Интеллектуальное кино. Список лучших фильмов

0
0

По словам специалистов, интеллектуальное кино (ИК) сегодня переживает специфическую фазу, последовавшую за таким этапом, как арт-синема.

интеллектуальное кино
Она к настоящему времени пока еще не освещена серьезным научным исследованием. Ведь в XXI веке ИК разрабатывается наиболее креативными режиссерами методом проб и ошибок, поиска новых форм кинотворчества. Новые создатели интеллектуальных киношедевров развивают ставшие уже классикой кинематографа творческие находки выдающихся режиссеров прошлого века Антониони, Бергмана, Бертолуччи, Годара, Пазолини, Рене, Тарковского, Феллини, Фрэнсиса Форд Копполы.

Принципы ИК

Для интеллектуального кинотворчества характерны принципы арт-синема, отличающие его от кино массового:

- ведущая роль в создании ИК режиссера - творца, полностью отвечающего за все нюансы в целом;

- тотальный контроль режиссера над изображением, т.е. над содержанием кадра;

- способность ИК влиять на решение социальных и философских проблем;

- поиск скрытого смысла вместо квестового построения сюжета;

- акцент на личностях людей, их внутреннем мире, состоянии души, созидании интеллектуальных и социальных ценностей;

- расшатывание человеческих понятий о «возможном», форсирование перехода людьми формальных и интеллектуальных «границ».

Пионеры ИК - европейские мэтры арт-хауза

Интеллектуальное кино XX века характеризуется проникновением в него видения кинотворчества европейских режиссеров- новаторов, «восставших» против шаблонов Голливуда. Они решили ориентироваться не на привлечение зрителя, а на развитие киноискусства.

режиссер фильма
Перечислим наиболее значимых режиссров интеллектуального кинематографа. Одним из пионеров европейского авангарда называют Луи Деллюка (20-е годы прошлого века). Его идея киновыразительности выражалась во внимании к человеческой душе, мышлению, вере. Другой режиссер, Пьер Пазолини, в своих творческих поисках пришел к ассоциативности человеческих чувств, массовых социальных событий с природой. Новатором - режиссером, творцом кинометафоры ввошел в историю Эйзенштейн. Он обосновал четыре основы кинометафоры:

· отраженный образ (зритель, смотрящий интеллектуальное кино, узнает о событии косвенно, сосредотачиваясь на эмоциональном впечатлении);

· обобщенный образ (достигается путем структурирования кадра в кульминационной точке фильма);

· образ парциально-монтажный (с помощью синтетического монтажа формируется единый кинематографический образ);

· параллелизм (сопоставление в монтаже различных процессов).

Жан-Люк Годар в своей режиссуре практиковал конструирование новой художественной реальности, прерывая действие аналитическими элементами: комментариями визуальными (фото или картины) и текстовыми.

Арт-хауз проник в американский кинематограф

В дальнейшем творческие находки режиссеров-европейцев проникли и на американский континент.

интеллектуальные фильмы
Под воздействием кинематографической «Новой волны»из Старого Света сложился феномен «Независимого американского кино».

О том что современное интеллектуальное кино перешагнуло стадию арт-хауза, свидетельствует зацикленность последнего на специфических кинофестивалях. В таком ключе сегодня творит британец Питер Гринуэй (2015 - «Эйзенштейн в Гуанахато», «Любовь питают музыкой»); испанец Педро Альмодовар (2013 - «Я очень возбужден», 2014 - «Дикие истории); датчанин Ларс Фон Триер (2014 - «Нимфоманка»).

Произошел парадоксальный процесс проникновения вышеупомянутых творческих наработок ИК в кино массовое. Их взяли на вооружение многие американские режиссеры. Арт-хауз оказался не замкнутым на самом себе. Он обогатил многослойную и многогранную систему мирового кинематографа. В массовом прокате появились ленты, наделенные философским смыслом, заставляющие зрителя задуматься.

Какое интеллектуальное кино предпочитают пользователи Рунета?

Изучив интернет-отзывы читателей об ИК, мы составили список фильмов этой категории, наиболее часто обсуждаемых в форумах Рунета, а также в статьях кинокритиков, публикуемых в специализированном журнале "Искусство кино". Именно эти кинокартины, по мнению зрителей, способствуют размышлениям и ассоциациям с реальной жизнью. Они запоминаются людям, поскольку воплощенные в них идеи находят живой и творческий отклик в человеческом сознании. Данный список фильмов мы намеренно ограничили 10 картинами. Причем только три из них относят к чистому арт-хаузу. Большинство же представляют собой трансформировавшееся благодаря инсталляции элементов арт-хауза кино массовое. Само название фильмов отображает их интеллектуальную насыщенность. В наш перечень вошли "Ностальгия" и "Сталкер" Андрея Тарковского, "Матрица" братьев Вачовски, Бегство из Шоушенка", "Игры разума" от Рона Ховарда, "Игра" Дэвида Финчера, "Эффект бабочки", "Переговорщик" Ф.Гэри Грэя, "Инк" ("Чернила") Джеймина Уайнэнса.

Фильм “Ностальгия” Андрея Тарковского

Наш рассказ, кратко характеризующий вышеперечисленные интеллектуальные фильмымы, начнем с "Ностальгии" Андрея Тарковского. Данная картина представляет собой арт-хауз в чистом виде. Поэтому рассматривать его сюжет следует учитывая вложенные в него режиссерские ассоциации.

список фильмов
Писатель Горчаков Андрей вместе с переводчицей Евгенией приезжают в Италию с намерением изучить биографию проживавшего в тосканском монастыре соотечественника -композитора XVIII века Павла Сосновского. Однако этому, как и намерению Андрея вернуться в Россию, мешают обстоятельства. Путешественники вынуждены остановиться в гостинице... Номер, доставшийся им, чудовищно неуютен: штукатурка стен в потеках; примитивная железная кровать; круглое зеркало в ванной комнате, просматривающееся сквозь проем в двери. Неудивительно, что в таком помещении зарождается душевный кризис героя. Начиная с этого момента Тарковский формирует свою цепь ассоциаций, выстраивающую будущий сюжет. Не случайно прерафаэлитовые волосы Евгении копируют косы леди Лилит на картине Россетти. Евгения, как само собой разумеющееся, надеется на близость с Горчаковым. Следует отказ. Женщина заявляет, что у нее есть любовник и получше. Забегая наперед, скажем, что эротизм этой кинокартины подобен духу произведений художников Данте Россетти и Сальвадора Дали.

Щемящее одиночество охватывает Андрея. Пребывая в водолечебнице, построенной в честь Екатерины Сиентской, писатель знакомится с сошедшим с ума Доменико. Режиссер фильма опять обращается к иносказаниям (ведь вблизи базилики, где хранятся мощи этой святой, находится отображенная в картине Дали "Искушение святого Антония" статуя слона.)

Доменико мечтает спасти мир посредством особого ритуала: пройти со свечой через минеральный источник.

Однако проделать его предстоит самому Андрею Горчакову. Ему звонит Евгения и рассказывает, что Доменико просит его совершить это. Она и сама является вместе со своим любовником Виторио к источнику.

Сцена прохождения писателя со свечей происходит на грани катариса, она наиболее значима в кинокартине. Важно, чтобы свеча не гасла, а это возможно лишь при чистоте души идущего. Горчакову нелегко, но ему помогает Доменико, который, взобравшись на конную статую, ораторствует о высших ценностях - братстве и единстве с природой. Затем сумасшедший играет девятую симфонию и совершает самосожжение. Его одежда вспыхивает в тот момент, когда Горчаков завершает свой путь со свечой.

“Сталкер” - новое слово в интеллектуальном кино

Язык интеллектуального кинематографа расширился благодаря творческой работе режиссера Андрея Тарковского над фильмом "Сталкер". Автор его создавал, переделывая трижды. По официальной версии, причиной выступал брак оператора и пленки. Однако на самом деле режиссер фильма мучительно, методом проб и ошибок, шел к созданию главной киноленты в своей жизни.

Основой для написания киносценария послужил роман братьев Стругацких "Пикник на обочине". Свои впечатления от совместной работе с Тарковским над сценарием эти классики мировой фантастики выразили предельно кратко: "Мы работали с гением". Фактически весь сюжет был перекроен режиссером. В финальной версии философские аспекты заменили фантастические. Тарковский до предела сжал и насытил сюжет. Персонажи и антураж от великого русского режиссера оказались востребованными, поскольку имеют высокую степень ассоциативности. Интеллектуальные фильмы такого уровня появляются нечасто...Образ главного героя, отбывшего тюремный срок, выбритого наголо, "везде несвободного" ассоциируется с человеком, растоптанным Гулагом, а аномальная Зона своей заброшенностью и одичалостью нынче напоминает Чернобыльскую зону отчуждения. По ходу фильма зритель видит как сюжетные, так и визуальные элементы христианской символики. Эпизод после преодоления водопада путешественниками подобен цитате из Евангелия от Луки, когда оба апостола, встретив Бога, не узнали его. А сцена, отражающая полет над гладью воды, неожиданно визуализирует Иоанна Крестителя, изображенного ван Эйком на Гентском алтаре.

название фильмов

Из самого романа были взяты лишь его основные черты: аномальная Зона, оставшаяся после прилета инопланетян, и Сталкер - человек, являющийся проводником в ней.

Мир, созданный Тарковским в "Сталкере", напоминает прошедшую исповедь человеческую душу, настолько он является является целостным и насыщенным, что даже его внешний аспект изменяется на внутренний. Путешествие Сталкера и двух его попутчиков по Зоне к вожделенной тайной комнате, исполняющей любые желания, аллегорично. Название фильмов XX века зачастую выражает абстракцию.

Замысел “Сталкера”

Образ профессора отражает духовный мир материалиста, в писателя режиссером вложена творческая натура, сам же Сталкер симвролизирует Веру.

Добравшмсь до сердца Зоны - тайной комнаты, герои терпят фиаско. Никому из них не удается определить самое важное, самое сокровенное желание. Однако они возвращаются из нее, обогатившись духовно, как бы переняв у попутчиков ранее недотающие для себя качества.

По мнению Тарковского, персонаж Сталкера является по своей сути трагичным. Он сам верит и водит людей из обыденного прагматичного в Зону, чтобы те также поверили, однако мир отторгает и его, и его веру.

Интеллектуальные фильмы - драмы. “Игры разума”

Обратимся к другим фильмам из нашего списка. Среди интеллектуальных кинолент встречаются произведения различных жанров, в том числе и фильмы-драмы.Мы уже упоминали среди произведений творцов драмы-загадки "Эффект бабочки" и драмы-биографии "Игры разума". Прокомментируем одну из них.

Сюжет "Игр разума" режиссера Рона Ховарда имеет реальную основу - жизненный путь гениального ученого, творца теории игр, лауреата Нобелевской премии Джона Нэша. Весь свой вклад в науку, принесший ему международное признание, он внес, едва достигнув возраста 22 лет!

фильмы драмы

Что о его биографии рассказывает фильм? Замечательная научная работа вначале в Принтонском университете, затем в Массачусетском технологическом институте, семья, достаток... Что еще нужно для счастливой жизни? Однако в случае с Джоном Нэшем все это было безжалостно перечеркнуто суровым диагнозом: параноидальная шизофрения. Режиссер вводит в сюжет созданные больной психикой персонажи. Нэшу представляются реально несуществующие люди: агент ЦРУ Парчер, соседи в Принстоне: Чарльз со своей племянницей Мерси. Всех их в действительности не существует. Ученому кажется, что он работает на ЦРУ. Безумие увлекает его в темную бездну...

Чем хороши подобные фильмы-драмы? Они показывают читателю непреодолимую душевную и духовную силу человека... Продолжим рассказ об ученом... Для него началась многолетняя безрезультатна эпопея медикаментозного лечения. И вот когда уже сами врачи опустили руки, признав Нэша безнадежным больным, за лечение недуга взялся он сам. Он был не медик. Его инструментом выздоровления стала разработанная им самим теория игр. Это был драматичный поединок: Джон Нэш играл самую важную партию в своей жизни. Его оппонентом было его же безумие. Ученый играл гениально, форсируя инициативу, блокируя реакцию противника, лишая его возможности ответного хода. Это было невероятно: лечение безумия интеллектом. Нэш совершил невиданный ранее подвиг человеческого разума! Он вернулся в науку... (что важно: благодарные коллеги его не забыли.) Его опять приняла семья. Фильм заканчивается классическим хэппи-эндом. Однако это не являетя потвортвом зрителям, ведь так было на самом деле!

Интеллектуальный детектив “Переговорщик”

Многим зрителям нравится особый вид киножанра - интеллектуальный детектив. Среди подобных фильмов выделяется “Переговорщик”. Главным его героем выступает полицейский из Чикаго, лейиенант Дэнни Роумен. Его профессия - ключевая для разрешения многих террористических актов, связанных с захватом заложников, ему приходится работать и для спасения самоубийц... Однажды его коллегу Ната, накануне договорившегося о встрече с Дэнни, убивают. Главный герой оказывается под обвинением. Он подозревает, что ему противостоят “оборотни в погонах” - полицейские-преступники из его же управления. Шансов легально разрешить ситуацию и вывести их на чистую воду у него нет. Слишком хитро они организованы, чересчур осведомлены в следственнных процессах и достаточно коррумпированы. Дэнни Роумен для их обличения решается на экстраординарный шаг - он сам захватывает заложников и сам ведет переговоры. В этом он - профессионал и мастер, только так он может проявлять инициативу, атакуя преступников интеллектуально, провоцируя их на обличающие их действия. Фильм заканчивается победой полицейского-переговорщика над целой организованной бандой преступников.

Интеллектуальный боевик “Матрица”

Сегодня, к счастью, лучшее интеллектуальное кинопредставленно практически во всех жанрах кинематографа. Даже в таких, где ведущим является экшн. Например, интеллектуальный боевик “Матрица”, отличающимся глубоким философским подтекстом. Зададимся вопросом о том, какова же “темная сторона” рекламируемого нынче глобализированного общества. Ведь такое будущее пророчат для нас сейчас власт ьимущие... Не является ли оно матрицей, где люди - пешки, где они - абсолютно подконтрольны и глобально бесправны? Как мощно звучит лейтмотив фильма: люди - все, что вокруг вас следует проверять на подлинность, ведь зачастую это - Матрица. Что же это такое, по мнению создателей фильма? Это жесткая система, обманывающая, порабощающая, роботизирующая людей. За ее неприкосновенность и эффективность отвечают хранители. С ними вступает в поединок Нео и его единомышленники Морфеус и Тринити.

интеллектуальное кино список

Кстати, вовсе не случайно одна из главных героев, женщина-хакер, носит ник христианского происхождения Тринити (Троица). Этот штрих указывает на глубинный мировоззренческий конфликт глобализма и христианства.

Заключение

В данной статье мы попытались обзорно рассказать про интеллектуальное кино. Список перечисленных нами фильмов мы просто физически не смогли полностью осветить в данной статье. Да и нужно ли это? Во-первых, зрителю гораздо интересней будет в дальнейшем самому уловить их смысл с теле- или же компьютерных экранов. Ведь если вы пока что не видели какое-то интеллектуальное кино из этого перечня , то вам предстоит счастье прикосновения к интеллектуальному полотну художника- режиссера.

Смотрите интеллектуальные фильмы! Они, как и хорошие книги, станут вашими настоящими друзьями: поддержат, утешат, подскажут...

Ведь человеку искреннему и думающему ИК действительно помогает становиться разумнее, выше, чище.