Новая экономическая политика большевиков

0
0

Новая экономическая политика в марте 1921 года сменила политику военного коммунизма. Последний был направлен на предельную консолидацию всех сырьевых, технологических и человеческих ресурсов в условиях гражданской войны ради победы в ней. В свою очередь новая экономическая политика стала результатом успешного развития для большевиков гражданской войны и одновременно плачевного

новая экономическая политика
положения народного хозяйства по всей стране. Весной 1921 года пришло время новых действий, которые бы были направлены уже не столько на борьбу с белогвардейскими формированиями, сколько на создание зарождающегося советского государства.

Новая экономическая политика большевиков и предпосылки к ней

После долгих лет Первой мировой, а следом и гражданской войны Россия была крайне истощена и буквально разрушена экономически и промышленно. Старые социальные связи, общественная жизнь, местные правительственные аппараты – все это было уничтожено. Советское государство также потеряло ряд территорий на западе страны, отошедших к Польше в результате советско-польской войны и раздела по линии Керзона (возвращены они будут лишь в результате сражений Второй мировой). На фоне колоссальной разрухи, какой страна не знала никогда в своей истории, требовалась новая политика от партии, которая бы решила проблему послевоенного восстановления. К тому же необходимые жесткие меры, применявшиеся в ходе военного коммунизма (насильственная продразверстка, принудительная трудовая повинность), все больше снижали симпатии к большевикам в глазах народа и порождали массовые локальные движения против новой власти под командованием местных атаманов. Такие восстания происходили на Украине, в Поволжье, Сибири, Кубани и других регионах. Последней каплей стало

новая политика
Кронштадтское восстание, после которого политика военного коммунизма была свернута.

Сущность НЭПа

Новые меры ВКП(б) предполагали отказ от жестких рамок правительственной централизации и предоставление некоторой свободы в рыночных отношениях внутри государства. Продразверстка заменялась продналогом, который был существенно меньше, и, что главное, его размер был четко прописан и заранее известен крестьянам. Более того, бедные категории крестьянства и вовсе освобождались от него. Все уплатившие продналог получали возможность свободно распоряжаться продуктами своего труда. На практике это означало, что крестьяне смогли торговать своим товаром, самостоятельно устанавливая на него цену. Разумеется, это повысило их материальную заинтересованность, придав стимул к большему производству. Одновременно НЭП оживил товарно-денежные отношения. Рынок был предоставлен не только сельскому хозяйству. В частные руки также передавались мелкие и средние предприятия. Система государственного аппарата была децентрализована, что повысило авторитет Москвы в глазах национальных республик. Прямым следствием этой децентрализации стала так называемая коренизация в этих республиках – на властные должности назначались в основном представители титульных народов, что положительно сказалось на возрождении национальных культур. Кроме того, в экономике была наконец-то введена стабильная общегосударственная валюта – червонец.

сущность нэпа

Свертывание НЭП

Новая экономическая политика существенно оживила предпринимательство, экономические отношения и в целом уровень жизни в стране. Был преодолен товарный голод, восстановлена промышленность, червонец установился как вполне стабильная валюта. Однако эта политика изначально была переходным этапом для преодоления кризиса. Свободный рынок никак не вязался с социалистической идеологией. К тому же и либеральная экономика в других условиях вскрывает собственные недостатки, что подтвердил мировой кризис, начавшийся в конце 1920-х (например, в США, Франклин Рузвельт, чтобы выйти из либерального кризиса, наоборот, существенно ограничил рынок в стране и взял многие сферы экономического регулирования и промышленности под государственный контроль). На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г. руководство партии взяло курс на свертывание. Отданные ранее в аренду частные предприятия стали национализироваться, на потребительские товары государством устанавливалась фиксируемая цена, рыночная инициатива более не поощрялась, сменяясь директивными методами управления.