Мыс Идокопас - описание, история и интересные факты

0
0

Некогда мыс Идокопас, который находится в окрестностях краснодарского курортного города Геленджик, был одним из немногих уникальных ландшафтов Российского Причерноморья. Там до начала нынешнего тысячелетия сохранялся нетронутым редкостный лес, а в районе Молокановой щели обнаружено множество историко-археологических объектов древней культуры — курганов на местах дохристианских поселений. Это были лесные массивы необыкновенной красоты с можжевеловыми рощами, старыми дубами, грабами, борами пицундской сосны, вымирающим и внесенным в Красную книгу видом. Местность считалась достойной статуса памятника природы.

Черноморское побережье у мыса Идокопас

Но всемирную известность получили не потрясающие красоты в Геленджике. Мыс Идокопас приобрел репутацию скандального места, связанного с коррупцией и нарушениями законов на самых высоких уровнях государственной власти.

Первые изменения

Все началось, когда на мысе Идокопас, километрах в пяти от села Прасковеевка, десятки гектаров леса огородили мощным деревянным забором под колючей проволокой, а тысячи, диаметром в несколько обхватов, деревьев начали вырубать для подъездной дороги и строительства. В 2004 году на лесной дороге, спускающейся по Молокановой щели к морю, появилось предупреждение для отдыхающих, что эта местность, согласно санитарным рекомендациям, закрыта. А на бесконечном заборе встречались таблички, сообщающие, что за ограждением ОК "ДАГОМЫС" строит детский оздоровительный спортивный лагерь.

Но все местное население окрестностей мыса Идокопас и в поселке Прасковеевка уже тогда именовало стройку «дачей Путина». К тому времени от реки Джанхот до побережья Прасковеевской бухты, вплоть до поворота на Молокановую щель, была проложена новенькая асфальтовая дорога. Это строительство совпало с реконструкцией аэропорта в Геленджике и возведением нового аэровокзала с посадочной полосой международного уровня, против проекта которой возникали народные протесты.

С 2005 года развернулось строительство основного объекта, а с 2007 на склонах заповедных мест Идокопаса началась разбивка виноградника элитных сортов и возведение винодельческого заводика.

Один из видов поблизости Геленджика

Заявление Колесникова

О путинском дворце или резиденции на мысе Идокопас заговорили с 2010 года, когда 23 декабря Washington Post опубликовала открытое письмо, адресованное президенту Д. Медведеву, от петербургского бизнесмена Колесникова Сергея. Он излагал все обстоятельства финансирования так называемого «Проекта Юг» — строительства роскошного комплекса на Черноморском побережье для Владимира Путина, который в то время был премьер-министром.

Поскольку в таком серьезном западном издании, как «Вашингтон пост», опубликовать статью без подтвержденных фактов невозможно, все документы проверялись предварительно американской юридической компанией. Только после того, как достоверность фактов была удостоверена, Дэвид Игнэйшиус, корреспондент газеты, встретился для интервью с Колесниковым. По словам последнего, стоимость незаконченного объекта на тот момент достигала в долларах 1 миллиарда. Его интервью было опубликовано с целью обнародовать незаконный источник финансирования комплекса, строящегося на мысе Идокопас, а также с призывом к президенту расследовать и принять меры против коррупции в деле данного предприятия.

Вид на мыс Идокопас и комплекс дворца Путина

Разразившийся скандал

Это же письмо на русском языке издано независимым изданием «Новая газета». Оно сообщило в начале 2011 года, что владеет копиями документов, подтверждающих слова Колесникова. Хорошего качества фотографии дворца, его обширных территорий и роскошных интерьеров были выложены на русскоязычном сайте WikiLeaks в январе 2011 года, после чего сайт был временно заблокирован. Материалы, статьи, фотографии путинского дворца в районе Геленджика начали публиковаться в сети. Обстоятельства строительства заинтересовали экологов, журналистов, юристов. Тема поднималась прессой и телевидением.

Истоки происхождения финансов

Колесников подробно изложил в интервью Washington Post, откуда взялись деньги на строительство путинского дворца, поскольку непосредственно причастен к их происхождению.

Корни этой истории уходят в далекий перестроечный 1991-й год, когда биофизик по образованию Сергей Колесников, проработавший 20 лет в науке, связанной с медициной, создал малое предприятие совместно с Главным управлением здравоохранения.

После выхода закона, разрешающего акционерные общества, появилась акционерная компания «Петромед». Акции принадлежали «Центру международного сотрудничества», Комитету здравоохранения и Комитету внешних связей от Санкт-Петербурга, возглавляемому В. Путиным.

Интерьерная роспись путинского дворца

«Петромед» поначалу занимался закупкой оборудования и лекарственных препаратов для бюджетных медучреждений. К 1993–1994 годам фирма перешла к полному оснащению и переоборудованию медицинских заведений под ключ и охватывала практически все регионы России. Колесников занимал должность заместителя генерального директора и отвечал за коммерческую, организационную и юридическую сторону бизнеса. Директором был Д. Горелов, сотрудник Главуправления здравоохранения.

После продажи губернаторской администрацией своих акций в 1996 году, «Петромед» стал частной структурой, принадлежащей в равных долях Горелову и Колесникову. Таковой она остается до сегодняшнего дня.

35 процентов отката

В 2000 году к Горелову и Колесникову обратился Н. Шамалов, ответственное лицо компании «Сименс» за поставки медицинского оборудования Северо-Западной части России. Он передал владельцам «Петромеда» предложение Путина: может ли их фирма осуществлять по контракту поставки оборудования, обустройство и модернизацию лечебных заведений, другие аналогичные работы, которые будут финансироваться благотворительными пожертвованиями российских бизнесменов.

После утвердительного ответа хозяев «Петромеда» Шамалов выдвинул условие: от каждой контрактной суммы 35 процентов будут откладываться на зарубежный счет. Относительно этой части договора Шамалов дал пояснение: накопленные деньги создадут инвестиционный фонд, который поможет финансировать развитие высокотехнологичных производств и позволит вложить существенные средства в российскую экономику.

Часть интерьера дворца Путина

Неучтенные суммы

Все поступающие от благотворителей деньги оформлялись открыто и совершенно официально. Составлялся договор пожертвования, в котором указывался даритель, сумма и учреждение, получавшее пожертвование в качестве медицинского оборудования и его установки, а также необходимых реконструкционных работ. «Петромед» выступал исполнителем и полностью отчитывался перед благотворителями по всем актам выполненных работ, поставок, таможенным декларациям и прочему. Суммы в отчетах никогда не завышались и всегда соответствовали прайс-листам.

Откуда же брались 35 процентов, которые поступали в Швейцарию на счет оффшорной компании? При больших оптовых закупках, длительной совместной работе и хороших связях с медицинскими производственными компаниями у заказчика накапливается солидная скидка, составляющая от 15 до 70 процентов. «Петромед» был таким заказчиком и давно закупал на Западе медицинское оборудование, поставляя его в Россию. Так оседали неучтенные деньги, «капавшие» с каждого контракта десятками долларовых миллионов на зарубежный счет.

Площадь перед дворцом Путина

Инвестиции «Росинвеста»

Эти суммы поступали на швейцарский счет, зарегистрированный на Западе. К 2005 году накопления составляли около 200 миллионов, после чего была организована акционерная компания «Росинвест», фондом которой стал этот зарубежный счет. По два процента акций были отданы Шамалову, Колесникову и Горелову, остальные принадлежали Путину.

«Росинвест» инвестировал несколько проектов. Первый был связан с Выборгским судостроительным заводом и восстановлением производства нефтегазодобывающих платформ. Затем инвестировались: бумажно-целлюлозная фабрика в Коми, производственно-строительная Нижегородская, строительство Череповецкого завода модульных конструкций для медицинских центров и другие проекты, которых всего велось 16. Было инвестировано около 50 миллионов. Это были отличные перспективные проекты, до тех пор, пока не сменились приоритеты.

Фасад дворца

Домик у Черного моря

О строительстве на мысе Идокопас дворца Путина Колесников узнал, когда с Управлением по делам президента был заключен 16-миллионный инвестиционный проект возведения относительно небольшого здания на Черноморском берегу.

Строительство приморской дачи постепенно разрасталось до имперских масштабов. Добавилась сложная инфраструктура нескольких дорог, специальной линии электропередач, газопровода и служебных построек; в скальной породе устроена шахта лифта, ведущего на пляж; марина; зимний театр и летний амфитеатр; три вертолетные площадки, виноградник. Но домик продолжал разрастаться и обустраиваться. Сумма последней сметы, с которой в 2009 году ознакомился Колесников, достигла приблизительно миллиарда долларов.

Закрытие инвестиционных проектов

2009 год для Сергея Колесникова начался с того, что Шамалов сообщил ему о решении прекратить инвестирование всех проектов, средства из которых следовало изъять, и все деньги, сформированные на зарубежном счету, вложить в проект путинской резиденции на мысе Идокопас. Это означало крах многолетней работы, остановку предприятий и лишение работы тысяч людей. Стоит заметить, что уже к 2007 году на оффшорном счету денег накопилось около 500 миллионов.

Один из видов на дворцовый фасад зимой

Расследование фактов общественностью

Колесников оставил деятельность, покинул страну и вскоре после этого опубликовал свое обличающее письмо. После выхода его материалов журналисты и экологи неоднократно пытались приблизиться к таинственному объекту мыса Идокопас и выяснить обстоятельства строительства. Но им неизменно преграждали путь, нередко с применением незаконных действий и задержания, сотрудники частных охранных организаций и ФСО. Присутствие Федеральной охранной службы в этом районе было еще одним свидетельством того, что к строящемуся комплексу причастны высокопоставленные государственные лица.

Некоммерческой межрегиональной природоохранной организацией «Экологическая вахта» был выявлен и обнародован факт неправомерной передачи 68 гектаров лесных угодий мыса Идокопас во владение частной компании. А также о вырубке 45 гектаров леса, ущерб которой в рублях составляет 2,7 млрд.

Некоторые участники (юристы, геологи, экологи), в ходе предпринятого ими расследования, подверглись прессингу со стороны правоохранительных органов с возбуждением уголовных дел, выдвижением сфальсифицированных обвинений и присуждением многолетних сроков, лишающих свободы. Эти факты также были освещены СМИ.

Д. Песков, пресс-секретарь Путина 2010 года, причастность тогдашнего премьер-министра к черноморской резиденции категорически отрицал. То же самое сделал в 2011 и 2012 году управляющий делами президента В. Кожин, подпись которого стоит на строительной документации объекта на Идокопасе. Шамалов и Горелов на запросы СМИ не ответили и отказались от публичных комментариев относительно письма Колесникова.