесть цветка в малахите. Но все его усилия напрасны. Чаша, которая у него получается, не нравится ему, не соответствует тем высоким планкам, которые он задал.

В Данилу влюблена его невеста по имени Катерина. В деревенской уральской избе справляют их помолвку. Незваным гостем на помолвку заявляется приказчик Северьян. Танцы резко прекращаются, приказчик требует у Данилы малахитовую чашу, которую заказал и уже давно ждет результата. Главный герой отказывается ее отдать, потому что работа еще не готова. Тогда Северьян грозится плеткой и даже замахивается на Данилу. Отвлекает приказчика только прелестная Катерина, которую он тут же желает обнять. Друзья Данилы прогоняют приказчика. Данила погружается в свои мысли о каменном цветке, чтобы ему не мешать, гости расходятся, покидает его и невеста.

Перед Данилой в исполнении Васильева Владимира Викторовича появляется загадочная Хозяйка Медной Горы. Она единственная хранительница всех уральских подземных сокровищ. Только она знает тайну малахитового цветка, который никак не получается у Данилы. Ее цветок прекрасен, главный герой в отчаянии разбивает свою неоконченную работу.

В себя Данила приходит в таинственном месте. Он оказывается на Змеиной Горе. Ему является Хозяйка Медной Горы, но не заговаривает с героем, а все время пропадает, будто дразнит его. Она появляется в разных образах - то прелестной девушки, то золотой ящерицы. Наконец, она увлекает Данилу в свое царство самоцветов. Главный герой мечтает только об одном - увидеть каменный цветок.

Хозяйка Медной Горы демонстрирует ему этот символ красоты, недостижимый для простого смертного человека.

Работа над каменным цветком

Васильев Владимир Викторович, биография которого описана в этой статье, на протяжении многих лет играл Данилу в балете "Каменный цветок". Поэтому его поклонники отменно знали либретто этого произведения. Оно увлекало и не позволяло отвлечься ни на миг.

После сцен у Хозяйки Медной Горы действие возвращалось в избу Данилы. Там его ждала и грустила его невеста Катерина. Ведь ее суженый уже несколько дней как пропал. О том, что Катерина осталась одна, узнает приказчик Северьян, который давно уже положил на нее глаз. Он заявляется в избу, но Катерина прогоняет его, замахиваясь серпом. Девушка решает отправиться на поиски Данилы.

Тем временем главный герой в исполнении Васильева трудится в чертогах Хозяйки Медной Горы над своим самым великим произведением. Хозяйка же не скупится, рассказывая ему все новые секреты мастерства.

В это время Катерина оказывается на ярмарке. Всеобщее веселье не способно развеять ее грусть по пропавшему жениху. Она его ищет повсюду. Тут же и Северьян, который пьет в компании цыган. Он грубо пристает к девушке и пытается увести ее с собой. Только гости ярмарки спасают Катерину. Приказчик с плеткой бросается на толпу. Девушка убегает.

Северьян пытается ее догнать, но это уже не настоящая невеста Данилы. Она заманивает его на Змеиную Горку. Ловит пулю, которую приказчик отправляет ей вслед. Только тогда он осознает, что перед ним сама Хозяйка Медной Горы. Он просит его пощадить, но жалость неведома Хозяйке. Северьяна поглощает земля.

Вскоре на Змеиной Горке оказывается и Катерина, которая сюда пришла в поисках Данилы. Когда она греется у костра, то знакомится с волшебным существом по прозвищу Огневушка-поскакушка.

В царстве Хозяйки Медной Горы у Данилы, наконец, выходит долгожданный каменный цветок. Хозяйка очарована, просит ее не покидать, но уральский мастер помнит, что сердце его отдано Катерине. Тогда в отместку могущественная владычица Медной Горы обращает Данилу в камень.

Тем временем Огневушка приводит Катерину во владения Хозяйки Медной Горы. Сердце подсказывает девушке, что ее жених уже близко. В результате даже владычицу уральских камней растрогали чувства, которые девушка испытывает к своему жениху. Она освобождает Данилу от своих чар. Мастер, теперь познавший силу и тайну камня, стремится поделиться знаниями с людьми и воссоединиться со своей невестой.

Весенним утром Катерина и Данила возвращаются в родное селение.

Ведущий солист Большого театра

За последующие годы работы в Большом театре понял Владимир Викторович Васильев - балет для него самое главное в жизни. Тысячи зрителей помнят его как ведущего солиста, сыгравшего первые роли практически во всех классических и современных балетах.

В 1960 году он впервые станцевал Иванушку в балете Родиона Щедрина "Конек-горбунок".

Среди его ролей Базиль в "Дон Жуане" Людвига Минкуса, Петрушка в одноименном балете Игоря Стравинского, Спартак в одноименном произведении Арама Хачатуряна, Ромео в балете "Ромео и Джульетта" Сергей Прокофьева, принц Дезире в "Спящей красавице" Петра Ильича Чайковского.

Васильева хорошо знают не только отечественные зрители и режиссеры-постановщики, но и зарубежные. Он танцевал у Мориса Бежара, Ролана Пети, Леонида Мясин. Последний это балетмейстер, родившийся в России, но эмигрировавший в Америку, где поставил около 70 блестящих произведений.

Васильев не только потрясающе играл свои роли. Часто он создавал новые, запоминающиеся образы, предлагал зрителям и специалистам их новое прочтение и переосмысление. Он славился высочайшим профессионализмом, отменной техникой танца, непревзойденным даром пластического перевоплощения, а также завидным актерским талантом и мастерством.

Хореограф Владимир Васильев

В качестве хореографа герой нашей статьи начинает себя пробовать в 1971 году. Он ставит несколько балетов. Причем не только на советской, но и на зарубежной сценах. Активно практикует новый жанр телебалета. Так появляются "Анюта" (поставленный по рассказу Антона Павловича Чехова "Анна на шее") и "Дом у дороги". Музыку к ним пишет композитор Валерий Гаврилин.

Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете "Трапеция", телебалетах "Спартак", "Жиголо и Жиголетта".

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса "Евровидение для молодых танцоров".

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой" он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста - яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное - они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений - звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев - Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена "За заслуги", в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии - ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии "Триумф". На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета "Арабеск". Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе "Арабеск" станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры "Баллада", поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева - это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.