Сергей Герасимов: биография и фильмография

Известный советский режиссер - Герасимов Сергей Аполлинариевич - был человеком удивительного таланта. Свою кинокарьеру он начал как актер, но славу ему принесли именно его режиссерские работы. Что же это был за человек, что его именем назвали один из самых престижных театральных вузов мира? И чем именно он заслужил такую честь?

Сергей Герасимов: биография ранних лет

С точки зрения советского времени, у этого, без сомнения, великого режиссера было самое что ни на есть подходящее происхождение. Его отец хотя и был дворянином, но своими привилегиями не пользовался. Он предпочитал трудиться инженером-технологом с крайне активной гражданской позицией – занимался организацией социал-демократических кружков среди рабочих одного из заводов царской России, за что и был в свое время сослан в Сибирь.

Мать будущего режиссера - Юдифь Эстрович - была из купеческого сословия. Еврейка, при замужестве она приняла православие и активно участвовала в деятельности революционного движения народовольцев. сергей герасимов

От этого политически активного семейного союза родилось 5 детей, причем Герасимов Сергей Аполлинариевич (появившийся на свет в конце мая 1906 г.) был самым младшим.

Будущему режиссеру едва успело исполниться 3 года, как его отец погиб во время несчастного случая на работе, и Юдифь Борисовна осталась одна с детьми на руках.

После потери кормильца Герасимовы стали жить весьма скромно, но благодаря помощи родных и самоотверженному труду матери им удавалось выживать.

Не имея достаточно времени, чтобы ухаживать за младшим сыном, Юдифь Борисовна наняла ему няню – Наталью Евгеньевну, которая значительно повлияла на формирование творческого мировоззрения своего воспитанника. Именно эта добрая и заботливая женщина привила мальчику любовь к прекрасному.

Тернистый путь на сцену

Театр Сергей Герасимов полюбил с первого взгляда, когда в восьмилетнем возрасте попал на премьеру оперы «Евгений Онегин» в Екатеринбурге.

Желание связать свою судьбу с миром сцены было велико, но пылкий юноша отказаться от своих грез, и причиной тому послужило тяжелое финансовое положение семьи. Он устроился работать на завод в Красноярске, параллельно получая образование в местном реальном училище. На тот момент благополучие матери и родных оказалось в руках 14-летнего Сергея Герасимова, который в мятежные годы Гражданской войны был единственным добытчиком в семье.

Когда положение в стране понемногу стабилизировалось, семейство Герасимовых вернулось в Екатеринбург, и юный Сережа смог осуществить свою заветную мечту: он начал посещать местную театральную студию. К сожалению, она не оправдала надежд юноши, и он вскоре оставил ее, переехав в Ленинград к старшему брату.

Здесь Сергей Герасимов поступил в Ленинградское художественное училище, где проучился 2 года. Как и работа на заводе в Красноярске, так и учеба в художественном училище - это был выбор, навязанный будущему режиссеру его родными (не разделяющими его увлечения театром). Несмотря на это, все свободное время Герасимов проводил в Экспериментальном театре, где обучался азам актерского мастерства.

Что касается кинематографа (который только начинал развиваться в те годы), то он не особо интересовал юношу, однако судьба все решила за него. Однажды один из сокурсников предложил Герасимову посещать фабрику эксцентричного актера (ФЭКС). Эта экспериментальная творческая организация к тому времени была сосредоточена на изучении модного киноискусства и увлекла этим и будущего режиссера.

сергей герасимов режиссер

Благодаря ФЭКСу Герасимов познакомился с главной женщиной в своей жизни – Тамарой Макаровой, которая стала не только его женой, коллегой и помощницей во всех начинаниях, но и музой. Но это будет немного позже, а пока, окончив художественное училище, будущий режиссер решил все-таки получить специализированное актерское образование и поступил в Техникум сценических искусств.

Герасимов-актер

Свою карьеру в кино Сергей Герасимов начал благодаря ФЭКСу, сыграв шпика в короткометражной немой комедии «Мишки против Юденича» еще в 1925 г.

В будущие 2 года он продолжал сниматься в короткометражках («Братишка», «Чертово колесо»). Вскоре его старания и талант были замечены, и юношу стали приглашать в полнометражные кинокартины: «Шинель», «Союз великого дела», «Новый Вавилон», «Одна».

Первые режиссерские работы Сергея Герасимова

Несмотря на растущую востребованность как актера, Герасимов все более стал задумываться о профессии режиссера. Но поначалу мало кто рисковал доверять режиссуру кинокартин неопытному юноше. Поэтому первые свои работы Сергей Герасимов снимал совместно с более опытными коллегами.

Его кинодебютом стала короткометражка 1929 г. - «Двадцать два несчастья», над которой вместе с Герасимовым работал С. Бартенев. Потом было «Сердце Соломона» и картина «Лес», которая так и осталась пылиться на архивных полках.

Сергей Герасимов: личная жизнь

Каждому гению нужна своя муза, и для этого режиссера данную роль исполнила его супруга – известная советская актриса Тамара Макарова. Когда молодые люди только познакомились, оба они еще не были ни заслуженными, ни народными, и даже не догадывались, что всего через пару лет станут одними из самых видных деятелей кинематографа СССР.

Познакомившись в ФЭКС, Герасимов и Макарова вместе снимались в «Новом Вавилоне» и постепенно сблизились. За красивой и элегантной актрисой в то время ухаживало немало молодых людей. Более того, Герасимов ей поначалу не очень понравился, но его страсть заставила девушку присмотреться к нему повнимательнее…

Вместе Тамара и Сергей прожили всю жизнь, создав немало великих кинопроектов (это такие фильмы Сергея Герасимова, как «Семеро смелых», «Маскарад», «Учитель», «Молодая Гвардия», «Сельский врач»), и воспитав целую плеяду гениальных актеров и режиссеров.

Своих детей у этой пары не было. Но они вырастили сына репрессированной сестры Тамары Макаровой – Артура. Мальчик впоследствии пошел по стопам Герасимова и стал режиссером.

Несмотря на то что многие годы являлись образцовой семейной парой и творческим союзом Тамара Макарова и Сергей Герасимов, режиссер иногда позволял себе увлечения. На протяжении всей его творческой жизни о нем ходили самые разные сплетни, приписывающие ему романы практически с каждой актрисой, с которой он работал. Стоит отметить, что многие из них были вполне заслужены.

Что касается Тамары Федоровны, то, будучи любящей и мудрой женщиной, она прощала супругу увлечения, так как понимала, что это свойство его творческой натуры.

Однако известен реальный случай, когда брак Герасимова оказался под угрозой. Причиной тому стала студентка Сергея Аполлинариевича Нонна Мордюкова.  сергей герасимов личная жизнь Бесстрашная красавица покорила своего педагога, и он отдал ей главную роль в проекте «Молодая гвардия» (фильм 1948 г.). Режиссер всерьез подумывал о женитьбе на этой актрисе. Но девушка уже встречалась с будущим Штирлицем – Вячеславом Тихоновым, и вскоре молодые люди поженились. А страсть Герасимова постепенно остыла.

Довоенные кинокартины Герасимова

Хотя многие киноведы сегодня спорят о степени влияния Тамары Макаровой на творчество ее мужа, все сходятся в том, что успех пришел к Герасимову именно тогда, когда он стал снимать ее в своих лентах.

Первой совместной работой супругов стала картина «Люблю ли я тебя?», снятая по сценарию самого режиссера. И хотя она не стала знаковой в его творчестве и даже не сохранилась, эта лента стала первой самостоятельной режиссерской работой Сергея Герасимова.

Сделав выводы, в следующем году он в соавторстве с Юрием Германом пишет сценарий кинокартины «Семеро смелых» (1936 г.), в которой главная роль достается Тамаре Макаровой. Этот проект становится тем прорывом, который делает супругов звездами кинонебосвода СССР.

Через 2 года звездная чета вновь заставляет говорить о себе благодаря картине «Комсомольск», которая, как и «Семеро смелых», носила агитационный характер: призывала молодых людей ехать осваивать земли на Дальнем Востоке.

«Комсомольск» был одобрительно встречен руководством страны и полюбился зрителям. Однако после нее Сергей Аполлинариевич решает переквалифицироваться, и следующей его работой становится бытовая лента «Учитель», за которую и Герасимов, и Макарова получают по Сталинской премии.

Последней довоенной работой режиссера становится экранизация «Маскарада» Лермонтова. Эта кинолента (первая в творчестве Герасимова) была посвящена не современности, а прошлому. В главной роли в проекте блистала Тамара Макарова.

Кстати, она так же сыграла в картине непривычную для себя роль – изысканной дворянки, и сыграла весьма хорошо. Да и сам режиссер, работая над «Маскарадом», решил вспомнить прошлое и сыграл небольшую, но очень важную в сюжете роль Неизвестного.

В годы Великой Отечественной войны

С началом войны с Германией Гарасимов и его супруга не покинули Ленинград, хотя имели такую возможность. Они вплоть до 1943 г. оставались в этом героическом городе и, помимо работы на «Ленфильме», активно участвовали в его обороне.

В эти годы фильмы Сергея Герасимова не многочисленны, однако все они посвящены теме борьбы с оккупантами. Так, помимо первого выпуска «Боевого киносборника», он снял ленту «Непобедимые» с Макаровой в главной роли.

После 1943 г. семейство Герасимовых вынуждено эвакуироваться в Ташкент. Здесь появляется их совместный проект «Большая земля», посвященный вкладу тыла в борьбу с фашистами.

Через год супруги получили возможность вернуться в Ленинград, однако решили перебраться в столицу СССР.

Послевоенное творчество

В Москве многое меняется в жизни и творчестве Сергея Герасимова. В первую очередь теперь супруга перестает быть центром его кинотворчества. В большинстве своих будущих работ он выделяет ей роли, однако уже не главные, а второстепенные. А иногда и вовсе не приглашает сниматься, как в случае с экранизации романа Шолохова «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Главные же роли теперь получают более молодые и красивые актрисы, многие из которых были студентками Герасимова. молодая гвардия фильм 1948

Настоящий успех и слава приходят к режиссеру благодаря ленте «Молодая гвардия», рассказывающей о борьбе комсомольцев с фашистским оккупантами. За эту работу и Сергей Аполлинариевич, и исполнители главных ролей получили по Сталинской премии.

Следующие несколько лет режиссер снимает документальные кинокартины о Китае – «Новый Пекин» и «Освобожденный Китай». Кроме того, после смерти Сталина именно ему поручают заняться съемками документальной ленты об этом. тихий дон фильм 1958

Через 10 лет после «Молодой гвардии» Сергей Аполлинариевич снимает свой второй культовый послевоенный проект – «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Эта трехсерийная лента о судьбе донского казачества показала все мастерство Герасимова-режиссера, а также открыла миру таких талантливых актеров, как Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириченко и Людмила Хитяева.

Примечательно, что более чем через 30 лет один из учеников режиссера – Сергей Бондарчук – снимет свой вариант «Тихого Дона».

Работы Герасимова в 60-70 гг.

Следующей важной работой становится лента «Люди и звери». Фильм 1962 года рассказывает о судьбе лейтенанта Алексея Павлова, попавшего в плен и долго жившего на чужбине. Эта картина многие годы вынуждена была пылиться на полке и стала доступна зрителям лишь после распада СССР. Точно неизвестно, почему картина «Люди и звери» (фильм 1962 г.) была запрещена к показу даже в годы перестройки. Считается, что властям не понравилось слишком мягкое изображение капитализма.

После печальной судьбы «Людей и зверей» его создатель на долгие годы уходит из исторического кино, сосредоточившись на картинах о человеческих взаимоотношениях. Специально для своей ученицы – Галины Польских (к которой, по слухам, он тоже был неравнодушен) – он пишет сценарий ленты «Журналист». Фильм этот появляется на экранах в 1967 г. и довольно хорошо принимается зрителями. Помимо советских артистов, в нем снимались и француженки Анни Жирардо и Мирей Матье. Также и Тамара Макарова получила небольшую роль Ольги Паниной в кинокартине «Журналист».

Фильм следующий – это снова драма об отношениях, «У озера». фильмы сергея герасимова Она стала полноправным дебютом для Натальи Белохвостиковой, которую Герасимов взял к себе на курс без экзаменов. Ходили слухи, что сценарий ленты, написанный самим Сергеем Аполлинариевичем, был отражением его чувств к этой невероятно красивой девушке. Ведь в центре сюжета – любовь молодой девушки и немолодого женатого директора комбината (в исполнении Василия Шукшина).

Словно извиняясь перед супругой за невнимательность к ней как к актрисе, Герасимов поручает Тамаре довольно важные роли в своих следующих 2 картинах: «Любить человека» и «Дочки-матери».

Фильм первый (из вышеперечисленных) посвящен взаимоотношениям стареющего мужчины и его более молодой супруги. Фактически он является своеобразным вариантом развития темы отношений между влюбленными разных возрастов, которая была рассмотрена в ленте «У озера».

А вот «Дочки-матери» (фильм 1974 г.) в этом плане намного интереснее. В этой ленте впервые за многие годы Герасимов снимает в одной из главных ролей – супругу. Тамара Федоровна играет интеллигентную преподавательницу балетной школы, которая приютила у себя девушку из детдома. Практически весь сюжет построен на взаимоотношениях людей из разных слоев общества.

Последние годы великого режиссера

Попав в мир кино фактически с улицы, Сергей Герасимов всю жизнь пытался предоставить подобный шанс и другим талантливым молодым людям. И даже в последнее десятилетие жизни он не отошел от этого принципа. Его последняя (в 70-х гг.) киноработа «Красное и черное» была снята на основе дипломного спектакля студентов его актерской мастерской.

Главную роль в ней получил студент Герасимова и Макаровой Николай Еременко-младший (дебютировал в ленте «У озера»). Его возлюбленную сыграла дочка двух других студентов (Сергея Бондарчука и Инны Макаровой) – Наталья Бондарчук, а ее очаровательную соперницу - Наталья Белохвостикова.

Экранизация «Красного и черного» стала возвращением Герасимова в историческое кино. Следующая его работа – это первая часть дилогии о Петре I – «Юность Петра» (фильм 1981 г.). В этом проекте режиссер собрал любимых артистов, включая супругу. Однако с художественной точки зрения данная картина (как и ее продолжение - «В начале славных дел») значительно уступают ранним работам режиссера. юность петра фильм 1981

В последующие годы успех этой дилогии Герасимова («Юность Петра» - фильм 1981 г. и «В начале славных дел») способствовал появлению мини-сериала «Россия молодая», где роль царя Петра сыграл все тот же Дмитрий Золотухин.

Последней работой Сергея Аполлинариевича стала лента «Лев Толстой», рассказывающая о старости великого российского классика. Примечательно, что Герасимов и Макарова исполнили в ней роли Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны. герасимов сергей аполлинариевич

На момент съемок здоровье режиссера вызывало опасения у его супруги, поэтому она была категорически против, чтобы он играл мертвого Толстого, считая это дурной приметой. Но Герасимов не согласился с ее доводами и сыграл, как и планировал.

Через год после выхода «Льва Толстого» (в 1985 г.), из-за проблем с сердцем, Сергея Герасимова не стало.

Тамара Федоровна Макарова пережила мужа на 12 лет, на протяжении которых более не снималась, хотя очень часто получала предложения от коллег и учеников.

Похоронены Сергей Герасимов и его супруга на Новодевичьем кладбище города Москвы, на 10-м участке. дочки матери фильм

К столетию со дня рождения Сергея Герасимова были установлены мемориальные таблички на домах, где они с супругой жили в Ленинграде и Москве.

Наследие Сергея Герасимова

После переезда в Москву Герасимов и Макарова преподавали во ВГИКе, а чуть позже стали совместно руководить мастерской. сергей герасимов биография

В отличие от других педагогов, Сергей Аполлинариевич с супругой помогали своим студентам не только словом, но и делом. Так, наиболее талантливых учеников Герасимов снимал в своих кинокартинах или помогал им устроиться к другим режиссерам.

Ярким примером такой помощи может служить «Молодая гвардия» - фильм 1948 года. В этом проекте режиссер снял целую команду своих любимых учеников – Инну Макарову, Вячеслава Тихонова и Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Сергея Бондарчука, Клару Лучко и многих других. Кроме того, именно с этой картины начала свою режиссерскую деятельность Татьяна Лиознова (ассистировала Герасимову и сняла несколько сцен), впоследствии подарившая зрителям «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал».

Помимо вышеперечисленных артистов, Герасимов с супругой воспитали и множество других деятелей искусства. За это после смерти режиссера ВГИК был переименован в его честь.