Георгиевский флаг: описание, значение, история

0
0

Георгий Победоносец на протяжении многих столетий был одним из святых, наиболее почитаемых русским народом. Он считался покровителем христианского воинства, и его изображение с копьем и верхом на коне использовалось в геральдике княжества Московского с 14-го века.

 Георгиевский флаг

Святой Андрей

В основе Георгиевского флага (история возникновения представлена ниже) лежит бело-синий стяг, использовавшийся со времен Петра Первого и даже ранее. Название «Андреевский флаг» произошло от имени одного из апостолов Христа, который вместе со своим братом Петром занимались ловлей рыбы на побережье Галилейского моря. С этим и связано покровительство этого святого над морской торговлей. Андрей первым из апостолов последовал призыву Христа, поэтому был прозван Первозванным. Он был схвачен римлянами и казнен во время поездки в Грецию на косом кресте, впоследствии названным его именем.

Андреевский морской стяг

Окончательно вид этого флага сложился к 1712 году. Он представляет собой белое полотнище с 2 синими диагональными полосами, которые образуют наклонный крест. Отношение длины Андреевского флага к его ширине должно быть в пропорции полтора к одному, а ширина синей полосы — 1/10 длины.

Георгиевский флаг ВМФ

Как выглядит Георгиевский флаг

Как уже было сказано, за основу стяга, учрежденного в 1819 году, был взят Андреевский флаг. Единственное отличие этих геральдических символов заключается в том, что в центре креста Св. Андрея Первозванного помещен красный геральдический щит, на котором изображен святой Георгий Победоносец.

В 1819 году были учреждены почетные Георгиевские вымпел и адмиральский флаг. Они давались наиболее отличившимся кораблям.

Кроме того, матросы награжденных судов получали право носить на бескозырках хорошо известную всем георгиевскую ленту. На ней три черные полосы расположены на оранжевом поле и символизируют порох и пламя.

как выглядит Георгиевский флаг

Как был учрежден

История возникновения Георгиевского флага берет свое начало в 1813 году, когда в середине лета на подступах к немецкому городу Кульм отряд А. Остермана-Толстого спас армию союзников. В его состав входил гвардейский морской экипаж, являющийся единственной морской частью гвардии в Российской империи.

Воины преградили путь солдатам французского маршала Вандама и одержали победу. За этот подвиг матросов и флотских офицеров, находившихся под командованием графа А. И. Остермана-Толстого, наградили Георгиевским знаменем. Однако это не отразилось на флагах судов, приписанных к героическому гвардейскому экипажу. Исправил эту ситуацию император Александр Первый. В 1819 году он издал указ, в котором повелел в память о победе в баталии при Кульме присвоить судам гвардейского экипажа Георгиевский вымпел. Кроме того, его должностные лица (адмирал, контр-адмирал и пр.) получали знаки отличия с такой же символикой.

Жетон

Этот знак Морского Гвардейского экипажа был выполнен в виде Кульмского креста. В его центре располагался развевающийся Андреевский флаг, в середине которого находилась Георгиевская звезда. Крест окружала розетка, выполненная из эмали в цветах Георгиевской ленты.

Награждение кораблей «Азов» и «Меркурий»

История русского флота полна описаний героических событий. Солдаты, матросы и вышестоящие военные чины, которые принимали в них участие, поощрялись медалями, орденами, именным оружием и другими наградами. Кроме того, нередко особым образом чествовались целые воинские подразделения, в том числе корабли военно-морского флота.

Одним из ярких примеров коллективного награждения матросов, мичманов и офицеров является присвоение императором Николаем Первым права поднятия Георгиевского адмиральского флага в качестве кормового 2 судам: «Азову» и бригантине «Меркурий».

Георгиевский флаг корабля «Азов»

Георгиевский флаг корабля «Азов»

Этот 74-пушечный парусный линейный корабль, являющийся флагманом русского флота, отличился в Наваринском сражении, которое состоялось в октябре 1827 года.

В ходе битвы было потоплено 3 вражеских фрегата, сожжен турецкий флагманский корабль «Мухаррем-бей» и выбросился на мель 1 корвет.

В бою судно получило 153 пробоины, в том числе 7 ниже ватерлинии, были перебиты все стеньги, мачты, такелаж и реи, а также прострелены паруса. Среди членов экипажа, численность которого была около 600 человек, потери составили 67 ранеными и 24 — убитыми.

Капитану М. П. Лазареву, командовавшему кораблем «Азов», было присвоено звание контр-адмирала. Он был награжден также орденом Бани, от имени английского короля, орденом Св. Людовика, по приказу французского монарха, а также греческим орденом Св. Спасителя

Сам же корабль «Азов» получил право поднимать Георгиевский флаг.

«Меркурий»

Бриг с таким названием был построен на верфи в Севастополе. В мае 1829 года «Меркурий», которым на тот момент командовал капитан-лейтенант А. И. Казарский, принял неравный бой с 2 линейными кораблями турецкого флота. Бригу удалось нанести вражеским судам столь сильные повреждения, что они были вынуждены прекратить преследование.

За этот подвиг экипаж «Меркурия» был награжден Георгиевским флагом и стал именоваться «кораблем-героем». Командира судна А. Казарского повысили в звании до чина капитана первого ранга, а также, вместе с подначальными ему офицерами, обеспечили пожизненной пенсией.

кормовой Георгиевский флаг

«Память Азова»

Заслуги двух кораблей, которые получили Георгиевский флаг по приказу Николая Первого, были столь беспримерными, что таких почестей не заслужил ни один корабль. Однако Георгиевские флаги ВМФ переходили по наследству к судам-преемникам, т. е. к «Памяти Азова» и «Памяти Меркурия».

Первый из них был спущен на воду в 1888 году. На его борту совершил свое известное путешествие на Дальний Восток будущий император Николай Второй.

Во время революции 1905 года на «Памяти Азова» произошло восстание матросов против самодержавия. После его подавления крейсер переименовали в «Двину», но вернули прежнее название в конце марта 1917 года. Через несколько месяцев судно «Память Азова» затонуло в результате попадания торпеды, выпущенной с английских катеров.

В декабре 1923 года корабль подняли и разобрали на металл. Так закончилась его история.

Что касается преемников героического брига «Меркурий», то их было несколько:

  • парусный корвет, построенный в 1865 году;
  • гидрографическое судно;
  • крейсер, спущенный на воду в 1883 году;
  • бронепалубный крейсер.

Последний не посрамил Георгиевский флаг, доставшийся ему по наследству от брига «Меркурий». Он был спущен на воду в 1902 году и неоднократно переименовывался.

В 1925 году судно, которое на тот момент носило название «Коминтерн», стало съемочной площадкой для киношедевра всех времен и народов, немого фильма «Броненосец Потемкин».

В начале Великой Отечественной войны судно использовали для перевозки раненых, а затем оно участвовало в эвакуации защитников Одессы.

Георгиевский флаг история возникновения

В советский период

Георгиевский флаг официально просуществовал до конца декабря 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны возникла необходимость поднять боевой дух солдат и командиров. С этой целью были возвращены такие символы русской армии, как офицерские погоны, а также учреждены ордена и медали, названные именами русских полководцев и флотоводцев.

В сентябре 1943 года в Советском Союзе был учрежден орден Славы 3 степеней. У него была традиционная черно-оранжевая георгиевская лента. Ее же использовали для украшения бескозырок матросов гвардейских боевых кораблей ВМФ СССР.

Теперь вы знаете, как выглядел и какую историю имеет кормовой Георгиевский флаг.