Народный украинский танец и его название

Народные танцы развивались задолго до нынешних политических границ, поэтому некоторые их элементы в танцевальных движениях и музыка узнаваема в народном творчестве рядом находившихся культур с их характерными особенностями и традициями. Гопак – украинский народный танец, уходит своими корнями в древнее прошлое и сложен из многовековой национальной самобытности. Данная статья познакомит не только с этим народным танцем, у которого такая богатая история, но и с другими, исполняемыми хореографическими профессиональными танцевальными ансамблями.

Танцы – народное творчество

История украинского танца формировалась на основе уникальной культуры Украины. Страна, не являющаяся однородной по культурной и социальной сути, имеет в разных регионах свои диалекты, танцы, песни и местные национальные костюмы. Если рассматривать украинские народные танцы в 5 этнографических зонах, то они отличаются движениями, шагами, прыжками и вращениями.

Украинская народная музыка для танцев

Элементы всех этих танцев состоят из причудливых движений и акробатических трюков, не привычных для жителей других стран. Народные украинские танцы эмоциональны и красивы. В них отчетливо просматривается истинная душа народа, ее эмоции и переживания, победы и поражения, юмор и трагедия.

Если задать вопрос, как называется украинский народный танец, в разных местностях Украины на него ответят по-разному: гопак, гоцак, тропак, казак, казачок, коломыйка, метелица... Но тем не менее украинский танец, как бы он ни был назван, узнается по яркому колориту, неповторимым движениям, ритму и мелодии, хотя манера исполнения танцев отличается в каждом регионе.

Исторические корни гопака

Истоки танца уходят вглубь веков, когда Украина в XVI веке вела борьбу за независимость с Османской империей. Казаки из Запорожской Сечи ввели традицию, возвращаясь из походов, праздновать свои победы, устраивая танцы. Своими движениями они воспроизводили батальные сцены. В танец вводились такие движения, как приседания, пробежки, высокие прыжки. От этих движений, возможно, и пошло название танца. То есть "гопати" – "прыгать" с украинского. Танец был построен на приседаниях с прыжками.

Названия украинских народных танцев

Изначально весь танец был построен на импровизации. Темп танца шел по нарастающей, от спокойного задумчиво лиричного в начале, до неудержимо быстрого и веселого в конце. Украинская народная музыка для танцев исполнялась на музыкальных инструментах, которые свойственны культуре населявших местность людей. Одинаково красиво звучит музыка к гопаку на волынке и флейте, скрипке и цимбалах.

Зажигательный гопак в творчестве композиторов

Очень похожий на гопак, задорный и веселый танец казачок. Музыкальную обработку его выполнил польский композитор С. Дусяцкий. Особой популярностью танец пользовался во Франции в начале XIX века. С этого же времени он появился во французских балетах.

Среди украинских народных танцев особой популярностью пользуется гопак, музыка которого не оставила равнодушными композиторов. Они начали использовать ее в балетах и операх. Ритм этой пляски слышен в балете Чайковского "Щелкунчик" и в опере "Мазепа". Мусоргский вводит зажигательный гопак в оперу «Сорочинская ярмарка».

Балет "Щелкунчик" Чайковского

Эволюция танца

"Казак" изначально был танцем воинов, как мы выяснили выше. Это была сольная импровизация, служившая предшественником гопака. С казачеством была связана тема воли и непримиримости к врагам. Распространение и большую популярность танец казак приобрел в Польше, его танцевали в Московии, только он назывался там "казачок". Во Франции в конце XVII века был известен "Па де Казак" – украинский танцевальный театр.

После бунта Емельяна Пугачева, императрица Екатериной II ввела запрет на сословие "казаки", так как не меньше боялась вольного духа казаков Запорожской Сечи. Как результат, свое название украинский народный танец "казак" сменил в те времена на "гопак". Но он продолжал быть танцем мужчин, показывающих свою ловкость, удаль и смелость. Постепенно гопак начал видоизменяться и стал парным танцем. Сам танец гопак не является в настоящее время сольной импровизацией. В нем участвуют группы мужчин и женщин. Исключительно мужчины участвуют в сольном выходе во время исполнения гопака. Здесь и хореография, и акробатика, и вдохновение, и азарт.

Украинский народный танец гопак

Танцевальные наряды

Народные украинские танцы отличаются оригинальностью и самобытностью. Их исполняют в национальной вышитой одежде. Наряд девушек состоит из длинной белой рубахи, расшитой по вороту, рукавам и подолу, крестиком или гладью. Сверху рубахи надевается юбка. Обязательным элементом в праздничном наряде являются ярко-красные бусы на шее. На голове венок из цветов с разноцветными лентами, ниспадающими до пояса. На ногах кожаные сапожки красного цвета.

Национальный костюм мужчины состоит из рубашки с вышивкой по вороту и на груди (вышиванки) и широких красных или синих шаровар. Пояс-кушак несколько раз обвит вокруг талии. На голове шапка с каракулевой оторочкой. На ногах кожаные красные сапоги.

Украинский народный танец

Особенности исполнения танцев разных регионов Украины

Украинский народный танец коломийка родом из карпатского региона. Вначале его танцевали только в Коломые, в XIX веке он распространился по всем регионам Карпат, а вскоре стал популярным и во всей Украине. Танец отличается красочным рисунком и колоритным музыкальным и песенным сопровождением. Короткие куплеты песен чем-то похожи на русские частушки. Коломыя – родина Международного гуцульского фестиваля, который проходит ежегодно в августе.

В украинском народном творчестве много танцев и игр связано с временами года. Характер исполнения их различный, хотя украинские "Веснянки" очень близки к русскому хороводному типу танцев. В зимний период гулянья молодежи сопровождались быстрым танцем "Метелицей", в котором основные элементы – это кружения и быстрая смена фигур.

Современное танцевальное творчество

В настоящее время танцевальное творчество и хореографический язык танца обогатились народными танцами Закарпатья, имеющими свои отличительные особенности. В их танцах пружинный ход, винтовые движения, парные вращения. Характерными танцами являются "Увиванец", который танцуют парами, и массовый динамичный мужской танец "Аркан". Его танцуют мужчины, ставшие в круг. Положив руки на плечи друг другу, начинают основной ход ногами. Ведущий в танце выкриком меняет направление движения.

Международный фестиваль в Коломые

До сих пор в некоторых регионах исполняются ритуальные танцы к определенным народным праздникам. Гуцульские танцы "Кругляк" и "Освящение зерна" по символике идентичны. На Рождество исполняются сильными, крепкими мужчинами, которые вокруг выложенного на белом полотне зерна, взявшись за руки, движутся по часовой стрелке. Танец дает магическую силу плодовитости зерну. Затем его пересыпают в подол хозяйке, а весной таким образом освященное зерно смешивается с посевным и засеивается на ниве.